Содержание
Что называется публичной формой собственности?
Главная » Кадастр » Общие вопросы » Что называется публичной формой собственности?
Как известно, в современном государстве существует два варианты собственности, публичная и частная. И если второй вариант предполагает владение граждан, то первый владения самого государства и его субъектов.
Главная особенность публичной собственности в том, что полностью государство ее не использует. Отсюда и вытекает вопрос, а для чего она существует, и как используется в действительности?
Что такое публичная форма собственности и какой она бывает?
Государство, несмотря на всю свою власть, такой же участник различных общественных отношений. Оно может даже выступать в суде (разумеется, через представителя). Отсюда возникает момент и с собственностью, которой государство и его субъекты также обладают.
И, несмотря на то, что государство может регулировать и контролировать общество, оно должно помнить о том, что всегда необходимо соблюдать интересы граждан, в том числе в части определения форм собственности.
Публичная собственность особенна тем, что к ней гражданам доступ закрыт, а если и открыт, то ограничен и контролируется государством и его органами. Отсюда вытекает разделение публичной формы владения имуществом.
Собственником может выступать либо самого государство, либо его субъекты (например, область или край, либо муниципалитет, то есть определенное образование, например, населенный пункт). Все это в целом образует публичную форму владения, которая никак не будет касаться граждан.
Преимущества публичной формы собственности
Большое количество граждан сталкиваются с муниципальным жильем. Смысл в том, что они живут в квартире, которая принадлежит муниципалитету, и при этом стремятся переоформить ее на себя.
О землях специального назначения читайте тут.
Однако спешить с этим не стоит, так как публичная собственность также может иметь ряд преимуществ:
- Отсутствие налогов на имущество, а если таковой и определяется, то по заниженной ставке;
- Муниципалитет всегда делает так, чтобы жилье соответствовало всем требованиям и нормам, а если этого не происходит, то предлагает иной вариант квартиры;
- Если квартира будет утрачена, то органы власти всегда предоставят другое жилье, в то время как при частном владении делать это придется своими силами;
- Обеспечение защиты от мошенничества, так как квартиры муниципалитета нельзя кому-то подарить, или продать, переписать на другого человека или совершить иные подобные сделки.
То есть публичная собственность более защищена, а граждане, проживающие в ней, имеют больше гарантий на то, что не окажутся на улице ни при каких ситуациях.
Недостатки публичной формы собственности
Говоря о недостатках публичной собственности, следует уделить особое внимание двум из них. Первый, отсутствие возможности совершать сделки. С одной стороны, это защищает от мошенников и прочих неприятностей с реализацией имущества.
С другой стороны, не дает в полной мере распорядиться жильем. Однако закон не ограничивает граждан и даже им возможность переоформить квартиру, если это на самом деле необходимо.
Второй недостаток — это зависимость от государства, которое и является владельцем имущества. Именно оно будет решать судьбу квартиры.
Да, на улицу выгнать людей никто не может, всегда гарантируется замена жилья при необходимости или сниженный уровень ответственности граждан, но по сути, люди не могут свободно рассчитывать на квартиру, опять-таки, совершать с ней сделки.
Кроме того, всегда существует контроль над жильцами и немедленное выселение в случае неуплаты по счетам.

Право публичной собственности — понятие на простом языке
Значительная часть недвижимых объектов и земель до сих пор находится в государственной собственности.
Правильно это или нет, можно говорить об этом много, но для простых граждан важно уже сейчас различать основные формы собственности.
Согласно Конституции РФ на территории страны признается три основные формы:
- Государственная.
- Муниципальная.
- Частная.
Если вы успели заметить, в приведенном перечне легко улавливается некая иерархия, в которой главную позицию занимает государство, сохраняя тем самым прежний статус обладания правом на все стратегически важные объекты недвижимости, в том числе земельные участки.
Собственно, как государство, так и его муниципалитеты обладают, как принято говорить юридическим языком, публичной, то есть общественной собственностью. Следовательно, это понятие трактуется широко.
