Как поступить на обучение по образовательным программам высшего образования в вуз для получения перв

Образование

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 28 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон) право на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях и гражданских образовательных организациях высшего образования (далее – гражданские образовательные организации) с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения имеют:

  • офицеры, проходящие военную службу по контракту (далее – офицеры);
  • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет (далее – военнослужащие по контракту).

Военнослужащие по контракту, непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, права на обучение в гражданских образовательных организации не имеют.

Обучение офицеров и военнослужащих по контракту в гражданских образовательных организациях с освоением образовательных программ по очной форме обучения Федеральным законом не предусмотрено.

Военнослужащие по контракту имеют право на обучение на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет
средств федерального бюджета освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения. Перечень указанных образовательных организации утверждается соответствующим приказом Минобрнауки России. Перечни федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2014/15 и 2015/16 учебные годы утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона порядок обучения в гражданских образовательных организациях офицеров и военнослужащих по контракту определяется Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок для офицеров установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. № 1156 «О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения», для военнослужащих по контракту – постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. № 1155 «О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения» (далее – постановления).

В соответствии с постановлениями учебные отпуска и другие социальные гарантии в связи с обучением в гражданских образовательных организациях (далее – социальные гарантии) предоставляются офицерам и военнослужащим по контракту (далее – военнослужащие) при условии получения ими образования соответствующего уровня впервые, а также при обучении по направлению Минобороны России.

При определении уровня образования, имеющегося у военнослужащего, следует учитывать, что в соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:

  • по программам бакалавриата или программам специалитета – лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра;
  • по программам магистратуры – лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра;
  • по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки – лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки;
  • по программам подготовки научно-педагогических кадров – лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

Учитывая, что частью 5 статьи 10 Федерального закона об образовании уровни образования «специалитет» и «магистратура» отнесены к одному уровню высшего профессионального образования, лица, имеющие диплом специалиста и обучающиеся по программам магистратуры, считаются получающими образование соответствующего уровня повторно.

В соответствии с частью 15 статьи 108 Федерального закона об образовании обучение военнослужащих, имеющих высшее профессиональное образование с присвоением квалификации «дипломированный специалист», по программам магистратуры не является получением ими второго высшего образования.

Офицерам, окончившим военные образовательные организации высшего образования с полной военно-специальной подготовкой в период до 2015 года, присваивалась квалификация «дипломированный специалист». С 2016 года указанным гражданам будет присваиваться квалификация «специалист».

Так, у военнослужащих, являющихся дипломированными специалистами, в дипломе в графе «квалификация (степень)» будет содержаться запись, например: «инженер по строительству и эксплуатации зданий и сооружений», «инженер по эксплуатации колесных и гусеничных машин», «учитель истории и обществоведения» и т.д.

У военнослужащих, имеющих квалификацию «специалист», в дипломе об образовании будет содержаться запись «специалист».

Постановлениями установлены следующие социальные гарантии для военнослужащих:

1. Учебные отпуска для прохождения:

  • вступительных испытаний при поступлении в гражданские профессиональные образовательные организации – 10 календарных дней; вступительных испытаний при поступлении в гражданские образовательные организации высшего образования – 15 календарных дней;
  • итоговой аттестации на подготовительных отделениях гражданских образовательных организаций высшего образования – 15 календарных дней.

2. Учебные отпуска успешно осваивающим образовательные программы среднего профессионального образования для прохождения:

  • промежуточной аттестации на первом и втором курсах – по 30 календарных дней, на каждом последующем курсе – по 40 календарных дней;
  • государственной итоговой аттестации – до 2 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования.

3. Учебные отпуска успешно осваивающим имеющие государственную аккредитацию программы бакалавриата, программы магистратуры или программы специалитета в гражданских образовательных организациях высшего образования для прохождения:

  • промежуточной аттестации на первом и втором курсах – по 40 календарных дней, на каждом последующем курсе – по 50 календарных дней (при освоении образовательных программ высшего образования в сокращенные сроки на втором курсе – 50 календарных дней);
  • государственной итоговой аттестации – до 4 месяцев в соответствии с учебным планом осваиваемой образовательной программы высшего образования.

4. Возможность прохождения аттестации в другое время при невозможности своевременного прибытия военнослужащего для прохождения промежуточной или итоговой аттестации в связи с его участием в учениях, походах кораблей и других мероприятиях, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации (далее – мероприятия).

