Дополнительное образование виды дополнительных общеобразовательных программ

Виды и типы программ дополнительного образования

Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.

Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем можно увидеть совершенно новые черты. Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг. Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика. В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • многофункциональность;
  • разноуровневость;
  • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.

Программа должна обладать такими качествами, как:

  • актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем);
  • прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям);
  • рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
  • реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
  • контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей);
  • чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее). Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации “Об образовании” и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:

1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели:

  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
  • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
  • коррекция психофизического и умственного развития детей;
  • профилактика асоциального поведения детей и подростков

2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.

3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.

В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.

Содержание программ должно:

  • базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов;
  • учитывать уровень развития детей;
  • отражать методы оценки результатов обучения по той или иной программе;
  • включать концептуальные основания образовательного процесса, планирование с изложением последовательности и тематики материала;
  • раскрывать условия организации образовательного процесса, а также материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса.

Виды программ дополнительного образования детей

Типовая (примерная) программа

— утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.

Модифицированная

(или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Экспериментальная

программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.

Авторская

программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.

Как правило, авторские программы имеют основной целью следующее:

  • удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; • создание возможностей для творческого развития детей;
  • приобщение детей к культурным ценностям. Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач — путей достижения цели.

В зависимости от моделей (способов) организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.

Выделяют четыре таких модели:

Первая модель

характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.

Вторая модель

отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.

Читайте так же:  Основные отличия бессрочного трудового договора от срочного — на какой срок может заключаться трудов

* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.

Третья модель

организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ

Четвертая модель

организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.

Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.

Дополнительное образование: Виды дополнительных общеобразовательных программ

В системе дополнительного образования детей педагогическим работникам предоставляется возможность творческого подхода к проектированию образовательного процесса, к созданию различных видов образовательных программ: авторских, модифицированных (адаптированных, поисково-исследовательских и др.).

Согласно закону РФ «Об образовании» содержание деятельности УДОД определяется целостной Образовательной программой, которая разрабатывается и реализуется учреждением самостоятельно. Разрабатывая образовательную программу, разработчик должен ориентироваться на государственные требования и методические рекомендации, предъявляемые МО РФ к составлению образовательных программ в системе ДОД, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Образовательная программа выступает фактором инициативы и творчества педагогов дополнительного образования, так как основной рабочий документ педагога УДОД — образовательная программа детского творческого объединения — результат осмысления его деятельности, назначения, целесообразности, результативности и полезности.

Специфика образовательной программы определяется главными концептуальными идеями, заложенными в Концепции и Программе развития УДОД, направленными на создание социо-образовательной и культурной среды в интеграционном пространстве образовательной организации, растящей и питающей растущую личность. Образовательная программа предоставляет возможность обучающимся в УДОД свободно (совместно с родителями) выбирать индивидуальный маршрут развития в любой культурно-образовательной области. Она учитывает реальный опыт образовательной деятельности педагогического коллектива по приобщению подрастающего поколения к региональной культуре, к историческому наследию.

Виды образовательных программ системы дополнительного образования детей.

1. Типовые программы — представляют собой государственный стандарт образования. Эти программы создаются на государственном уровне, утверждаются Министерством образования РФ и являются базисными в работе по данному профилю. Они могут быть рекомендованы Управлением дополнительного образования в качестве примерных по той или иной образовательной направленности. Данные программы могут внедряться в образовательных учреждениях репродуктивно.

2. Модифицированные (или адаптированные) программы по содержанию и логике совпадают с примерными (типовыми), измененные с учетом особенностей организации и формирования детских объединений, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов воспитания, развития и образования. Изменения вносятся в структурные компоненты по усмотрению автора, стандартное нормирование в количественном и качественном отношении отсутствует. Диагностика результатов по данным программам определяется как количественными показателями, заложенными в программу (знания, умения, навыки), так и практическими достижениями обучающихся (отчетные концерты, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.).

3. Экспериментальные программы — призваны отражать изменения в основах содержания образования, либо изменение принципов, методов, форм обучения в интересах его совершенствования, а также внедрять новые педагогические технологии. Однако такие программы после успешной апробации и экспертизы могут перейти в статус авторской программы.