Понятие публичной собственности
Однако, юридическую ответственность за имущество и земли все же несут не они непосредственно, а государство или его конкретное публично-правовое образование (муниципалитет).
Ее можно определить по компетенции органа власти, закрепленной в законах РФ. Приведем несколько примеров.
Пример №1
Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.
Правом на акции и доли приватизируемых государственных и муниципальных компаний обладают различные комитеты и фонды по управлению имуществом. В случае нарушений процедуры приватизации, к примеру, продажей фондами имущества умышленно по заниженной стоимости частным владельцам, ответственность несут либо государство (если объект находился в компетенции федерального центра), либо администрация муниципального образования (города, села и т.д.).
Читайте здесь для чего нужен проект межевания линейных объектов.
Пример №2
Исторические и культурные памятники часто служат объектом отчуждения вследствие вынужденно принимаемых решений на государственном уровне.
Правом проводить процедуру купли-продажи или передачи культурных ценностей наделены комитеты Министерства культуры РФ. Ошибки, потенциально допущенные ими, будут исправляться от имени государства, а не конкретно комитетом или фондом при министерстве. Например, необоснованная безвозмездная передача картин представителю музея другого государства может повлечь прямой материальный ущерб обществу.
Недостатки и явные преимущества публичной собственности
С другой стороны, если учитывать, что до сих пор в публичной собственности может оставаться земельный участок или квартира, то здесь обнаружится сразу несколько рисков для человека, владеющего ими на правах по договору социального найма. Он известен своими ограничениями и жесткими государственными положениями.
Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.
Плюсы есть и они очевидны
- частники обязаны платить налог на имущество, а нахождение квартиры в публичной собственности освобождает граждан от подати;
- в случае возникновения природных бедствий и утери публичного жилья, можно надеяться на скорое возмещение убытков в виде новой квартиры или дома;
- наниматель всегда лучше защищен от мошенничества, чего нельзя сказать о частных собственниках при продаже квартир. Их просто нельзя будет забрать у нанимателей.
Из этого видео вы узнаете о праве собственности:
Какие бывают виды форм собственности?
Собственность — исторически обусловленная форма присвоения людьми материальных благ. При более тщательном анализе ее содержания на первый план выходят ее экономический и юридический аспекты. Они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Форма собственности — это вид, который характеризуется по признаку субъекта и особенности соединения его с объектом.
Непосредственно само взаимодействие зависит от типа социально-экономической системы. Каждому объекту и субъекту, в свою очередь, соответствуют особые формы. Критерии достаточно разнообразны и могут быть классифицированы по многим признакам: правам собственности, методам присвоения и прочему. Рассмотрим далее, какой может быть форма собственности.
Классификация форм собственности
Собственность можно классифицировать различным образом, например:
- По форме присвоения различных форм собственности (индивидуальная, коллективная и государственная собственность).
- По форме права собственности (частная, государственная и совместная собственность).
- По типу производственных отношений (первобытно-общинная, феодальная, капиталистическая, социалистическая, рабовладельческая).
Согласно гражданского кодекса РФ в России закреплены следующие формы и виды собственности:
- Государственная
- Муниципальная
- Частная
- Общественная
Определяющим видом собственности в рыночной экономике является частная собственность.
Виды частной собственности
Частная собственность может выступать в следующих основных формах:
- Единичная собственность — характеризуется тем, что физич. или юридич. Лицо реализует все отношения собственности. Владелец частного предприятия может использовать труд человек своей семьи или наёмных рабочих;
- Партнерская собственность — она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала, нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности;
- По типу парт. собст. у нас работает ООО (общество с ограниченной ответственностью) ОДО (общество с дополнительной ответственностью).
- Корпоративная собственность — базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество).
