Формы получения общего образования семейное образование, самообразование и экстернат

Чем различаются домашнее образование, семейное образование и экстернат?

Интересуют реальные практические сведения, соответствующие закону об образовании.

Прежде всего: нужно развести понятия «домашнее образование» и «обучение на дому». Этого в вопросе нет, но необходимость объяснить есть. Второе — это временное обучение, связанное с каким-нибудь заболевнием или невозможностью учащегося посещать в течение какого-то времени школу. Учащемуся выдаётся медицинская справка, на основании которой директор школы издаёт приказ о переводе на обучение на дому (увы, невозможно без повторения НА обойтись) такого-то учащегося в связи с тем-то на конкретный срок. Там же заместителю директора по УВР даётся поручение организовать процесс обучения. Никаких заявлений от родителей не требуется, с ними согласовываются лишь часы посещения ребёнка учителями.

Теперь конкретно о трёх видах получения образования, обозначенных в вопросе.

В последней редакции Закона РФ «Об образовании» нет понятия «домашнее обучение», (цитирую):

Итак, домашнее -это и есть «семейное» обучение, а «экстернат» — самообразование. Каждая школа имеет положения по этим формам получения образования.

Общее для обеих форм: обязательность выполнения программ, самостоятельность в их освоении и последующая аттестация (все уровни: промежуточная, итоговая, ГИА, ЕГЭ), которая организуется школой.

Главные особенности каждой.

Семейное обучение (используется крайне редко), для него характерно:

  • родители пишут заявление, директор пишет приказ о зачислении/переводе ребёнка на семейное обучение, это значит вся учебная программа, все предметы выводятся на обучение в семью,
  • составляется договор, регулирующий взаимодействие семьи и школы,
  • родители вправе выбрать/нанять учителя или могут учить сами своего ребёнка.

По идее, родители должны получать и финасирование за обучение, но такого в своей практике я, увы, не встречала. Наверное, поэтому чаще используется экстернатная форма обучения.

Самообразование/экстернат. Он может быть частичным (по одному или нескольким предметам или полный — по всем предметам). Именно частичный применяется чаще.

  • заявление о зачислении на экстернат подаётся родителями учащегося в определённые сроки, устанавливаемые школой, обычно не позднее за полгода до аттестации,
  • директор издаёт приказ об организации обучения в форме экстерната,
  • договор не обязателен,
  • заместитель директора по УВР вместе с родителями составляют планы/графики консультаций.

Замечу, что школы крайне неохотно идут на обучение экстернов: много дополнительной работы, проверок, а финансирования, как всегда, практически нет.

Семейная форма получения образования

ПАМЯТКА О СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Семейное образование — форма получения общего образования . В соответствии с действующим законодательством РФ общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций — в форме семейного образования и самообразования.

Освоение образовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное, или с помощью родителей (законных представителей) обучающегося освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной итоговой аттестации.

При выборе семейного образования его не следует путать с домашним обучением. Домашнее обучение — это не форма получения или форма обучения, это условие организации учебного процесса в образовательной организации. Условия могут быть разные — учебный процесс в аудитории, дистанционно, на дому для детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

Объем знаний, который должен быть получен ребенком при освоении общего образования в форме семейного образования, должен быть не ниже объема, установленного ФГОС.

Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования, проходят экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестации в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно.

При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

Родители (законные представители) сами могут выбрать учреждение, где их ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию.

Если же учащийся не будет аттестован и в установленные сроки не ликвидирует академическую задолженность по итогам промежуточной аттестации, то он должен далее получать образование в образовательной организации.

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Родителей, желающих перевести своих детей на семейное образование, просим обратить внимание на следующее:

1) семейное образование относится к формам получения образования вне организаций и не предполагает каких-либо обязательных взаимоотношений со школой в период осуществления учебного процесса. Поэтому при выборе семейного образования ребенок исключается из списков образовательной организации на основании заявления родителей;

2) п ромежуточная аттестация — это процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, в соответствии с локальным актом общеобразовательной организации;

3) действующий Закон об образовании устранил такую форму обучения, как экстернат. Теперь экстернат является лишь формой аттестации;

4) согласно части 13 статьи 108 закона об образовании в РФ нормативы финансирования устанавливаются только для образовательной организации. Т.к. семейная форма получения образования осуществляется вне образовательной организации, то соответственно оплата по данной форме действующим законодательством не предусматривается.

Алгоритм перехода на семейное образование.