4. Авторские программы — полностью разработаны педагогом, методистом или коллективом педагогов или методистов. Их содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью, самобытностью. Авторская программа должна содержать гипотезу и ее концептуальное обоснование, цели, задачи, способы достижения целей, способы диагностики результатов на промежуточных этапах и в конце реализации.

Продуктивными идеями в авторских программах выступают идеи, направленные на создание комплексного образовательного маршрута для обучающихся в различных образовательных областях системы дополнительного образования. Такие программы должны быть оснащены авторскими технологическими аспектами.

По уровню освоения программы могут быть:

  • Общеразвивающие, направленные на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социальном опыте. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы.
  • Специализированные, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы ориентированы на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
  • Профессионально-ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности. Они помогают выявлять личные возможности обучающихся и определиться им в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти образовательные программы предусматривают достижение высоких результатов образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Читайте так же:  Цена оформления жилья в личную собственность или сколько стоит приватизация квартиры

По форме организации образовательного процесса программы различают:

1. Комплексные, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое.

2. Интегрированные, изучающие несколько отраслей а едином ключе. Основываются на теории познания и понимания того, что поиск знания является лучшим способом исследования, который устанавливает связи между учебными дисциплинами. Например, полихудожественная направленность.

3. Модульные, состоящие из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.

При всем содержательном многообразии программ дополнительного образования их можно классифицировать по нескольким основным образовательным направленностям, широко представленным в практике деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей: техническая; физкультурно-спортивная; художественно-эстетическая; туристско-краеведческая; социально-педагогическая; естественнонаучная

Этапы разработки дополнительных общеразвивающих программ

Разработка образовательных программы включает обычно три этапа:

1-й этап программирования — подготовительный;

2-й этап программирования — моделирующий;

3-й этап программирования — оформительский.

[2]

На первом этапе педагог обосновывает для себя необходимость создания того или иного вида образовательной программы (индивидуально-авторской, модернизированной), отвечая на вопросы:

  • Почему возникла необходимость в такой разработке? (программа создается, потому, что нет аналогов, новый содержательный курс по одной из образовательных областей или существующие старинные типовые программы по внешкольному образованию совершенно не удовлетворяют ни педагогов, ни родителей, ни их детей и т.д.);
  • В чем смысл образовательной программы?
  • В чем ее новизна и оригинальность?
  • Для какой возрастной группы обучающихся разрабатывается данная образовательная программа и на какой срок реализации она рассчитана?
  • Развитию, воспитанию или совершенствованию каких качеств личности обучающегося способствует данная образовательная программа?
  • Какими знаниями, умениями, навыками должен обладать обучающийся после прохождения курса обучения по образовательной программе?
  • Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?

На втором этапе разработки образовательных программ разработчиком выстраивается модель будущей программы, с четким определением целей, задач, принципов, педагогических, позиций в организации образовательно-воспитательной деятельности и определяются временные рамки реализации программы в соответствии с учебно-тематическим планом. Основная задача разработчика на данном этапе — выстраивание в логике содержания программы (по разделам, блокам и т. д.), ведущих принципов в организации деятельности, способов организации, условий эффективности реализации, а также определяются поэтапный контроль за реализацией содержания программы и способы оценки результатов деятельности обучающихся.

На третьем этапе программирования — оформительском — разработчиком сжато излагается текст образовательной программы с четкими формулировками и выводами. Недопустимо применение одинаковых терминов для различных понятий, но даже если и употребляются специфические термины, они должны быть объяснены.

Должны быть выдержаны государственные требования и методические рекомендации к содержанию и структурированию образовательных программ системы дополнительного образования детей. Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТ 6. 38. 90.

Согласно письма методическим рекомендациям Минобразования России образовательные программы УДОД должны соответствовать определенным требованиям, независимо от их вида, уровня и направленности.