Читайте так же:  Как рассчитывается задолженность по алиментам

При определении перечня мероприятий следует руководствоваться приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. № 492 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих».

Документом, подтверждающим участие военнослужащего в мероприятиях, является справка, выдаваемая командиром воинской части (руководителем организации), в которой военнослужащий проходит военную службу.

Военнослужащим, имеющим право на предоставление социальных гарантий, социальные гарантии предоставляются вне зависимости от того, за счет каких средств они обучаются (собственных или на бюджетных местах).

Военнослужащим, одновременно обучающимся в двух и более гражданских образовательных организациях, социальные гарантии предоставляются только в связи с обучением в одной из гражданских образовательных организаций (по выбору военнослужащего).

Порядок предоставления социальных гарантий, установленный постановлениями, применяется независимо от даты поступления военнослужащего на обучение.

Как поступить на обучение по образовательным программам высшего образования в ВУЗ для получения первого высшего образования

В Университете предусмотрена возможность сокращения срока (ускорения) обучения после колледжа, техникума или вуза. Уменьшение срока обучения возможно путём перезачета (или по итогам переаттестации) предметов из диплома СПО или вуза после поступления в Университет на 1-й курс. Возможность сокращения обучения устанавливается директором института или филиала, в который вы планируете поступать, на основании диплома о профессиональном образовании (среднем или высшем).

Обратите внимание, что перевод на индивидуальный ускоренный план — это право вуза, а не обязанность!
Университет оставляет за собой право отказать в переаттестации на основании ранее полученного диплома без объяснения причин.

Второе (и последующие) высшее образование

Поступление в Университет для получения второго высшего образования по программам бакалавриата или специалитета возможно на все образовательные программы, по которым ведётся набор на 1-й курс в 2019 году.

Получение второго высшего образования возможно ТОЛЬКО на договорной основе.

Приём документов и условия зачисления для поступающих на второе высшее образование аналогичны условиям для поступающих на базе начального или среднего профессионального образования. Со стоимостью обучения в 2018/19 учебном году можно ознакомиться в «Гиде по специальностям и направлениям подготовки».

Обратите внимание, что получение образования по программам магистратуры дипломированными специалистами (по стандартам ГОС-2 и ранее) и бакалаврами НЕ является вторым высшим образованием! Такие поступающие фактически могут получить ещё одно высшее образование на бюджетной основе.

Бюджетные места в вузах для выпускников колледжей

Обратите внимание, этот материал устарел. Смотрите более свежий материал на эту тему:

В вуз после колледжа

Большое число колледжей анонсируют свои образовательные программы, основываясь на том, что среднее профессиональное образование можно рассматривать как первую ступень бакалавриата. Выпускники колледжей имеют право продолжить обучение в вузе на профильных направлениях по сокращенной программе. Ранее абитуриенты после колледжа участвовали в конкурсе на бюджетные места, специально выделенные для этой категории абитуриентов. Эти места указывались в контрольных цифрах приема отдельной строкой под названием «сокращенная форма обучения». В итоге набиралась группа, которая училась по своей программе.

В 2015 году в правилах приема в вузы произошли изменения, теперь сокращенная форма обучения и отдельный конкурс для абитуриентов с дипломом колледжа отменены.

С этого года абитуриент после колледжа поступает на 1 курс вуза с единственным послаблением — вместо ЕГЭ он должен пройти тестирование или собеседование, и участвует в общем конкурсе наравне с выпускниками школ, которые поступают по результатам ЕГЭ. После зачисления на первый курс деканат факультета может пойти абитуриенту навстречу и перезачесть изученные ранее дисциплины. Для этого первокурсник с дипломом СПО пишет заявление о переводе на ускоренную форму обучения. Учебные планы специальностей в высшем и среднем профессиональном образовании во многом пересекаются. Ряд дисциплин уже изучен студентом в колледже, поэтому в вузе требуется значительно меньше времени для подготовки к аттестации: для абитуриентов после колледжа утверждается индивидуальный график учебного процесса, и, соответственно, сокращается срок обучения.

по новым правилам приема, любой абитуриент после колледжа может поступать в любой вуз на бюджет и претендовать на ускоренную программу.