1. В соответствии со ст. 63 ч. 5 Федерального Закона «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ родители, выбравшие семейное образование для своих детей, должны проинформировать об этом Управление образования администрации города Троицка в письменной форме.

Читайте так же:  Как продать квартиру дистанционно в другом городе

Обучающиеся могут перейти на семейную форму получения образования по заявлению родителей (законных представителей) на любом уровне общего образования: начального общего, основного общего, среднего общего, а также вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в другой форме, в т.ч. и вернуться обратно в школу.

2. Если ребенок обучается в школе, то родителям следует обратиться к ее директору с заявлением о переходе на семейное образование и в письменной форме уведомить Управление образования администрации города Троицка о переходе ребенка на семейное образование. В этом случае ребенок исключается из списков обучающихся общеобразовательной организации.

Выбрав учреждение (могут выбрать любую общеобразовательную организацию города), чтобы воспользоваться правом на прохождение в школе промежуточной и государственной итоговой аттестации, родителям необходимо подать заявление в школу о зачислении в нее ребенка в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

В соответствии с положениями ст. 17 ч. 3 и 34 ч. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» промежуточная и государственная итоговая аттестация детей, получающих семейное образование, осуществляется в образовательной организации (например, школе) экстерном. В соответствии со ст. 33 ч. 1 п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ» — экстерн относится к обучающимся школы, но зачисляется в нее только для прохождения аттестаций. При этом, однако, экстерны являются обучающимися и на период аттестации обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии с частью 1 статьи 34, ст.35 Закона, в том числе:

— на бесплатное пользование учебной, научной базой, библиотечно-информационными ресурсами образовательного учреждения;

— на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе во всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятиях;

— на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

— на пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры, спорта образовательного учреждения;

— на иные академические права, предусмотренные Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

Заявление в школу следует подавать после направления в Управление образования администрации города Троицка уведомления о выборе семейного образования (можно сделать это и одновременно, в тот же день).

Основаниями для возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией в соответствии с частью 1 статьи 53 Закона являются:

— заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) итоговой аттестации в образовательном учреждении;

— личная медицинская карта ребенка, проходящего промежуточную и (или) итоговую аттестацию, оформление в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации;

— письмо Управления образования администрации города Троицка об организации промежуточной и (или) итоговой аттестации лица, получающего образование в форме семейного образования в образовательной организации;

— документ, подтверждающий уровень освоения обучающимся программ общего образования;

— приказ руководителя образовательного учреждения о приеме экстерна для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации с указанием сроков и форм прохождения аттестации, в соответствии с локальным нормативным актом о порядке проведения итоговой и (или) промежуточной аттестации детей, осваивающих программы общего образования в формах семейного образования или самообразования.

Также родителям целесообразно заключить договор со школой об организации аттестаций ребенка-экстерна.

В любом случае, в заимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Основаниями для завершения образовательных отношений между экстерном и образовательного учреждения является выписка из протокола заседания Педагогического совета образовательной организации с указанием результатов прохождения экстерном промежуточной аттестации для последующего занесения в личное дело результатов промежуточной аттестации по итогам освоения образовательной программы определенного уровня ( общеобразовательная организация заполняет соответствующие поля личного дела, выставляет отметки по предметам и вносит запись о переводе в следующий класс ).

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) общеобразовательной программы или непрохождение экстерном промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин на освоение части 2 статьи 58 признаются академической задолженностью.

Экстерны обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные образовательным учреждением.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего экстерна, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся по общеобразовательным программам в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование по всем предметам учебного плана в образовательной организации в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 44 Закона.

Порядок действий родителей (законных представителей) несовершеннолетних при выборе освоения общеобразовательных программ вне образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность в форме семейного образования

1. Родители (законные представители) обучающегося при выборе освоения общеобразовательных программ вне образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность в форме семейного образования, информируют об этом выборе Управление образования администрации города Троицка, при условии проживания на территории города Троицка (уведомление прилагается).

Читайте так же:  Способы, сроки, порядок принятия наследства

2. При выборе обучающимися освоения общеобразовательных программ в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность в форме семейного образования, родители (законные представители) вышеназванной категории обучающихся обращаются в образовательное учреждение, где осваиваются образовательные программы, с заявлением об исключении из контингента образовательного учреждения, в которой он ранее обучался или числился в контингенте, при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) (форма заявления прилагается).

3. В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

Фамилия, имя, отечество родителей (законных представителей) ребенка;

ФИО ребенка, его дата и место рождения;

Форма получения образования.