Качество дополнительных общеразвивающих программ технической направленности как условие повышения качества образования в данной сфере

Ю.В. Малова,
старший методист РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы»

Н.А. Жирова,
методист РНМЦ НО ГБПОУ «Воробьевы горы»

Данный материал является продолжением статьи «Возможность достижения метапредметных и личностных образовательных результатов в процессе обучения по дополнительным общеразвивающим программам». Авторы рассматривают вопросы качества дополнительных общеразвивающих программ технической направленности как основу обеспечения качества образования в данной сфере, в том числе – с помощью достижения метапредметных и личностных образовательных результатов.

Современное дополнительное образование детей должно быть нацелено не только на достижение специальных образовательных результатов, но и метапредметных, и личностных. Эти требования ориентированы на повышение качества образовательного процесса в данной системе. С другой стороны, благодаря принципу программоориентированности, они тесно связаны с оценкой качества дополнительных общеразвивающих программ.

Прежде чем говорить о показателях качества дополнительных общеразвивающих программ, в том числе в сфере научно-технического творчества, остановимся на более широком понятии «качество образования». В интернет-источниках можно встретить следующее определение:

«Качество образования – это востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни. Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения»[1].

Для нас очень важно привести именно его, так как здесь напрямую прослеживаются взаимосвязи с необходимостью обеспечения для обучающихся возможности достижения метапредметных и личностных результатов.

С точки зрения дополнительного образования, наиболее важной является такая приведенная в нем характеристика, как востребованность получаемых знаний не только для различных учебных и жизненных ситуаций, но и для предпрофессионального и – в дальнейшем – профессионального развития человека. И это связано с теми личностными результатами, которых должен достичь ребенок, осваивая определенную дополнительную общеразвивающую программу.

[3]

С другой стороны, фундаментальность и глубина знаний тесно связаны с предметными и метапредметными результатами, которыми овладевает обучающийся.

На качество образования оказывают влияние все характеристики учебного процесса, начиная от содержания образования, форм и методов обучения и заканчивая материально-технической базой и кадровым составом, которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся. В системе дополнительного образования все эти характеристики прописываются именно в дополнительных общеразвивающих программах.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что понятие «качество дополнительных общеразвивающих программ» может быть описано при помощи следующих характеристик: совокупность свойств дополнительной общеобразовательной программы, обеспечивающих ее соответствие установленным требованиям, а также удовлетворяющих запросам детей и родителей.

Читайте так же:  Если я выхожу на пенсию, могут ли меня выселить из служебного жилья

Л.Н. Буйлова в работе «Технология разработки и экспертизы дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности» выделяет следующие показатели качества дополнительной общеразвивающей программы:

  1. “Соответствие нормативным требованиям к целям и содержанию деятельности образовательной организации.
  2. Научная обоснованность.
  3. Стратегичность (опережающий характер в отношении практики).
  4. Опора на личностно-ориентированный подход к образованию:
  • приоритет – качества личности ребенка, его позиция, отношение к окружающему миру;
  • прогнозирование путей развития личности;
  • создание условий для самореализации ребенка, приобретения социального опыта;
  • под руководством педагога – возможность для ребенка простраивать свое будущее.
  1. Технологичность.
  2. Валеологичность (любая программа должна …содержать соответствие видов деятельности особенностям ребенка, нормам нагрузки)” [2].

Эти показатели качества являются универсальными для дополнительных общеразвивающих программ любой из шести направленностей: технической, естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной или социально-педагогической. Однако ниже мы будем рассматривать как сами показатели, так и соответствующие критерии их оценки именно применительно к программам в сфере научно-технического творчества, в частности – робототехники.

А сейчас дадим общую характеристику каждому из названных показателей качества. Так, «соответствие нормативным требованиям» предполагает, что программа должна быть сбалансированной и реалистичной (просчитанной по всем ресурсам: кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим).

Показатель «стратегичность» раскрывается в таких частных характеристиках, как актуальность (ориентированность на решение наиболее значимых проблем дополнительного образования) и прогностичность (программа отражает требования завтрашнего дня, соответствует изменяющимся условиям и требованиям ее реализации).

Общий показатель технологичности подразумевает, что программа должна быть целостной (цели и задачи, средства их достижения должны соответствовать друг другу) и контролируемой (способы проверки результатов должны соответствовать промежуточным и конечным целям).