Изменения в правилах приема вызывают много вопросов, в том числе у представителей администрации вузов. Например, программы первого курса специальности в вузе и колледже совпадают практически на 100%. Чем будет заниматься на первом курсе студент с дипломом СПО, если все дисциплины первого курса ему перезачтут? Выходит, что минимум год он не будет ходить на занятия. Если же он будет сразу посещать занятия со студентами второго курса, эта схема обучения ничем не отличается от действующей несколько лет назад, когда после колледжа поступали сразу на 2-3 курс. Другой вариант, который обсуждают представители вузов — собрать поступивших после колледжа в отдельную группу и преподавать им сразу программу второго курса. Но тут возникает вопрос с однородностью студентов и их дипломов, список пройденных предметов у них может не совпадать. К тому же такой вариант организации обучения опять же повторяет действующую сейчас систему, когда студенты после колледжа учатся в отдельной группе. Поскольку вузы еще не имеют опыта работы по новым правилам, схема обучения будет оттачиваться в процессе.

Следующий учебный год покажет, как учебные заведения сумеют организовать учебный процесс.

[2]

Некоторые вузы заранее начали работать над решением сложившейся ситуации и уже сейчас имеют четко разработанную систему обучения для выпускников колледжей. Например, Финуниверситет выделил в контрольных цифрах приема места для тех, кто будет обучаться по индивидуальным планам (то есть для абитуриентов после колледжа). МИРЭА анонсирует прием в общем конкурсе, но четко определил список специальностей, на которые приглашаются выпускники колледжа — именно на сокращенный срок обучения за счет индивидуальных планов. Отдельно стоит отметить педагогические вузы, которые всегда работали с выпускниками педагогических колледжей по схеме «колледж-вуз». Они также объявляют об отдельном приеме для выпускников колледжей, но в основном это заочные и очно-заочные программы. «Учеба.ру» собрала информацию о том, как поступить на ускоренную программу обучения нескольких вузов, анонсирующих отдельные бюджетные места для абитуриентов после колледжа.

Финансовый университет при Правительстве РФ

Ускоренная программа обучения для абитуриентов с дипломом о среднем профессиональном образовании будет составляться на основе индивидуальных учебных планов. По основному направлению «Экономика» можно учиться и на очном, и на заочном отделении. Сюда принимают выпускников специальностей «Финансы», «Страховое дело», «Банковское дело», «Экономика и бухгалтерский учет», «Операционная деятельность в логистике» по результатам комплексного тестирования по финансам, бухучету и налогам. Абитуриенты направления «Информационная безопасность» должны иметь диплом колледжа по прикладной информатике, информационной безопасности или программированию и сдать комплексное тестирование по IT-дисциплинам. Статистика приема 2014 показывает, что абитуриенты со средним профессиональным образованием предпочитают получать высшее образование в заочном режиме. Конкурс на очное отделение составил 1,5-3 человека на место в зависимости от профиля, в то время как на заочное — почти 13 человек на место.

Читайте так же:  Перевод на срочный трудовой договор

Бюджетные места

очная форма количество мест
  • «Государственные и муниципальные финансы»
  • «Корпоративные финансы»
  • «Страхование»

50 Экономика, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 25 Экономика, профиль «Налоги и налогообложение» 25 Информационная безопасность 25 заочная форма
  • «Финансы и кредит»
  • «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
  • «Налоги и налогообложение»
25

Московский городской психолого-педагогический университет

Выпускники педагогических колледжей могут бесплатное продолжить обучение в МГППУ на факультете «Психология образования», направление «Психолого-педагогическое образование». Бюджетные места открыты только на заочном отделении, прием по результатам тестирования по биологии. Курс обучения рассчитан на 3,5 года, занятия проходит по субботам с 10.00 до 18.00. Выпускники программы работают в качестве педагогов-психологов в детских садах, центрах раннего развития, детских клубах.

Бюджетные места

заочная форма количество мест
Психолого-педагогическое образование 25

Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики

Абитуриенты с дипломом о среднем профессиональном образовании по радиотехнике, электронике, телекоммуникациям могут продолжить обучение в МИРЭА бесплатно. Выпускники колледжа поступают в университет на ряд специальностей по результатам вступительного экзамена по математике. Они участвуют в общем конкурсе на бюджетное отделение вместе с выпускниками школ. Уже после зачисления на 1 курс университета предусмотрена возможность сокращения срока обучения за счет перезачета (или по итогам переаттестации) предметов из диплома СПО. На подготовительных курсах МИРЭА есть специальная одномесячная программа для подготовки к внутреннему экзамену по математике, которая позволит повысить шансы на успешную сдачу экзамена и поступление в университет после колледжа.

