Иные формы получения общего образования

Домашняя правовая энциклопедия. Образование. Иные формы получения общего образования

Иные формы получения общего образования

— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;

— организации, осуществляющие социальное обслуживание;

— иные юридические лица.

Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение.

Общее образование может быть получено также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования . Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования .

Для отдельных категорий детей действуют специальные образовательные организации. Это:

— организации (детские дома, школы-интернаты) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Примечание . Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

— специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (не позднее 1 января 2016 г. такие учреждения должны быть переименованы в общеобразовательные организации). Такие учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционное учреждение реализует образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования;

— санаторные организации для детей, нуждающихся в длительном лечении. Они реализуют образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Расписание занятий составляется с учетом лечебно-охранительного режима, предусматривающего проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях;

— центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Центры оказывают помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе:

— осуществляют психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ;

— оказывают методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;

— осуществляют мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Примечание . На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии. Он осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

— образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода ( специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа ).

Иные формы получения общего образования

  • научные организации;
  • организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
  • организации, осуществляющие социальное обслуживание;
  • иные юридические лица.

Для осуществления образовательной деятельности организацией в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение.

Общее образование может быть получено также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования . Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования .

[3]

Для отдельных категорий детей действуют специальные образовательные организации. Это:

  • организации (детские дома, школы-интернаты) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Примечание . Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

Примечание . На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии. Он осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

  • образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода ( специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа ).

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на выбор формы получения образования после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет.

В тоже время ч. 2 ст. 63 Федерального закона № 273-ФЗ говорит о том, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Таким образом, по общему правилу Закон не устанавливает возможности получения основного общего образования в форме самообразования. Представляется, что данные нормы имеют своей целью обеспечение обязательности получения общего образования (ч. 5 ст. 66 Федерального закона). Согласно этой же части ст. 66 требование обязательности только среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Следовательно, требование получения основного общего образования не ограничивается возрастом восемнадцати лет.

Читайте так же:  В каком размере производится оплата труда в праздничные выходные дни при окладе – формулы и пример р

Однако, говоря о реализации указанных норм, следует отметить, что Федеральный закон № 273-ФЗ и иные законодательные акты не устанавливают какой-либо ответственности за неполучение основного общего образования либо норм, обеспечивающих принуждение к получению образования данного уровня для совершеннолетних граждан. Фактически обучающийся, достигший возраста восемнадцати лет, может покинуть образовательную организацию без каких-либо отрицательных юридических последствий для себя или образовательной организации. Закон предусматривает только учет детей, подлежащих обучению по основным общеобразовательным программам (п. 6 ч. 1 ст. 9), но не взрослых.

При этом, если обучающийся, который не обучался в образовательной организации, захочет пройти в качестве экстерна промежуточную и итоговую аттестацию, то такая возможность ему должна быть предоставлена на основании ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ бесплатно в любом случае.

Семейное образование, самообразование и экстернат

С учетом потребностей и возможностей личности общее образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;
  • в форме семейного образования;
  • в форме самообразования (только среднее общее образование).

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Форма получения общего образования определяется родителями, при этом должно учитываться мнение ребенка.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования этими детьми. Если родители выбрали семейное образование, то они должны проинформировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого они проживают.

Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

Семейное образование — организация образования в семье силами родителей, приглашенных педагогов с помощью образовательного учреждения.

Самообразование — самостоятельное освоение образовательных программ.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

При выборе для ребенка формы семейного образования родители (законные представители) заключают договор с образовательным учреждением на организацию семейного образования.

Образовательное учреждение обязано:

  • предоставлять родителям на время обучения детей бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;
  • обеспечивать в соответствии с договором методическую и консультативную помощь;
  • осуществлять по заявлению родителей промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося;
  • предоставить возможность продолжить обучение в образовательном учреждении по заявлению родителей;
  • выдать ребенку, прошедшему итоговую аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании.
  • обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;
  • подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9 и 11 классах;
  • при возникновении у ребенка академической задолженности создать ему условия для ликвидации задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Если задолженность не была ликвидирована в срок, то ребенок продолжает получать образование в образовательной организации.

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте [email protected] Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе «ГАРАНТ. Образование». Специально для вас мы открыли обсуждение «Общее образование». Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Ответы на вопросы

а остальные — по очной форме?

В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) образование может быть получено в двух формах: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Формы обучения зависят от формы получения образования. Если образование получается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение в них осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Если же образование получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение осуществляется в форме семейного образования и самообразования.

При этом форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона об образовании).

Выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

При этом лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования вправе пройти экстерном бесплатно промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Экстернат — форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами, определяется локальным актом образовательной организации.

Лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, являются экстернами. Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона об образовании экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 указанного Федерального закона.

При этом обучающимся предоставляется академическое право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Индивидуальный учебный план, обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 23 статьи 2 и пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании).

Таким образом, формы обучения зависят от формы получения образования. Если образование получается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение в них осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Если же образование получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение осуществляется в форме семейного образования и самообразования. Ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Читайте так же:  Коммерческая недвижимость под общепит или гостиницу, а также как открыть хостел в нежилом помещении

Ответ дан по состоянию законодательства на 19.01.2018

Мне 21 год, я имею 8 полных классов в московской школе. Могу ли я получить полное среднее образование?

Ответ дан по состоянию законодательства на 15.07.2014

Я хочу перевести своего ребенка, для продолжения обучения, в вечернюю школу, в 9 класс. Он окончил 8 класс, ему 15 лет. Директор документы не отдает. Правомерны его действия?

Ответ дан по состоянию законодательства на 15.07.2014

Иные формы получения общего образования

Получение образования детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Организация такого образования является обязанностью публичной власти.

В ст. 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эта гарантия дается всем гражданам, независимо от состояния их здоровья.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями здоровья. Задача Закона не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в законе рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Закон об образовании в Российской Федерации дает спектр базовых определений, в частности:

  • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
  • инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования. Таким образом, есть два возможных варианта обеспечения права – либо создание отдельного стандарта, либо включение особых требований в «общий» стандарт.

Основными статьями закона, регулирующими вопросы образования лиц, имеющих проблемы в сфере здоровья, являются ст. 41 и 79 закона.

Ст. 41 регулирует ситуацию, когда ребенок по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию.

Частью 5 данной статьи установлена следующая гарантия. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях.

Обучение на дому или в медицинской организации по форме получения образования является обучением в образовательной организации, данные лица входят в контингент образовательной организации, однако место их обучения находится вне места нахождения образовательной организации. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Если такое заключение имеется, и родители обратились с заявлением, муниципальное образование обязано обеспечить организацию такого обучения.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.

Статья 79 посвящена непосредственно регулированию особенностей обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ч. 6 ст. 79 Закона, особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно первой части данной статьи, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Данные два документа – адаптированная образовательная программа и индивидуальная программа реабилитации инвалида – составляют основу организации образования.

Согласно части 4 данной статьи, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, фактически закон дает выбор из трех возможностей — либо организовать образование лиц с ограниченными возможностями здоровья полностью инклюзивно, т.е. в общих классах, либо создать для них отдельные классы в образовательных учреждениях, либо создать отдельные (специальные, коррекционные) образовательные учреждения для таких лиц.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ч. 11 ст. 79 , при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта РФ в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством РФ.

Читайте так же:  Какая продолжительность отпуска без сохранения заработной платы для различных причин + удобная табли

Очевидно, что в условиях недостатка финансовых и материально-технических, а также квалифицированных для такой работы кадровых ресурсов организация обучения лиц с определенными проблемами здоровья возможна лишь в рамках отдельных классов либо отдельных учреждений. В этом смысле массовая ликвидация коррекционных образовательных учреждений не отвечает интересам обучающихся, т.к. зачастую именно обучение в специальном коррекционном учреждении способно максимально обеспечить реализацию прав человека на получение образования.

Частью 5 ст. 79 Закона предусмотрено, что отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В Законе нашло также отражение увеличение финансирования оказания образовательной услуги для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение на дому

Индивидуальное обучение на дому организуется по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в отношении категорий детей, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные организации:

— дети, нуждающиеся в длительном лечении;

Основанием для организации образования на дому является заявление родителей (законных представителей) на имя директора образовательной организации, заключение клинико — экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения (больницы, поликлиники, диспансера). Продолжительность образования на дому определяется клинико-экспертной комиссией лечебно-профилактического учреждения. Обучающемуся на время обучения предоставляются бесплатно учебники, необходимая для освоения общеобразовательных программ справочная, учебная и другая литература, имеющаяся в библиотеке образовательной организации. Фамилии детей, обучающихся на дому, данные о промежуточной аттестации, переводе из класса в класс, о результатах итоговой аттестации и выпуске из образовательной организации вносятся в классный журнал соответствующего класса.