Очевидно, что каждый из показателей, помимо приведенной характеристики, должен раскрываться в простых и понятных критериях. В этом случае педагог, приступающий к разработке дополнительной общеразвивающей программы, будет понимать, какие конкретные позиции он должен заложить в ее структуру и содержание, какие требования соблюсти, чтобы быть уверенным в качестве собственной программы.

С другой стороны, эксперт, оценивающий качество дополнительной общеразвивающей программы, также сможет работать по четкой схеме. Это позволит избежать субъективизма и расплывчатости в формулировке оценок, которые нередко возникают. Попытаемся понять, почему. Для этого рассмотрим определение понятия «критерий».

«Критерий – (греч. criterion) – признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки»[3].

Как видим, определение достаточно широкое, но, с другой стороны, слишком общее. Возможно, именно поэтому при разработке критериев оценки, например, проектных или конкурсных работ, в том числе и в сфере научно-технического творчества, часто используются слишком общие, не конкретизированные формулировки: полнота, глубина, широта и т.д. В нашем случае формулировки должны быть четкими и конкретными.

Кроме того, целесообразно объединить критерии в определенные группы. При разработке соотношения показателей и критериев качества дополнительных общеразвивающих программ была использована классификация, предложенная Т.Г. Новиковой: общие, специальные и частные критерии. В то же время каждый из них дополнительно конкретизируется. Рассмотрим их в соотношении с показателями и прокомментируем, учитывая, в первую очередь, специфику программ в сфере научно-технического творчества.

Таблица

Соотношение показателей и критериев качества дополнительных общеразвивающих программ (на примере научно-технического творчества, в частности – робототехники)

Показатель

Критерии

Комментарии

– титульный лист, оформленный согласно требованиям, размещенным на сайте Департамента образования города Москвы [4];

– содержание программы (учебный (тематический) план, содержание учебного (тематического) плана;

– формы аттестации и оценочные материалы;

Сделаем акцент еще раз: содержание приведенной таблицы можно практически использовать как при разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы, так и в процессе ее экспертизы.

Опора при разработке дополнительных общеразвивающих программ по техническим предметным областям на приведенное в таблице соотношение показателей их качества и соответствующих критериев, соотнесение с перечнем компетенций и их составляющих, приведенном в предыдущей статье, позволят добиться повышения качества образования в сфере научно-технического творчества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Буйлова Л.Н. Технология разработки и экспертизы дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности: методическое пособие. – М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. – 155 с.
  2. Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Экономика и право: словарьсправочник. – М.: Вуз и школа, 2004.[Электронный ресурс].http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/7103/%D0%9A%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%98%D0%98
  3. Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании. Вып. 12. – М.: ЦРСДОД, 2001 [Электронный ресурс]. – https://studfiles.net/preview/4017211/page:12/
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[2] Буйлова Л.Н. Технология разработки и экспертизы дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности. – С. 107.

Виды дополнительных общеобразовательных программ

Буйлова Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник общего образования РФ.
начальник Управления качества образования ГБПОУ «Воробьевы горы», г. Москва

11.04.2016

Сегодня наш постоянный автор, один из ведущих в России специалистов в области дополнительного образования детей Л.Н. Буйлова рассказывает об особенностях дополнительных общеобразовательных общеразвивающих и предпрофессиональных программ, а также о специфике дополнительных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, и программ по подготовке обучающихся к несению военной и иной государственной службы.

ШАБЛОН

Полностью этот материал доступен только пользователям, оплатившим доступ к модулю «Управление школой».
Узнать условия и оформить подписку можно здесь

Если вы оплатили доступ к модулю, то не забывайте, что для просмотра публикаций вам необходимо войти в систему.

Добавлено 20.05.2016
2180 0 0

Добавлено 23.08.2019
89 0 0

Добавлено 20.05.2016
2180 0 0

Нашли ошибку или опечатку?
Выделите ее в тексте и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте так же:  Можно ли продлить учебный отпуск

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.
  7. Приложение.
  8. Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).

1. Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки дополнительной образовательной программы;
  • Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, регалии.
  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г. ::

    Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ::название учреждения.