Бюджетные места

очная форма количество мест

Инфокоммуникационные технологии и системы связи

Конструирование и технология электронных средств

Электроника и наноэлектроника

Радиоэлектронные системы и комплексы

Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения

в рамках общего приема
вместе с выпускниками школ

Московский педагогический государственный университет

На четырех факультетах МПГУ действует ускоренная программа обучения для выпускников педагогических колледжей. Абитуриенты поступают на бюджетное отделение по результатам собеседования и учатся 3 года. На факультет психологии и педагогики и дефектологический факультет поступающие сдают собеседование по русскому языку и биологии. Здесь можно получить диплом по специализациям «Дошкольная дефектология», «Сурдопедагогика», «Практическая психология», «Возрастная психология». Будущие учителя начальных классов поступают на одноименный факультет по результатам собеседования по русскому языку и математике. Учителя физкультуры помимо собеседования по русскому языку и обществознанию должны сдать нормативы по плаванию и общей физической подготовке.

Второе высшее образование

Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность получения второго высшего образования лицами, уже имеющими высшее образование соответствующего уровня, например:

  • по программам бакалавриата или программам специалитета — лицами, имеющими диплом бакалавра, специалиста или магистра;
  • по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или магистра;
  • по программам подготовки научно-педагогических кадров — лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук.

О том, как получить второе высшее образование в Российском новом университете (РосНОУ) рассказывает начальник учебно-методического управления Людмила Юрьевна Михальченкова.

На какие направления подготовки можно поступать в рамках получения второго высшего образования?

Второе высшее образование в РосНОУ можно получать по всем направлениям подготовки и специальностям, указанным в плане набора. Более того, с 1 сентября 2017 года поступление на заочную форму обучения направления подготовки «Юриспруденция» будет возможно только для тех, кто уже имеет первое высшее образование.

Какие формы обучения доступны при получении второго высшего образования?

Все формы обучения, на которые осуществляется набор в этом году.

Кроме того, студенты, получающие второе высшее образование, могут перевестись на ускоренное обучение и сократить срок своего обучения за счёт перезачёта изученных ранее дисциплин. Чтобы это сделать, после подачи документов, прохождения вступительных испытаний и зачисления студент должен написать в деканате заявление с просьбой перевести его на ускоренное обучение в связи с имеющимся высшим образованием.

Сколько стоит второе высшее образование?

Каждый вуз сам разрабатывает шкалу стоимости ускоренного обучения. В РосНОУ рассчитывается сумма, которая затрачивается вузом на обучение студента по данному направлению подготовки. Эта сумма делится на количество лет обучения.

Можно ли поступить на бюджет?

По закону получать второе высшее образование можно только платно.

Как проходит обучение на втором высшем?

Если студент решает перейти на ускоренное обучение, то он обучается по индивидуальному плану. Если таких студентов набирается более семи, организуется группа. Если студентов менее семи, для них разрабатывается индивидуальный график: студент изучает перечень дисциплин, обозначенный в индивидуальном плане, с разными группами.

Например, по индивидуальному плану студенту надо изучить дисциплины «Общая психология» и «Основы нейропсихологии». «Общую психологию» изучает группа второго курса, которая обучается по полной программе. Студент будет ходить на занятия по «Общей психологии» с группой второго курса. «Основы нейропсихологии» изучает группа третьего курса — с ней студент и будет изучать «Основы нейропсихологии».

В деканате студенту составляют индивидуальный график посещения занятий: с каким курсом, какие занятия нужно посетить. Он может прослушать курс лекций, посещать семинарские занятия, отвечать. Подразумевается, что у студента свободный график посещений, его задача — освоить данную дисциплину в течение этого семестра и сдать её в определённые календарным графиком обучения и индивидуальным планом сроки.

Что выгоднее: получить второе высшее или окончить магистратуру?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Говорить о том, что выгоднее, нельзя, всё зависит от человека, его устремлений. Это вопрос не выгоды, а выбора.