4. Родители (законные представители) детей при подаче заявления для прохождения промежуточной и/или государственной итоговой аттестации предъявляют также в образовательную организацию:

— оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (законность представления прав ребенка);

— личное дело обучающегося, выданное образовательным учреждением, в котором он ранее обучался или числился в контингенте;

— в случае успешной сдачи государственной итоговой аттестации после освоения обучающимся образовательных программ уровня основного общего образования в форме семейного образования предоставляется документ государственного образца об основном общем образовании.

ОБРАЗЕЦ
(для родителей детей, не завершивших

основное общее образование)

Начальнику Управления образования администрации города Троицка

от Фамилия Имя Отчество ,
родителя несовершеннолетнего(ей)

ФИО (дата рождения),
проживающего по адресу:

Статья 14. Семейное образование, самообразование, экстернат

Статья 14. Семейное образование, самообразование, экстернат

1. Семейное образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации для освоения обучающимися программ начального, основного, среднего (полного) общего образования по желанию их родителей (лиц, их заменяющих) при условии предварительного зачисления в соответствующее образовательное учреждение.

Получение семейного образования обеспечивается родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся и (или) привлечением лиц, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью.

2. Образование в форме самообразования осуществляется для освоения программ среднего (полного) общего образования обучающимися по их желанию при условии зачисления их в соответствующее образовательное учреждение.

Получение образования обучающимся в форме самообразования осуществляется самостоятельно и (или) обеспечивается привлечением лиц, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью.

3. При получении образования в форме экстерната обучающийся самостоятельно определяет график освоения образовательных программ основного общего образования, среднего (полного) общего образования по согласованию с руководством образовательного учреждения, в которое он зачислен.

См. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. N 1884

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

См. Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 823

4. Образовательное учреждение, в котором числится обучающийся в форме семейного образования, самообразования, экстерната информирует об этом органы местного самоуправления.

Образовательное учреждение оказывает необходимое содействие в организации процесса семейного образования, самообразования, экстерната, включая обеспечение учебно-методическими пособиями, образовательными программами.

Контроль за организацией процесса получения семейного образования, самообразования, экстерната каждым обучающимся осуществляется органами местного самоуправления.

5. Образовательное учреждение, в которое зачислен обучающийся в форме семейного образования, самообразования, не менее одного раза в полугодие проводит промежуточную аттестацию обучающихся.

Успешная аттестация обучающихся в форме семейного образования, самообразования, экстерната, по итогам учебного года является основанием для перевода в следующий класс. Успешная аттестация по итогам одного из уровней образования является основанием для выдачи соответствующего документа об образовании.

Не допускается предъявление к обучающимся в форме семейного образования, самообразования, экстерната требований, превышающих требования государственного образовательного стандарта для соответствующего уровня образования.

В случае неудовлетворительной аттестации по итогам одного из уровней образования обучающийся обязан пройти повторно аттестацию по пройденному курсу обучения либо повторно пройти курс обучения.

6. Условия и порядок освоения образовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната устанавливаются уставом образовательного учреждения и реализуются на основе договора между образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся. Обучающиеся в форме самообразования, экстерната, достигшие возраста 18 лет, заключают договор с образовательным учреждением самостоятельно.

7. Обучающиеся в форме семейного образования, самообразования, экстерната имеют равные с другими обучающимися в образовательном учреждении права на возмещение затрат, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Воронежской области.

Государственные органы управления образованием Воронежской области и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции определяют порядок возмещения затрат на обучение в форме семейного образования, самообразования, экстерната, предусмотренных законодательством Воронежской области.

>
Профессиональное образование (ст.ст. 15 — 17)
Содержание
Закон Воронежской области от 27 декабря 2000 г. N 202-II-ОЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) (утратил.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 14. Семейное образование, самообразование, экстернат

Статья 14. Семейное образование, самообразование, экстернат

1. Семейное образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации для освоения обучающимися программ начального, основного, среднего (полного) общего образования по желанию их родителей (лиц, их заменяющих) при условии предварительного зачисления в соответствующее образовательное учреждение.

Получение семейного образования обеспечивается родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся и (или) привлечением лиц, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью.

Читайте так же:  Как узнать разведен человек или нет

2. Образование в форме самообразования осуществляется для освоения программ среднего (полного) общего образования обучающимися по их желанию при условии зачисления их в соответствующее образовательное учреждение.

Получение образования обучающимся в форме самообразования осуществляется самостоятельно и (или) обеспечивается привлечением лиц, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью.