Формы общественной собственности
Общественная собственность существует в 3 основных формах собственности:
- Коллективная собственность формируется путём её распределения между членами коллектива на данном предприятии, ЗАО (закрытое акционерное общество).
- Государственная собственность — она выпускает в качестве собственников всех членов общества, реализация отношений, присвоения через отношения владения осуществляется гос. аппаратом. Отношения распоряжения реализует хозяйственные субъекты гос. собств.
- Общенародная собственность — она предлагает принадлежность всего общественного состояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. Такая форма собственности была закреплена в России конституцией и была формой без содержания.
Государственная собственность
Государственная собственность — принадлежность имущества либо государству (всей РФ) либо субъекту государства (например г. Москва).
Муниципальная собственность
Муниципальная собственность — имущество принадлежащее муниципалитету (муниципальному образованию). А муниципалитет это в определенной степени независимое от государства общественное образование основанное на принципах гражданского общества и самоуправления. Дугими словами органы действующие в интересах общественности на определенной территории.
Формы и виды земельной собственности
Читайте также:
- BOПРОС № 3. Формы оплаты труда.
- II. ЗаработнаЯ плата: сущность и формы.
- II. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
- III. Наземные формы
- III. Основания возникновения права собственности на природные ресурсы
- А — с прямолинейной спинкой; б — с криволинейной спинкой; в — с канавкой удлиненной формы
- Адаптивные методы кодирования формы речевого сигнала
- Административно-контрольные методы УООС. Виды экологического лицензирования. Экологический контроль. Основные формы государственного экологического контроля.
- Альтернативные режимы права собственности
- Арбитражный процесс как оксюморон. Гражданский процесс, гражданское судопроизводство и судопроизводство в арбитражном суде. Понятие гражданской процессуальной формы.
- Безналичные формы расчетов
- Безработица и ее формы и полная занятость
Понятие, содержание и общая характеристика права собственности на землю
Основания возникновения и прекращения прав на землю
Иные вещные и обязательственные права на землю
Формы и виды земельной собственности
Понятие, содержание и общая характеристика права собственности на землю
Юридические модели реформировании земельного строя в странах юго-восточной Азии и Латинской Америки
Китай. Государственная собственность на землю в городах и коллективная на с/х земли – собственность с/х кооператива. 1986 г. Закон «Об управлении землёй» — передача земли другим субъектам. Регулирование отношений землевладения и землепользования. В Китае важная роль отводилась госрегулированию, ценообразованию, кредитованию, финансированию, налогообложению. Введение принципа разделения труда (диверсификация производства), распределение труда, ответственность за рез/ультаты своей деятельности.
Мексика – основной субъект права собственности – коллектив (крестьянская община), который лишь использовал землю. «Аграрный закон», направленный на изменение структуры земельной собственности. 3 варианта преобразования земельной общины и изменения земельных отношений:
· консолидация землевладения и разделения труда (земля – собственность организации) с оставлением общины
· полуприватизация – свободная продажа сертификатов на право владения землёй членам эхидо. сертификат обладал оборотом только в рамках закрытой корпорации
· полная приватизация эхидо с разделом общего З/У на индивидуальные З/У и их передача на основе решения общего собрания
Тема 4: Права на землю в РФ
Право собственности в объективном смысле – правовой институт как совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений, и которая определяет содержание субъективного права, т.е. тех правомочий, которыми обладает собственник; определяет содержание тех обязанностей, которые возлагаются на иных лиц в связи с реализацией собственником своего господства.
Право собственности в субъективном смысле – установленная объективным правом мера возможного поведения собственника или носителя субъективного права, а также принадлежащее собственнику право требования к определённому лицу, которое нарушает его правомочия.
Государство соглашается с тем, что кто-то господствует над з/у помимо него.