На мой взгляд, если хочется кардинально сменить сферу профессиональной деятельности, получать второе высшее образование нужно. А если цель — повысить уровень образования и получить более глубокие знания, надо поступать в магистратуру по тому же направлению подготовки, что и имеющийся бакалавриат.

Я считаю, что магистратура по другому направлению подготовки не даёт необходимых знаний, чтобы чувствовать себя уверенно в новой профессии. Бакалавр осваивает программу за четыре-пять лет. А магистр — за два года, и у него в плане нет тех дисциплин, которые осваивал в своё время бакалавр по этому направлению подготовки. Предполагается, что тот, кто идёт в магистратуру, имеет базовый уровень подготовки за счёт самостоятельно изученных дисциплин. Но, к сожалению, на практике это далеко не так. Очень часто люди приходят в магистратуру, не имея базового уровня, и, конечно, за два года полностью получить все знания для того, чтобы чувствовать себя комфортно, невозможно.

[1]

Беседовала Дарья Рожкова

Читайте так же:  Как бесплатно получить квартиру от государства

Положение об ускоренном обучении (.pdf)

Правила приёма в АНО ВО «Российский новый университет» на 2017/2018 учебный год (.pdf)

Инструкция: как получить второе высшее образование

Как проходит обучение?

В целом, программа второго высшего образования не отличается от базовой, по которой занимаются все остальные студенты вуза. Основная разница в том, что она сжата по времени, поскольку за плечами учащихся уже есть обучение в вузе. Часть общих дисциплин не преподается. Именно поэтому полный курс второго образования короче первого.

Существуют два варианта организации учебного процесса. В первом случае вуз набирает отдельные группы, где студенты учатся по единой программе второго высшего образования. Во втором случае абитуриенты, уже имеющие диплом вуза, зачисляются в группы по специальностям вместе с выпускниками школ. Для них составляется индивидуальный учебный план, а ранее пройденные дисциплины перезачитываются, так что срок обучения сокращается.

Обязательная составляющая программы — факультативные дисциплины, практические занятия, мастер-классы и семинары. Как показывает практика, у студентов этой ступени всевозможные дополнительные курсы более популярны, чем у тех, кто учится в вузе впервые. Формы отчетности такие же, как и на первом высшем: зачеты, экзамены, курсовые и дипломная работы.

Чем второе высшее образование отличается от магистратуры?

Второе высшее образование не является более высокой образовательной ступенью по отношению к первому — оно дает не повышение квалификации, а новую специальность. Магистратура — это завершающая ступень высшего образования, рассчитанная на абитуриентов с базовым дипломом бакалавра или специалиста. В рамках программ ведется глубокая проработка выбранной темы или специализации. Большинство студентов магистратуры продолжает заниматься по направлению, выбранному в бакалавриате, хотя в рамках магистерской программы возможна и смена специальности.

До какого возраста можно получить второе высшее образование?

Для абитуриентов программ второго высшего образования ограничений по возрасту не предусмотрено. Поступить в вуз и получить второй диплом могут все желающие.

Сколько длится обучение?

Срок обучения в вузе зависит от формы обучения. Как правило, студенты, которые учатся на очном и очно-заочном отделении, получают второй диплом за два-три года, на заочном и дистанционном отделении — за три года.

Какие есть формы обучения?

Московские вузы предлагают абитуриентам более 350 программ по заочной и дистанционной форме обучения, более 200 программ по очно-заочной и более 300 программ по очной форме. Поскольку второе высшее образование в основном получают работающие студенты, самыми популярными формами обучения являются те, которые не требуют регулярного присутствия в вузе, — это заочная и дистанционная формы. Студенты заочного отделения получают по всем предметам материалы для самостоятельного изучения, тесты и контрольные работы по электронной почте. Два раза в год они приезжают в вуз на экзаменационную сессию, которая длится неделю. Итоговая аттестация и защита диплома также проводится очно.

В случае дистанционного обучения диплом столичного вуза можно получить, не выезжая за пределы своего региона. Промежуточные и итоговые аттестационные работы студенты выполняют с помощью удаленного доступа к вузовской сети. Необходимые консультации преподавателей и кураторов получают благодаря интернет-конференциям и форумам.