3. При получении образования в форме экстерната обучающийся самостоятельно определяет график освоения образовательных программ основного общего образования, среднего (полного) общего образования по согласованию с руководством образовательного учреждения, в которое он зачислен.

См. Положение о получении общего образования в форме экстерната, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. N 1884

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

См. Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 823

4. Образовательное учреждение, в котором числится обучающийся в форме семейного образования, самообразования, экстерната информирует об этом органы местного самоуправления.

Образовательное учреждение оказывает необходимое содействие в организации процесса семейного образования, самообразования, экстерната, включая обеспечение учебно-методическими пособиями, образовательными программами.

Контроль за организацией процесса получения семейного образования, самообразования, экстерната каждым обучающимся осуществляется органами местного самоуправления.

5. Образовательное учреждение, в которое зачислен обучающийся в форме семейного образования, самообразования, не менее одного раза в полугодие проводит промежуточную аттестацию обучающихся.

Успешная аттестация обучающихся в форме семейного образования, самообразования, экстерната, по итогам учебного года является основанием для перевода в следующий класс. Успешная аттестация по итогам одного из уровней образования является основанием для выдачи соответствующего документа об образовании.

Не допускается предъявление к обучающимся в форме семейного образования, самообразования, экстерната требований, превышающих требования государственного образовательного стандарта для соответствующего уровня образования.

В случае неудовлетворительной аттестации по итогам одного из уровней образования обучающийся обязан пройти повторно аттестацию по пройденному курсу обучения либо повторно пройти курс обучения.

6. Условия и порядок освоения образовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната устанавливаются уставом образовательного учреждения и реализуются на основе договора между образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся. Обучающиеся в форме самообразования, экстерната, достигшие возраста 18 лет, заключают договор с образовательным учреждением самостоятельно.

7. Обучающиеся в форме семейного образования, самообразования, экстерната имеют равные с другими обучающимися в образовательном учреждении права на возмещение затрат, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Воронежской области.

Государственные органы управления образованием Воронежской области и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции определяют порядок возмещения затрат на обучение в форме семейного образования, самообразования, экстерната, предусмотренных законодательством Воронежской области.

>
Профессиональное образование (ст.ст. 15 — 17)
Содержание
Закон Воронежской области от 27 декабря 2000 г. N 202-II-ОЗ «Об образовании»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

SEO Company

Семейное образование, экстернат или самообразование: законы и правила

Оказывается, каждый родитель может стать учителем своего ребенка, при этом еще и получая зарплату от государства. При хорошей родительской фантазии урок биологии можно провести в Ботаническом саду, а математикой заниматься на скамейке в парке под дубами. Осталось только выбрать: семейное образование, экстернат или самообразование.

Чем отличаются вышеупомянутые виды внешкольного образования, и что нужно делать, чтобы такое образование «засчитывалось» наравне с классическим школьным?

Семейное образование

1. Возможно с любого класса, к занятиям в школе можно вернуться в любой момент.

2. После подписания соответствующего заявления директором (при условии, что данная форма обозначена в уставе учебного заведения), необходимо заключить с администрацией школы юридический договор, согласно которому на время обучения в семье ребенок сможет пользовать необходимой литературой из школьной библиотеки, обращаться за методической помощью и консультациями учителей. Так же ознакомиться с Федеральным Законом «Об образовании» и Примерным положением «О получении образования в семье».

3. Лица, занимающиеся образованием ребенка, имеют право на «учительскую зарплату». Однако процесс ее выплаты не отработан, и, порой, занимает гораздо больше времени, нежели она того стоит. Чтобы прикинуть примерную сумму, складываются зарплаты всех учителей и делятся на количество учащихся.

4. В следующий класс ребенок будет переводиться по итогам ежегодной аттестации (сдачи контрольных точек). 9 и 11-классники проходят итоговую аттестацию в форме экзаменов, после чего получают документ государственного образца о соответствующем образовании и, если заслужили, медали.

5. Контроль за обучением остается за школой, и если ребенок не усваивает программу, администрация учебного заведения вправе расторгнуть договор с его родителями.

6. Спорные вопросы следует начинать решать в местном органе управления образования.

[3]

Экстернат

Самостоятельная, зачастую ускоренная форма получения образования.

1. Экстернат возможен с любого класса, в любой момент может вернуться к занятиям в школе.

2. Издержки родителей на образование ребенка государство не компенсирует.

3. Экстерн имеет право на получение двухчасовой консультации перед каждым экзаменом.