    Образовательная программа дополнительного образования детей

    Программа ориентированна на детей от . до :лет.

    Педагог дополнительного образования

    2. Пояснительная записка раскрывает:

    1. обоснование программы:
    2. направленность дополнительной образовательной программы;
    3. новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
    4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
    5. цель и задачи дополнительной образовательной программы;
    6. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
    7. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
    8. организация учебной деятельности:
    9. формы режим занятий;
    10. количество учебных часов в неделю
    11. количество учащихся в группе, объединении
    12. работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
    13. прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;

    Контроль может проводиться в следующих формах:

      собеседование;
  • зачет; зачетный лист;
  • вопросник по программе;
  • реферат; защита работы;
  • выполнение нормативов;
  • контрольное упражнение;
  • участие в конкурсах, выставках;
  • выступление на концертах, соревнованиях;
  • КВН, викторина, открытое занятие и др.
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
  • Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

    Объёмы учебной нагрузки

    :

    В соответствии с документами:

    «Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей», М., 2006г.,

    Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616

    1 год обучения

    — всего 144 часа, в расчёте 1 группа — 15 человек, 4 часа в неделю.

    2 год обучения

    — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 12 человек, 6 часов в неделю

    3 год обучения

    — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 10 человек, 6 часов в неделю,

    (3 — ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно — патриотическая направленность, — 324 часа, 9 часов в неделю).

    Форма составления учебно — тематического плана (в расчёте на один год обучения)

    Формы и виды дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование

    Рассмотрим основные виды дополнительного образования, которые актуальны в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране.

    В эпоху технических инноваций, возрастающей конкуренции появляется необходимость снова подтверждать свою профессиональную пригодность.

    Именно поэтому существенное значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Оно позволяет специалистам увеличивать уровень профессионализма, приобрести новые умения и знания, которые дают право работать в новой области.

    Теоретические аспекты

    Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.

    Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.

    Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.

    Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

    • профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
    • кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
    • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

    Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.

    Особенности образовательного процесса

    Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.

    Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.

    После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.

    Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.

    Варианты обучения

    Повышение квалификации является вариантом профессионального обучения специалистов, предназначением которого является рассмотрение слушателями передового опыта для продвижения по карьерной лестнице.

    Рассмотрим виды дополнительного образования:

    • краткосрочное, продолжительность которого не превышает 72 часов;
    • проблемные либо теоретические семинары в диапазоне 72-100 часов;
    • длительное обучение (от 100 часов).

    Завершение ДПО

    Слушатели, которые успешно завершают курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов документов государственного образца:

    • для лиц, которые прошли краткосрочное обучение либо участвовали в работе проблемных и тематических семинаров в объеме 72-100 часов;
    • свидетельство о повышении квалификации для лиц, которые прошли обучение, рассчитанное на 72-100 часов.

    Специфика семинаров и тренингов

    Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.

    Читайте так же:  Как матери оформить отказ от алиментов правильно

    На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.

    Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

    В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.

    [1]

    Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.

    Дополнительное образование детей

    В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

    Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.

    В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа – вуз – послевузовская подготовка – последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.

    Преимущества

    Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают гражданам нашей страны повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов.

    Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью.

    Ответственность ДОУ

    Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за:

    • патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения;
    • профессиональную ориентацию подростков;
    • формирование творческого потенциала детей;
    • организацию внеурочной деятельности школьников;
    • переподготовку, повышение квалификации, стажировку специалистов;
    • приобретение новых знаний, развитие профессионализма в конкретной сфере деятельности.

    Формы обучения

    В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

    • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
    • дистанционной;
    • заочной.

    Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.

    Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.

    Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

    Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

    • видеоконференция;
    • онлайн;
    • бизнес-конференция;
    • пресс-конференция;
    • эхо-конференция;
    • селекторное совещание.

    Структуры дополнительного образования в рамках ОУ

    Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры.

    Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители.

    Заключение

    В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.

    С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

    ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.

    Источники


    1. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.

    2. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

    3. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
    4. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.
    5. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.
    Дополнительное образование виды дополнительных общеобразовательных программ
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here