Какой порядок обучения в аспирантуре (адъюнктуре)

Какой порядок обучения в аспирантуре (адъюнктуре)

Аспирантура.РФ

Аспирантуры. Обучение в аспирантуре и защита диссертации. Далее—>

Что такое аспирантура

Обучение в аспирантуре. Очная, заочная аспирантуры. Далее—>

Аспирантуры Москвы и России

ВУЗы с аспирантурой. Формы обучения. Платная и бесплатная аспирантура. Далее—>

Написание текста диссертации

Как написать диссертацию. Структура диссертации. Требования к диссертации. Далее—>

Законодательные и иные нормативные документы, которые определяют условия обучения в аспирантуре, присвоению ученых степеней и званий.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение аспиранты, определено что обучение в аспирантуре — послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) приравнивается к высшему образованию — подготовке кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Постановление Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N 237 «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации»»
Постановление Правительства РФ утверждает Положение о Высшей аттестационной комиссии, возлагаю на нее выработку рекомендаций по вопросам выдачи дипломов доктора наук и кандидата наук; отмену решения диссертационного совета о присуждении ученой степени; признание ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве; заявлений о лишении (восстановлении) ученых степеней; перечень кандидатских экзаменов; требования к рецензируемым научным изданиям и правилам формирования перечня рецензируемых научных изданий.
ВАК проводит анализ защищенных диссертаций; экспертизу и предложения в Минобрнауки по номенклатуре научных специальностей, соответствию научных специальностей направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).
ВАК имеет право рассматривать аттестационные дела и диссертации, а также апелляции, поданные на решения диссертационных советов, и заявления о лишении (восстановлении) ученых степеней.

Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней»
Постановление Правительства РФ утверждает Положение о присуждении ученых степеней, которым устанавлен порядок присуждения ученой степени кандидата наук и ученой степени доктора наук; критерии для диссертации на соискание ученых степеней; порядок представления, защиты диссертаций, порядок лишения, восстановления ученых степеней, рассмотрения апелляций, а также порядок рассмотрения Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации диссертаций на соискание ученых степеней и аттестационных дел.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1139 «О порядке присвоения ученых званий»
Постановление Правительства РФ утверждает Положение о присвоении ученых званий, которым устанавливается порядок присвоения ученых званий доцента и профессора, в том числе критерии присвоения ученых званий, требования к лицам, претендующим на присвоение ученых званий, порядок рассмотрения аттестационных дел на присвоение ученых званий, а также основания и порядок лишения и восстановления ученых званий.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 октября 2017 г. № 1027 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени» (С изменениями внсенными приказом Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. № 209)
Приказ Минобразования России утверждает прилагаемую к нему номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени. В номенклатуру в дальнейшем в 2018 году приказом Минобрнауки России от 23 марта 2018 г. № 209 внесены изменения: научная специальность 12.00.07 дополнена специальностью конкурентное право, а также устранены ранее допущенные технические ошибки в наименованиях специальнстей.

Письма ВАК.
Рекомендация ВАК при Минобрнауки России от 11 декабря 2018 г. № 2-пп О повышении эффективности системы аттестации научных кадров высшей квалификации
Рекомендация ВАК при Минобрнауки России от 11 декабря 2018 г. № 6-пп Об оформлении результатов научных исследований в диссертационных работах
Информационное письмо (приказ) Минобрнауки России от 14 декабря 2018 г. № МН-06.6/1715 О недопустимости изменения сроков рассмотрения заявлений о лишении ученых степеней

О порядке приема и обучения в аспирантуре

Ответ директора Центра экспертиз Цветковой Ларисы Александровны:

Уважаемая Нина Анатольевна!

В соответствии с Федеральным законом № 148-ФЗ О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» с 01.09.2016 Санкт-Петербургский государственный университет получает право присуждать ученые степени по собственным правилам. Локальные нормативные акты, определяющие порядок присуждения ученых степеней СПбГУ, в настоящее время разрабатываются.

[3]

При наличии сданных кандидатских экзаменов по специальности 02.00.06 — высокомолекулярные соединения (физико-математические науки) диссертация может быть представлена к защите на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук.

Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на вопросы, размещённые в Виртуальной приёмной, подготовлены на основании нормативных актов, действующих на день размещения ответа. При ознакомлении с ответами просим Вас учитывать данное обстоятельство и принимать во внимание возможность изменения действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов СПбГУ.

Virtual Reception SPSU .
Saint Petersburg State University © 2018. Supported by PRO SPSU .