Право собственности на землю в субъективном смысле – это закреплённая за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своём интересе путём совершения в отношении этого з/у действий, которые не противоречат закону и иным НПА, и которые не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательства всех третьих лиц в реализацию своих полномочий. [Борис Ерофеев]
Право собственности – абсолютное, т.к. защита производится от неопределённого круга лиц. Собственник реализует право для себя – своей волей и в своём интересе. В основе права собственности лежит триада полномочий: владеть, пользоваться, распоряжаться. Под правом владения понимается юридическая возможность господствовать над вещью (обладать ею), относиться к имуществу как к своему. Правомочие пользования з/у – юридически закреплённая возможность извлекать выгоду из этого имущества и удовлетворять какого-либо рода потребности при хозяйственной или иной эксплуатации. Правомочие распоряжения з/у – допустимая законом возможность определять юридическую судьбу объекта.
Формы собственности КРФ не закрыты, их четыре: государственная, муниципальная, частная, иные. Красов: 2 формы собственности – частная (круг субъектов определён и это не публичные собственники) и публичная (большой и неопределённый круг субъектов).
Виды земельной собственности основаны на особенностях реализации субъективного права.
Публичная: государственная и муниципальная (государственная: федеральная и сРФ; муниципальная: муниципального района и городского (сельского) поселения).
Частная: ф/л и ю/л (как объединения граждан); индивидуальная (конкретного субъекта) и общая (нескольких лиц). Общая: долевая и совместная. Совместная: супругов и крестьянских (фермерских) хозяйств. Юридических лиц: коммерческих и некоммерческих организаций.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)
Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) публичный собственник имеет полномочия по управлению собственностью.
В отличие от частного собственника публичный имеет многоуровневую структуру (многоуровневый вид). Частные же собственники все находятся на одном уровне.
У публичной собственности есть особенности в рамках правосубъектности. Публичный собственник на землю всегда унитарен – своим объектом права ни с кем не делится, невозможна конструкция, когда публичный собственник является сособственником з/у.
Отличается от частной и по основаниям возникновения права – право собственности публичного собственника на землю может возникнуть по основаниям, по которым у частного собственника не возникает – публично-правовые основания возникновения ПС на землю. У частного собственника право собственности не возникает, а приобретается. У публичных образований: национализация, реквизиция, конфискация (?), захват чужой территории – отторжение (аннексия), оптация, изъятие. У публичного собственника ПС на землю не возникает по гражданско-правовому основанию. Исключение: публичные договоры.
Особенности по основаниям приобретения з/у. Приобретение бесхозяйного имущества и вымороченное имущество (у которого нет наследников).
Особенности в связи с основанием прекращения права публичной собственности – всегда в силу административного акта или в силу закона на основании административного акта в форме приватизации (ст. 28 ЗК). Возможность перевода из публичных земель в частные на основании предоставления з/у в рамках процедуры, указанной в законе (ст.ст. 30, 34, 38 ЗК).
От имени публичного собственника выступают органы без доверенности в силу НПА.
Публичный собственник вправе не использовать з/у по своему целевому назначению.
Публичный собственник сам не использует з/у, а передаёт з/у иным субъектам на различного рода правах.
Публичные собственники не вступают в гражданский оборот по поводу з/у в привычном понимании этого явления. Между публичными собственниками не производится оборот з/у, а существует разграничение – определение принадлежности з/у, находящихся в конкретной собственности. Переносятся границы отдельных территорий.
З/у публичных собственников ограничены в гражданском обороте с т.з. предоставления другим субъектам (не применяются правила о залоге и ипотеке). Если з/у и включается в гражданский оборот, то только в аренду – по установленной процедуре (на аукционе).
Публичная собственность устанавливается на все категории земель в отличие от частной (только на три).