Также большим спросом у студентов пользуется очно-заочная форма обучения в формате группы выходного дня. В этом случае учебное заведение необходимо посещать только один раз в неделю, в субботу или в воскресенье, но пары занимают практически весь день. Есть свои поклонники и у вечерних отделений. Плюс этой формы — возможность регулярного общения с преподавателями. Минус — необходимость четыре-пять раз в неделю приезжать в вуз.

По каким специальностям можно получить второе высшее образование?

Как правило, за вторым высшим образованием идут на факультеты экономики, иностранных языков, управления, юриспруденции и информационных технологий. Связано это с тем, что знания из этих областей обычно требуются уже практикующим специалистам. Тем не менее учебные заведения предлагают абитуриентам с дипломом о высшем образовании программы по всем направлениям, включая технические, технологические, медицинские и творческие.

В некоторых вузах созданы специальные подразделения, которые реализуют преимущественно программы второго высшего образования, — например, Институт сокращенных программ в Финансовом университете, отделение очно-заочного и заочного обучения в РХТУ им. Менделеева, Институт современных образовательных технологий в МГТУ им. Баумана.

При этом для некоторых университетов программы второго высшего образования — скорее редкость. Получить вторую специальность они предлагают абитуриентам в основном в рамках магистратуры. Например, Высшая школа экономики набирает студентов только на шесть программ второго высшего, в том числе по специальностям «Банковское дело», «Финансовый менеджмент», «Управление логистикой», в то время как в магистратуре университета открыто более 100 программ по всем направлениям, имеющимся в бакалавриате. В МГУ им. Ломоносова получить диплом о втором высшем можно лишь на нескольких факультетах — например, историческом, химическом, юридическом, психологии, журналистики. Как правило, студенты с дипломом учатся здесь вместе с выпускниками школ, но могут перезачесть ранее изученные дисциплины. МГИМО же называет вторым высшим образованием программы очно-заочной магистратуры (например, «Международное финансовое и торговое право», «Международная экономика», «Торговое дело»).

Можно ли учиться бесплатно?

Нет. Бюджетных мест в вузах на программах второго высшего образования не предусмотрено. Учиться можно только платно.

Сколько стоит обучение?

Так же как и на программах первого высшего образования, стоимость обучения зависит прежде всего от статуса учебного заведения. В топовых университетах — НИУ ВШЭ, МГУ им. Ломоносова, Дипломатической академии МИД РФ — обучение по очно-заочной (вечерней) форме обучения стоит от 170 до 280 тыс. рублей в год. Примерно в этих же пределах находится и стоимость обучения в технических вузах. В МГТУ им. Баумана можно получить второе образование в среднем за 190 тыс. рублей в год, в МИРЭА — за 175-208 тыс. рублей в год, в Московском Политехе — за 194 тыс. рублей в год. Самые недорогие программы на очно-заочном отделении можно найти в коммерческих вузах. Так, например, ведущие негосударственные вузы — МНЭПУ, МФЮА, Академия труда и социальных отношений — предлагают получить диплом о втором высшем за 70-80 тыс. рублей в год. Гораздо дешевле учиться на заочном отделении. Средняя стоимость обучения по заочной форме в московских вузах — 35-90 тыс. рублей в год.

Читайте так же:  Проблема увольнения инвалида 2 группы по инициативе работодателя разбираемся в нюансах процедуры

Как поступить?

В большинстве случаев для зачисления на программу второго высшего образования достаточно предоставить диплом о высшем образовании государственного образца и пройти собеседование. Как правило, вступительные экзамены для таких абитуриентов не предусмотрены — предполагается, что люди, прошедшие вузовскую подготовку, уже имеют достаточную образовательную базу. Исключение составляют ведущие государственные вузы. Например, в МГУ им. Ломоносова нужно сдать экзамен по профильному предмету, в НИУ ВШЭ — комплексное тестирование, в Московский государственный лингвистический университет — экзамен по иностранному языку. В ряде случаев поступить можно, имея на руках академическую справку о неполном высшем образовании. Например, если вы являетесь студентом старшего курса вуза.

Какие программы предлагают вузы?

Информацию о всех программах второго высшего образования, включая название специальностей, условия приема, стоимость и продолжительность обучения, вы найдете в каталоге учебных заведений «Учёбы.ру».

Как поступить на обучение по образовательным программам высшего образования в ВУЗ для получения первого высшего образования

Общая информация о поступлении

В связи с участием России в Болонском процессе и в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», классическая российская система высшего образования (5-6 лет обучения и получение по окончании диплома специалиста) заменена трехуровневой системой образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура.