4. Может пользоваться литературой из библиотеки той школы, к которой прикреплен.

5. Эта же школа будет принимать экзамены, переводить из класса в класс.

6. Экзаменуется ребенок по всем основным предметам.

7. Максимальное ежегодное количество экзаменов — 12.

8. Сдавать экзамены можно за три года вперед.

9. Экстерн, не явившийся на экзамен, отчисляется автоматически.

Читайте так же:  Правила оформления приказа об отмене командировки + образец

10. По окончании учебного года или при отчислении учащемуся выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.

11. Экстерном можно пройти итоговую аттестацию в 9-м и 11-м классах в установленные законом сроки и получить аттестат государственного образца, для этого необходимо подать заявление не менее чем за три месяца до начала экзаменационного периода.

Самообразование

1. Предполагает самостоятельное изучение общеобразовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования без зачисления в образовательное учреждение.

2. Для прохождения аттестации и получения документов об образовании зачисляется в школу в качестве экстерна в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения.

Почему это все возможно? Потому что есть «Закон об образовании»! Особенно важны следующие положения этого закона:

Статья 10. Формы получения образования

2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона.

3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Российской Федерации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

И еще одна статья этого закона вам пригодится:

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования.

6. Родители (законные представители) детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, имеют право на получение в установленном настоящим Законом порядке компенсации части платы за содержание детей в указанных учреждениях.

2 комментария

Мы полгода учились по семейному образованию. Результаты были впечатляющие. То есть очень хорошие. Но математику не сдали. 2 класс. Поэтому автоматом «вылетели» обратно на учёбу в школу. Хотя у ребёнка инвалидность пожизненно — никто не даёт спокойно учиться дома на семейном образовании. Но только учёба дома даёт хорошие результаты для моего ребёнка. Мнение учителей — такое же. Они были удивлены хорошими результатами обучения на семейном образовании. Подскажите — как можно сделать обучение дома для ребёнка 2 класса. Департамент образования ничего не предлагает.Спасибо.

Осталось не совсем понятным, чем собственно самообразование отличается от образования в форме экстерната.
Если есть такая возможность,то прошу дать разъяснения.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

SEO Company

В чем отличие экстерната от семейного обучения при получении среднего образования? Что такое самообразование ?

Статья 10 Закона РФ «Об образовании» устанавливает формы получения образования вне образовательного учреждения: семейное образование, самообразование, экстернат. При этом для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

До предоставления статуса экстерна, лицо, не обучающееся в данном или ином общеобразовательном учреждении, имеет статус обучающегося в форме семейного обучения или в форме самообразования. П. 4 ст. 52 Закона РФ «Об образовании» предоставляет родителям (законным представителям) право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Порядок организации и финансирования семейного образования в настоящее время законодательно не урегулирован: ст. 40 Закона РФ «Об образовании» (предусматривающая выплаты дополнительных денежных средств в размере затрат на образование) утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (в ред. от 01.04.2005 г.); приказ Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 г. № 225 «Об утверждении примерных положений о получении общего образования в форме экстерната и получении образования в семье» утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 32 от 07.02.2005 г.)

В настоящее время статус лица, получающего общее образование в форме самообразования, характеризуется тем, что обучающийся не зачислен для прохождения обучения или промежуточной и итоговой аттестации ни в одно из предусмотренных системой образования образовательное учреждение и самостоятельно изучает общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Статус лица, получающего общее образование в форме самообразования, не может быть подтвержден документально, что следует из п. 2.2. Положения о получении общего образования в форме экстерната, поэтому зачисление в общеобразовательное учреждение в качестве экстерна производится после установления уровня освоенных поступающим общеобразовательных программ в порядке, определяемом уставом данного общеобразовательного учреждения.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

В каком классе ученик может перейти на самообразование?

Главная > Консультации > Омбудсмен > В каком классе ученик может перейти на самообразование?

Самообразование для многих родителей и детей является хорошей возможностью получить среднее общее образование за пределами школы, не посещая ее и не сдавая промежуточную аттестацию. Почему многие выбирают именно такое обучение?

[2]

Причин, по которым ученики и родители выбирают самообразование как форму обучения много:

  • подготовка к итоговой аттестации и поступление в высшее учебное заведение;
  • состояние здоровья;
  • особые способности, одаренность в той или иной области;
  • необходимость сочетать обучение в школе с работой и т. д.
Читайте так же:  Как проводится экспертиза некачественного товара

Обсудим следующие вопросы:

С какого возраста можно перейти на самообразование?