Все участки могут включаться в оборот без первичной регистрации права. Не разграниченные земли на территории МО находятся в распоряжении сРФ. Правомочия по распоряжению делегируются другому собственнику.
| | следующая лекция ==> | |
Модернизация ЗО в странах Восточной Европы | | | Иные вещные и обязательственные права на землю |
Дата добавления: 2013-12-13 ; Просмотров: 1997 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Правовая форма собственности
Вернуться назад на Формы собственности
Экономические отношения присвоения выступают в различных формах в зависимости от того, кто является их субъектом: отдельный человек, группа лиц или организованный ими коллектив, государство или общество (народ) в целом. Соответственно этому обычно различают индивидуальное, групповое или коллективное и общественное, а также смешанное присвоение. Эти экономические формы присвоения и принято называть формами собственности.
Следовательно, формы собственности представляют собой экономические, а не юридические категории. Их нельзя отождествлять с правом собственности или с его разновидностями, выделяя или противопоставляя на этом основании, например, «право индивидуальной (или «частной») собственности» и «право коллективной собственности». Ведь формы собственности как экономические отношения получают различные юридические формы выражения, не сводящиеся только в праву собственности. Кроме того, участниками имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, в том числе субъектами права собственности, могут быть не всякие субъекты экономических отношений присвоения.
В частности, в этом качестве не могут выступать трудовые коллективы, различные общины и тому подобные образования, не имеющие своего, обособленного имущества. Ведь они не отчуждают какое-либо имущество от имущества иных лиц, прежде всего от личного имущества своих участников (членов), а потому и не становятся самостоятельными участниками имущественных отношений (собственниками). Если же такое обособление происходит, то образуется новый самостоятельный собственник (юридическое лицо, например акционерное общество или общественная организация), который становится индивидуальным, а не коллективным субъектом, ибо его учредители (участники) теряют право собственности на переданное ему имущество.
В экономическом смысле субъектом присвоения (собственности) в такой ситуации может считаться и коллектив, но в гражданско-правовом смысле единым и единственным собственником становится только юридическое лицо. Следовательно, субъекты юридических отношений (права собственности) и экономических отношений (присвоения) совсем не обязательно совпадают.
По этой же причине не может сложиться и юридических отношений «смешанной собственности», ибо соответствующее имущество в действительности не «смешивается», а либо обособляется у нового собственника (юридического лица), либо остается принадлежать прежним владельцам (на праве общей собственности). В силу этого, например, акционерное общество с преобладающим или даже со 100%-ным государственным участием, тем не менее, становится собственником своего имущества, которое нельзя более считать объектом государственной собственности (хотя российское законодательство о приватизации и исключает из числа приобретателей приватизируемого имущества хозяйственные общества с более чем 25%-ным государственным участием). Точно так же единым собственником своего имущества становится совместное предприятие (хозяйственное общество) с иностранным участием, являющееся юридическим лицом российского (или иного национального) права.
Имущественный оборот в рыночном хозяйстве требует принципиального равенства прав товаровладельцев как собственников имущества. Иначе говоря, возможности по отчуждению и приобретению (присвоению) вещей должны быть одинаковыми для всех товаровладельцев. В противном случае единого, нормального оборота не получится. Поэтому становится необходимым принцип равенства всех форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых различным субъектам присвоения.
Следует, однако, подчеркнуть, что этот принцип тоже носит экономический, а не юридический характер. Обеспечить равенство всех форм собственности в юридическом смысле просто невозможно. Так, в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота; государство может приобретать имущество в собственность такими способами (налоги, сборы, пошлины, реквизиция, конфискация, национализация), которых лишены граждане и юридические лица. С другой стороны, юридические лица и публично-правовые образования отвечают по своим долгам всем своим имуществом, а граждане — за установленными законом изъятиями (приложение 1 к Гражданско-процессуальному кодексу). Поэтому ч. 2 ст. 8 Конституции РФ говорит о признании и равной защите, но не о равенстве различных форм собственности.