Прием обучающихся, находившихся на надомном обучении, в классы повышенного уровня не допускается в связи со значительными учебными нагрузками в этих классах. Обучающиеся на дому обучающиеся классов повышенного уровня могут продолжать обучение в этих классах соответствующей ступени обучения при отсутствии медицинских противопоказаний. Продолжение обучения детей-надомников в классах повышенного уровня на последующей ступени обучения в связи со значительной учебной нагрузкой допускается лишь в исключительных случаях для особо одаренных детей по заявлению родителей (законных представителей) после консультации с лечащим врачом.

При распределении часов по учебным предметам учитываются интересы детей, рекомендации клинико-экспертной комиссии.

_______________________________________________________________________________

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Иные формы получения общего образования

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
[email protected]

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78
График работы прокуратуры:

Понедельник-Четверг
09:00-18:00
Пятница
09:00-16:45
Обед
13:00-13:45

Законодательство об образовании: получение общего образования в семейной форме или в форме самообразования.

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. Получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.09.2013, предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Частью 2 статьи 63 указанного федерального закона предусмотрено получение общего образования как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в семейной форме или в форме самообразования.

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего с учетом мнения ребенка. При ее выборе в форме семейного образования законные представители ребенка информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Принимая такое решение, родители отказываются от получения образования в образовательных организациях, ответственных за предоставление качественных образовательных услуг. При семейной форме образования обучающийся не состоит в образовательных отношениях с какой-либо организацией, потому ответственность по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, мотивации получения образования полностью возложена на законных представителей несовершеннолетнего. Ни одна образовательная организация не вправе требовать от учащегося и его законных представителей выполнение учебного плана и освоение образовательной программы, разработанных и утвержденных учебным заведением.

Статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, бесплатно пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Федеральным законодательством порядок, периодичность прохождения промежуточной, итоговой государственной аттестации для обучающихся в форме семейного образования, специально не оговорены. В связи с этим, приоритетным остается право выбора обучающимся образовательной организации, в которой он намерен пройти аттестацию. В письме от 15.011.2013 за № НТ-1139/08 министерством образования и науки Российской Федерации отмечено, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например вузы. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме.

Читайте так же:  Ответственность за неисполнение приказа по статье 332 ук рф

Только с момента зачисления обучающегося по заявлению его родителей в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, учащийся будет состоять с учебным заведением в образовательных правоотношениях и иметь право экстерном пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в порядке, утвержденном локальным актом школы. В этом случае учебное заведение несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Если перевод с одной ступени на другую обусловлен обязательным успешным прохождением аттестации и законный представитель вынужден по результатам освоения образовательной программы обеспечить прохождение такой аттестации своим ребенком, в настоящее время остается неурегулированным порядок прохождения промежуточной аттестации по итогам четверти, полугодия, учебного года. Неурегулированность данного вопроса позволяет законным представителям отказаться от прохождения промежуточной аттестации обучающимся либо пройти промежуточную аттестацию с другой периодичностью, отличной от обучающихся, получающих образование в традиционной форме. Свободное принятие такого решения в ряде случаев негативно сказывается на качестве «домашнего» обучения, поскольку не может способствовать развитию способности коллективного обучения и социальной адаптации ребенка, изолированного от общения со сверстниками. Вместе с тем, при отрицательной оценке качества освоения обучающимся образовательной программы законодателем предусмотрена обязанность обучающегося, не ликвидировавшего академическую задолженность, получать образование в образовательной организации, расположенной на микроучастке по месту нахождения адреса проживания.

Выводы об эффективности данной формы получения образования в настоящее время противоречивы, поскольку не подтверждены результатами итоговой государственной аттестации. В связи с этим, при выборе формы обучения для своего ребенка законным представителям следует взвешенно принимать такое решение

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

[2]

Комментарий к Ст. 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья называет формы получения образования и формы обучения. Следует, сказать, что отчасти положения комментируемой статьи 17 Закона Об образовании России не являются новыми, поскольку Закон N 3266-1 закрепил в своих положениях самостоятельную ст. 10, именуемую как «Формы получения образования». Между тем, отдельных положений о формах обучения ранее действующее законодательство не содержало.

Комментируемой статьей вводятся формы получения образования и формы обучения.

Форм получения образования две:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Формы обучения разделяются по формам получения образования:

в организациях осуществляющих образовательную деятельность — в очной, очно-заочной или заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность — в форме семейного образования и самообразования.

При системном анализе норм Закона, однако, можно выделить также надомное обучение, как форму обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (статья 66 Закона Об образовании в Российской Федерации).

Обучение вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возможно в научных организациях, в иных юридических лицах, где создается подразделение, осуществляющее образовательную деятельность, на производстве, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организациях социального обслуживания (ст. 31, 73 Закона). Если речь идет о нахождении ребенка в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или организациях, осуществляющих социальное обслуживание, то получение им начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях обеспечивается в том случае, если получение образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно) (ст. 76 Закона).