Нужно ли проходить промежуточную аттестацию, если получаешь образование по форме самообразования?

Как школа должна организовать прохождение промежуточной аттестации учащихся в форме самообразования?

Чем самообразование отличается от семейного и домашнего обучения?

Основным документом, который регламентирует получение самообразования обучающимися, является Федеральный Закон от 29.12.20012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( далее — Закон).

Право на самообразование закреплено в ст.17 Закона. Закон закрепляет за обучающимися право на получение образования вне образовательной организации, без помощи педагогов. Самообразованием может считаться и неформальная, индивидуальная форма учебной деятельности, получаемая вне стен школы. Таким образом, ученик, который решил перейти на такую форму обучения, самостоятельно будет определять программу обучения, план обучения, распределять время на освоение того или иного предмета сам.

Особенности самообразования как формы получения образования

1. Обучающиеся не относятся к контингенту образовательной организации.

2. Обучающиеся могут в любой момент перейти на очную форму получения образования в школе.

В каком классе обучающийся может перейти на самообразование?

Самообразование подходит только для тех учащихся, которые получили основное общее образование и хотят получить среднее общее образование вне школы. Это учащиеся 10-х и 11-х классов. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования (п.2 ст.63 Закона). Таким образом, ученик, закончивший 9 классов, успешно сдавший итоговую аттестацию, не имеющий академических задолженностей может принять решение о переходе на самостоятельное обучение.

Кто принимает решение о переходе ребенка на самообразование?

Такое решение может принять учащийся самостоятельно. Дело в том, что родители несовершеннолетних обучающихся выбирают форму получения образования до завершения ребенком получения основного общего образования или при достижении обучающимся возраста 18 лет (п.3 ст.44 Закона, Семейный кодекс РФ). Согласие родителей при переходе на самообразование в 10-м или 11-м классе не требуется. А вот получение основного общего образования родители должны обеспечить.

Какие документы необходимы для перехода на самообразование?

При семейном обучении родители должны проинформировать местный орган управления образования о том, что ребенок будет обучаться в семье. При самообразовании информирование управления образования не требуется. Поэтому достаточно заявления родителей или ребенка.

Как проходит промежуточная аттестация обучающегося, если он находится на самообразовании?

Прохождение промежуточной аттестации обучающегося в форме самообразования — это право обучающегося, а не его обязанность (п.3 ст.34 Закона). Обучающийся, который перешел на самообразование, может пройти промежуточную аттестацию в школе в качестве экстерна. При прохождении промежуточной аттестации в качестве экстерна, обучающийся пользуется всеми правами, которые закреплены за учеником (пользование библиотечным фондом школы, посещение занятий, получение психологической помощи и т. д.).

Если учащийся хочет получить аттестат о среднем общем образований, то прохождение промежуточной аттестации становится обязательным. Это связано с тем, что к государственной итоговой аттестации допускаются только лица, не имеющие академической задолженности за каждый год обучения (Приказ Минобразования от 26.12.2013 г. № 1400 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»). Поэтому учащийся должен обратиться в выбранную им образовательную организацию с заявлением о зачислении его в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации. Аттестат о получении среднего общего образования выдается в той организации, в которой обучающийся проходил промежуточную аттестацию.

Процедура прохождения промежуточной аттестации в школе обучающегося в форме самообразования

Каждая образовательная организация принимает локальный акт и закрепляет в нем форму, порядок, сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся вне школы.

Когда обучающегося зачисляют в образовательную организацию, его обязательно должны познакомить с Уставом школы, лицензией на осуществление образовательной деятельности и образовательной программой, по которой обучающийся будет проходить промежуточную аттестацию. После того, как обучающийся прошел промежуточную аттестацию, его отчисляют из образовательной организации и выдают справку о прохождении промежуточной аттестации экстерном в 3-х дневный срок (ст.60–61 Закона).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Самообразование достаточно новая форма получения образования. Успешность освоения образовательной программы зависит от причин перехода на такую форму обучения. Учащийся должен лично осознавать необходимость приобретения знаний, обладать определенными интеллектуальными способностями для того, чтобы самостоятельно планировать свое обучение и развиваться.

Источники


  1. Петряев, К. Д. Вопросы методологии исторической науки / К.Д. Петряев. — М.: Вища школа, 2017. — 164 c.

  2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

  3. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.
  4. Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
  5. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
Формы получения общего образования семейное образование, самообразование и экстернат
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here