Следовательно, существование разных форм собственности (т. е. экономических форм присвоения материальных благ) отнюдь не требует появления зеркально соответствующих им разных прав собственности. При ином подходе эти разновидности права собственности неизбежно повлекут различия в содержании прав собственников (как это имело место ранее, когда нахождение имущества в государственной или иной форме социалистической собственности предоставляло ее субъекту неизмеримо большие возможности, чем форма личной собственности), нарушая тем самым основополагающий принцип равенства форм собственности. Поэтому следует признать, что юридически существует одно право собственности с единым, одинаковым для всех собственников набором правомочий (т. е. содержанием), у которого могут быть лишь различные субъекты. В силу этого исчезает необходимость в выделении разновидностей права собственности, например отдельного права частной собственности, противопоставляемого праву публичной собственности.
Провозглашение в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ частной, публичной (государственной и муниципальной) и иных форм собственности имеет в виду именно экономические, а не юридические категории. При этом частная форма собственности (присвоения) и в конституционном понимании является общим, собирательным понятием для присвоения (собственности) любых частных (негосударственных, непубличных) лиц, в этом смысле противостоящим публичному или общественному присвоению (государственной и муниципальной (публичной) собственности).
Понимание же частной собственности как принадлежности имущества только одному — физическому лицу, и притом не всякого имущества, а, прежде всего средств производства, да еще и лишь таких, которые он не в состоянии использовать сам, не прибегая к найму рабочей силы (заведомо отождествляемому с эксплуатацией трудящихся), основано на идеологических (политэко-номических) догмах и не имеет сейчас ни юридического, ни практического смысла.
Говоря о понятии частной собственности, надо также иметь в виду, что в России даже сам термин «собственность» стал использоваться лишь во второй половине ХУШ в., при Екатерине П (тогда как до этого царь, олицетворявший собой государство, мог произвольно изъять любое имущество у любого своего подданного). «Полная собственность», включающая право свободного распоряжения своим имуществом и освобожденная от многочисленных ограничений «в казенном интересе», была предоставлена известной Жалованной грамотой дворянству лишь упомянутому сословию в качестве особой привилегии. Только в результате реформ Александра П, проведенных уже в 60-х гг. XIX в., частная собственность, «перестав быть привилегиею, сделалась общей правовой нормой всего населения». При таких условиях законодательное признание и нормальное, а не политэкономическое понимание частной собственности способно не только оградить имущественные интересы граждан и юридических лиц от произвольного вмешательства публичной власти, но и стать достаточно эффективным средством формирования подлинного, независимого от государства гражданского общества, в условиях которого только и может существовать нормальное рыночное хозяйство.
Не менее очевидным теперь становится и то, что никаких «иных форм собственности», кроме частной и публичной, в действительности не существует. Встречающиеся иногда попытки выделения на этой основе каких-то особых форм коллективной, общинной или смешанной собственности и соответствующих им особых «прав собственности» не могут иметь ни юридического (гражданско-правового), ни просто логического смысла, ибо субъектами соответствующих имущественных отношений на самом деле всегда являются либо отдельные граждане, либо созданные ими организации-собственники (юридические лица), что вполне укладывается в рамки обычного понимания частной собственности. В связи с этим признание возможности появления «иных форм собственности», кроме частной и публичной, следует считать результатом недоразумения, основанного на идеологизированной, политэконо-мической трактовке частной собственности.




Вопрос – 1. Субъекты публичной собственности
Читайте также:
- I и II вопросы. 1 страница
- I и II вопросы. 2 страница
- I и II вопросы. 3 страница
- I и II вопросы. 4 страница
- I и II вопросы. 5 страница
- I и II вопросы. 6 страница
- I и II вопросы. 7 страница
- II. Диспозиция – часть нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.
- II. Общие вопросы эпидемиологии и патогенеза заболеваний кожи
- III. Учебные вопросы и расчет времени
- IХ. Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации
- VI Вопросы для подготовки к экзамену.
ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
5. Субъекты публичной собственности.
6. Объекты публичной собственности.
4. Гражданский кодекс РФ.
5. Гражданское право. Том 1. Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого – М.: Проспект, 2010 г.