Бакалавриат – это начальный уровень системы высшего образования, обучение на котором возможно после окончания школы, техникума или вуза. Программы подготовки бакалавров ориентированы на формирование и развитие практических навыков студентов в профессиональной области и дают фундаментальную подготовку широкого профиля.

Специалитет – традиционная форма российского образования, действующая в настоящее время параллельно с Болонской системой образования. Подготовка специалиста предполагает получение базовых теоретических знаний совместно с углубленным профильным обучением в конкретной предметной области.

Магистратура – это второй, следующий за бакалавриатом уровень системы высшего образования. Обучение в магистратуре предусматривает получение углубленных теоретических знаний по выбранному направлению и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности.

Аспирантура – это третий, и последний уровень системы высшего образования, где осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров. Обучение в аспирантуре предполагает самостоятельную научную работу, направленную на проведение исследований в выбранной области.

Обучение в Университете по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров возможно по очной и заочной формам обучения.

Прием на обучение осуществляется как на местах, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (бесплатное обучение), так и на на местах, финансируемых за счет средств физических и (или) юридических лиц на договорной основе (платное обучение).

Продолжительность обучения по программам бакалавриата составляет 4-5 лет; по программам специалитета – 5-5.5 лет; по программам магистратуры – 2-2.5 года; по программам подготовки научно-педагогических кадров – 3-4 года.

По окончании обучения в зависимости от уровня полученного образования выпускнику присваивается квалификация «Бакалавр», «Специалист», «Магистр» или «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Часто задаваемые вопросы:

Чем отличается бакалавриат от специалитета?

Срок обучения по программам бакалавриата в среднем, на 1 год короче, чем по программам специалитета, что даёт выпускникам возможность раньше начать профессиональную деятельность. Диплом бакалавра более понятен иностранным работодателям и признается за рубежом, в то время как крупные российские компании лучше «знакомы» с термином «специалист».

Чем магистратура отличается от второго высшего образования? Каковы её преимущества?

Кто может поступать для обучения по программам бакалавриата/специалитета/магистратуры?

Чему меня будут обучать? Где можно узнать подробнее о реализуемых образовательных программах?

Как построен учебный процесс?

В какое время проводятся занятия?

В Университете установлена 6-дневная учебная неделя. Студенты очной формы обучения занимаются с 9:30 до 18:30 (реальная продолжительность и количество занятий гораздо меньше и определяются расписанием); студенты заочной формы обучения – по отдельному расписанию.

Занятия у большинства студентов магистратуры и аспирантуры построены таким образом, чтобы обучающиеся могли совмещать учёбу с работой.

Как поступить на обучение по образовательным программам высшего образования в ВУЗ для получения первого высшего образования

Порядок приема в образовательные организации высшего образования в 2016 году

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. №1147 утвержден новый Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее – новый Порядок приема), который будет действовать, начиная с приема на 2016-2017 учебный год. В отличие от предыдущих аналогичных приказов Минобрнауки России, регулирующих порядок приема и действующих в течении только одного года, утвержденный документ будет носить характер постоянного. Таким образом, абитуриенты будут заранее осведомлены обо всех деталях при приеме в вуз.

Отметим основные изменения в порядке приема на будущий и последующие годы по сравнению с предыдущим.

Новым Порядком приема устанавливается единая дата информирования о приеме для всех образовательных программ и форм обучения: на будущий учебный год вся информация на официальных сайтах вузов должна быть размещена не позднее 16 ноября 2015 года, в последующие годы — не позднее 1 октября. Данная мера позволит повысить информированность абитуриентов. До этого фиксированная дата информирования о приеме не была установлена для магистратуры и для заочной формы обучения.

Новым Порядком приема сохраняется правило об учете при поступлении по образовательным программам высшего образования не только баллов ЕГЭ, но и иных предыдущих достижений обучающихся. Дополнительно за индивидуальные достижения может быть начислено до 10 баллов суммарно.

Перечень заслуг поступающих, которые могут быть зачислены в качестве индивидуальных достижений, расширен за счёт такой заслуги как наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием. Подобная мера направлена на стимулирование обучающихся показывать более высокие результаты не только на уровне среднего общего образования, но и на уровне среднего профессионального образования. Таким образом, в новом Порядке приема указанный перечень выглядит следующим образом.