В Законе N 3266-1 формой обучения являлся и экстернат. С принятием Закона N 279-ФЗ он более перестал быть формой обучения и трансформировался в институт, обеспечивающий государственную итоговую аттестацию в аккредитованных образовательных организациях обучавшихся в форме семейного образования или самообразования, либо в неаккредитованных образовательных организациях.

[1]

По-прежнему существует надомное обучение — для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В Законе оно нашло отражение, между тем как ранее, до его принятия, существовало только на уровне подзаконного регулирования. Соответствующие подзаконные акты и инструктивные письма сохранили свою значимость и сегодня: постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. N 861 (ред. от 04.09.2012 г.) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 г. N 27/2643-6, письмо Минобразования РФ от 30.03.2001 г. N 29/1470-6, письмо Минобразования РСФСР от 14.11.1988 г. N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Указанные акты касаются вопросов функционирования школ надомного обучения.

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по-прежнему осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Выбор формы обучения предусматривается федеральным государственным образовательным стандартом по конкретной специальности и направлению подготовки и обусловливается возможностью получения образования по такой специальности в очно-заочной или заочной форме.

До момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Образовательная организация реализует образовательную программу в дозволенной форме, а выбор формы обучения осуществляется обучающимся (его родителями). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Поскольку органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, то данные органы должны вести и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Читайте так же:  Особенности ведения табеля учета рабочего времени при сменном графике работы + образец

Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Итогом обучения в форме самообразования или семейного образования является итоговая аттестация в порядке экстерна в аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Закон устанавливает бесплатность такой аттестации по школьным программам, поскольку государство в соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации гарантирует бесплатность и общедоступность основного общего образования. В форме самообразования возможно профессиональное обучение. Получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования ребенком возможно в семье.

Помимо права на итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающиеся в форме самообразования и семейного образования вправе проходить и промежуточную аттестацию.

Однако в соответствии со ст. 58 Закона прохождение промежуточной аттестации обязательно для обучающихся в форме семейного образования. Если промежуточный контроль не пройден, ученик приобретает академическую задолженность, которую должен ликвидировать. В свою очередь, образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования, обязаны создать ему условия для ликвидации академической задолженности и проконтролировать своевременность ее ликвидации.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Порядок прохождения аттестации указанными обучающимися устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность. По вопросу итоговой аттестации до момента принятия нового акта действует приказ Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната», который определяет, что государственная (итоговая) аттестация экстернов проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На данный момент взамен указанного уже действует Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденное приказом Минобрнауки РФ от 28.11.2008 г. N 362.

Экстерны пользуются теми же правами, что и лица, проходящие итоговую аттестацию в результате обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Это означает, в том числе, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции; пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации.

Если обучающийся получает дошкольное образование в форме семейного образования, то родители (законные представители) таких обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 23.06.2000 г. N 1884 (ред. от 17.04.2001 г.) «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» экстерн имеет право:

получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);

брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;

посещать лабораторные и практические занятия;

принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Законом предусматривается возможность сочетания различных форм получения образования и форм обучения. Сочетание может быть обусловлено образовательной программой, по которой обучается лицо, либо переходом с одной формы образования или обучения на другую, например, при непрохождении аттестации обучающимся и появлении, тем самым, академической задолженности.

Формы получения образования и формы обучения по некоторым уровням образования определяются Законом. Так, Закон об образовании предусматривает, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. А среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Такое выделение среднего образования объясняется возрастом обучающихся, который уже позволяет осуществлять обучение самостоятельно, без родительского «вмешательства». До этого момента обучение вне образовательной организации осуществляется с родительским «участием» (семейное образование). Получение школьного образования возможно и на дому (см. комментарий к п. 1 данной статьи), в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющей лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющей социальное обслуживание.

Помимо этого формы образования и обучения определяются по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. При этом ориентиром до момента принятия новых действуют постановление Правительства РФ от 22.04.1997 г. N 463 «Об утверждении Перечня специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается» и постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. N 1473 «Об утверждении Перечня направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Пункт 6 ст. 73 Закона N 273-ФЗ конкретизирует это положение, указывая, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. По дополнительным профессиональным программам допускается такая форма обучения, как стажировка, а также единовременно и непрерывно или поэтапно (дискретно).

Источники


  1. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

  3. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.
  4. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
  5. Акционерные общества в России. Словарь-справочник от А до Я. — М.: Дело и сервис, 2008. — 400 c.
Иные формы получения общего образования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here