6. Гражданское право. Том 1. Учебник. Под ред. Е.А. Суханова – М.: БЕК, 2011 г.
В нашем законодательстве государство (публично-правовое образование) традиционно считается особым, самостоятельным субъектом права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может быть и субъектом права собственности (собственником). Важными особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.
Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности — государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т. е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).
Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности). Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.
Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования — собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества.
Вопрос — 3. Объекты публичной собственности.
В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.
Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Порядок отнесениягосударственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должен устанавливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). В его отсутствие сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 (в ред. Постановлений ВС РФ от 23.05.1992 N 2824-1, от 27.01.1993 N 4375-1, от 21.07.1993 N 5475-1 (ред. 24.12.1993), с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 N 15-П)
«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности (приложение 3 к названному постановлению), предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество (перечисленное в приложении 1) и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации (приложение 2). Если же объекты государственной собственности прямо не упомянуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они передаются в собственность соответствующих субъектов Федерации после специального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются находящимися в федеральной собственности). Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов Федерации, может образовываться за счет федерального имущества только в случаях прямой его передачи (отчуждения) от Федерации в собственность ее соответствующего субъекта. Субъект Федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.
Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это распределенное публичное имущество составляет базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам своего учредителя (п. 5 ст. 113 ГК) — этим имуществом они должны отвечать по собственным долгам перед своими кредиторами. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предприятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это имущество в установленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК) либо не ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК), что, впрочем, возможно и применительно к обычному предприятию (п. 1 ст. 295 ГК).
Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное или муниципальное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну публично-правового образования. Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный или муниципальный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК).
В перечне объектов, составляющих казну соответствующего публично-правового образования, на первом месте законом названы бюджетные средства. Они в первую очередь и составляют реальный объект такого взыскания, а также служат источником дополнительной ответственности публично-правового образования по долгам его учреждений (или казенных предприятий) при недостатке у них денежных средств (имущества) для расчетов со своими кредиторами. Наряду с бюджетом казну публично-правового образования составляют средства соответствующих внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и др.).
Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собственности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взыскания кредиторов соответствующего публично-правового образования только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК). В его отсутствие такого рода объекты, по сути, забронированы от взыскания кредиторов, что призвано сохранить публичную собственность на землю.
Как уже отмечалось, в государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Данное положение, однако, не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота. В этом также проявляется различие правового режима двух видов публичной собственности.
К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т. п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.
В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество «государственной казны РФ», состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка, а также имущество, находящееся в государственном резерве.
Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т. п.). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, данные природные объекты не могут стать бесхозяйными, ибо установлена законная презумпция (предположение) нахождения их в государственной собственности. Эти виды имущества могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Все это связано не с особой, повышенной правовой охраной государственной собственности (как было в прежнем правопорядке), а с особым публичным интересом к использованию такого рода объектов.
Имущество может поступать в публичную собственность не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация (служащая одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности).
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию по теме №15:
1. Субъекты публичной собственности.
2. Объекты публичной собственности.
3. Приватизация государственного и муниципального имущества.
4. Право хозяйственного ведения как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности.
5. Право оперативного управления как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности.
Вопросы для самоподготовки по теме №15:
1. 1.Право государственной и муниципальной собственности как субъективное право.
2. Отраслевая принадлежность права государственной и муниципальной собственности.
3. Осуществление права государственной и муниципальной собственности.
4. Значение приватизации публичного имущества.
5. Понятие приватизации публичного имущества.
6. Приватизация предприятий путем их преобразования в акционерные общества.
ЛЕКЦИЯ ТЕМА – 16.1 (2 ЧАСА)
Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 774 ; Нарушение авторских прав? ;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источники
Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.- Беляева, О. М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2012. — 320 c.
- Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.

Образование: Юридический институт город Санкт-Петербург (ул. Гаванская, д. 3).
Факультет: юридический.
Место работы: Частная юридическая компания.
Стаж работы: 9 лет.