В качестве достижений обучающихся могут учитываться:

1) наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца — при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта (не используемые для получения преимуществ при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления и конкретным основаниям приема);

Читайте так же:  Исковое заявление о праве на наследство (образец)

2) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью;

3) наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;

4) осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четыре лет);

5) участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и (или) преимуществ при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления и конкретным основаниям приема) и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

6) оценка, выставленная организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Учет индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве суммы конкурсных баллов. Баллы начисляются поступающему, представившему документы, подтверждающие результаты индивидуальных достижений (не требуется предоставление документов, подтверждающих оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения), и включаются в сумму конкурсных баллов.

В Методических рекомендациях по учету индивидуальных достижений поступающих при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, утвержденных Минобрнауки России 20 февраля 2015 г. № АК-10/05вн образовательным организациям рекомендуется:

1). при определении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности

— дифференцировать количество начисляемых баллов в зависимости от этапов проведения и уровня олимпиад, конкурсов и мероприятий и их профильности по отношению к направлению подготовки или специальности, на которую поступает абитуриент;

— учитывать помимо олимпиад, конкурсов и мероприятий, проводимых образовательной организацией высшего образования, осуществляющей прием, межвузовские, региональные и иные олимпиады, конкурсы и мероприятия.

[3]

2) учет в качестве индивидуального достижения наличия серебряного и (или) золотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» производить в пределах начисления не более 1 балла, поскольку в настоящее время внедрение Комплекса ГТО носит организационно-экспериментальный характер.

Необходимо помнить, что учет всех индивидуальных достижений, представляемых поступающими при приеме на обучение, с начислением баллов образовательная организация высшего образования осуществляет по своему усмотрению.

В случае, если образовательная организация высшего образования учитывает в качестве индивидуального достижения поступающего итоговое сочинение, то такой организации рекомендуется разработать и утвердить порядок и критерии оценивания итогового сочинения. При разработке критериев оценивания итогового сочинения рекомендуется использовать критерии, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и изложенные в письме от 24 ноября 2014 г. №АК-3761/05. Среди указанных критериев: соответствие сочинения теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция и логика рассуждения; оригинальность сочинения; качество речи и др.

Изменения коснулись приема иностранных граждан. В соответствии с ч. 5 ст. 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» иностранным гражданам предоставлено право приема по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями высшего образования.

Новым Порядком приема иностранные граждане также выделены в отдельную категорию поступающих на базе среднего общего образования, которые могут поступать на обучение по результатам общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно. Указанные лица вправе сдавать все общеобразовательные вступительные испытания либо сдавать одно или несколько указанных вступительных испытаний наряду с представлением результатов ЕГЭ в качестве результатов иных общеобразовательных вступительных испытаний.

При приеме иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на места по договорам об оказании платных образовательных услуг организация высшего образования:

1) обязана установить не менее двух не менее двух общеобразовательных вступительных испытаний, выбираемых ею самостоятельно из числа вступительных испытаний, установленных Приказом Минобрнауки России от 4 сентября № 1204 «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета» по соответствующей специальности или направлению подготовки,

2) может устанавливать дополнительные вступительные испытания,

3) может заменять общеобразовательные и (или) дополнительные вступительные испытания иными вступительными испытаниями.

Изменение коснулось обладателей особых прав при приеме на обучение на программы бакалавриата и программы специалитета – победителей и призеров олимпиад школьников (за исключением творческих олимпиад и олимпиад в области физической культуры и спорта). В сторону увеличения изменено количество баллов ЕГЭ, при наличии которых победители и призеры олимпиад школьников могут воспользоваться своими особыми правами. По новому Порядку приема результаты ЕГЭ должны быть не менее 75 баллов, в то время как «порог» предыдущих лет равнялся 65 баллам.

Кроме того, продлен срок действия результатов олимпиад школьников, которые теперь действительны в течение четырех лет, следующих за годом проведения олимпиады, что соответствует сроку действия результатов ЕГЭ. Ранее они были действительны только один год.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Селиверстова О.И. Кандидат юр. наук, старший научный сотрудник
10 января 2016 г.

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.

  2. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  3. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2013. — 400 c.
  4. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
  5. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
Как поступить на обучение по образовательным программам высшего образования в вуз для получения перв
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here