От абитуриента до аспиранта 6380

Пожалуй, ни одна ступень образования в России не претерпела таких колоссальных изменений за последние десятилетия, как высшее и послевузовское образование. Современные студенты проходят путь от абитуриента до аспиранта совсем иначе, чем это делали каких-то лет 20 назад. Что их ждет на этом пути, разбирается журнал «Молодой ученый».

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009 года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в следующую таблицу.

Ступень Квалификация/
Степень
Срок обучения Требования для присвоения квалификации Где можно продолжить обучение
Высшее образование
Бакалавриат Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура
Специалитет Дипломированный специалист / Специалист Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура
Магистратура Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура
Аспирантура
Читайте так же:  Составление ходатайства об отложении судебного разбирательства

Адъюнктура

Исследователь. Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской диссертации) Не более 3 лет по очной форме и 4 лет по заочной (для ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно) Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита кандидатской диссертации Докторантура Подготовка научных кадров Докторантура Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу, который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы, которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим образованием, а что — первым?

Бакалавр — это недоучившийся специалист?

Нередко можно услышать вопрос, кто лучше — бакалавр или специалист. Распространено мнение о том, что бакалавр — это недоучившийся специалист. Часто, основываясь на сроке обучения, полагают, что бакалавриат не является законченным высшим образованием. И даже при приеме на работу могут предпочесть кандидата с дипломом специалиста человеку с дипломом бакалавра.

Но это заблуждение. Квалификация бакалавра свидетельствует о получении базового высшего образования. Диплом бакалавра наравне с дипломом специалиста дает возможность заниматься профессиональной деятельностью и получить должность, для которой требуется высшее образование.

Разница в обучении заключается в том, что бакалавр все 4 года изучает предметы широкого профиля по выбранному направлению, специалист же с третьего года обучения выбирает какой-нибудь профиль (специализацию), который и будет отражен в его дипломе.

Если бакалавр захочет получить более углубленное и узкопрофильное образование, если в дальнейшем он хочет связать свою жизнь с наукой или выше продвинуться по карьерной лестнице, он может продолжить учиться в магистратуре — на бюджетной основе и с правом на отсрочку от призыва в армию. С дипломом специалиста стать магистром можно только на платной основе — это будет считаться получением второго высшего.

Однако специалист специалисту рознь. Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108 закона «Об образовании»). Как различить корочки специалиста и дипломированного специалиста? Все, кто поступал в вуз до 1 января 2011 года, считаются «дипломированными специалистами». В графе диплома «Квалификация (степень)» у них написано: «Физик», «Математик», «Историк» и т. д. Специалисты же в соответствующей графе имеют запись «Специалист». В настоящее время вузы ведут подготовку только по программам подготовки специалистов, после окончания которой поступить в магистратуру можно только на платной основе.

Диплом бакалавра, так же как и диплом магистра, признается во многих странах, где принята аналогичная двухуровневая система. Зато специалист может сразу поступить в аспирантуру, а также заняться научной или преподавательской деятельностью в вузе — бакалавру такие права не даны.

Магистр против специалиста

Магистр, как и специалист может заниматься научной деятельностью, преподавать в вузах, а также продолжить обучение в аспирантуре.

В чем же тогда разница между специалистом и магистром? Первая и самая главная заключается в том, что магистров готовят к дальнейшей научно-исследовательской работе, а специалистов — к профессиональной деятельности. Магистры получают более глубокие профессиональные знания и навыки, дающие им преимущества перед специалистами.

Для получения диплома специалиста требуется меньше времени и усилий: поступив в вуз один раз, через 5 лет выпускники получают заветную корочку.

В магистратуру на бюджет принимают на конкурсной основе уже после окончания бакалавриата. Для поступления в магистратуру требуется сдать комплексный междисциплинарный экзамен.

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра можно поступить в магистратуру другого вуза — здесь нет ограничений. Можно даже сменить направление, если вдруг понял, что интересы изменились. Чтобы получить диплом магистра, требуется уже как минимум 6 лет: не менее 4 лет бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

К слову, о дипломах. Несмотря на то, что обучение и специалиста (с третьего года), и магистра предусматривает специализацию, предполагается, что они должны различаться присвоенной квалификацией. Например, если в дипломе специалиста будет указана широкая квалификация «Психолог», то в дипломе магистра — более узкая специализация: «Психологическое консультирование в образовании», «Семейный консультант и психоаналитик», «Клиническая психология». Специалист получит квалификацию «Физика», а магистр — «Ядерные физика и технологии», «Техническая физика», «Радиофизика», «Электромеханика» и т. п. Хотя на деле можно встретить магистра с широкой квалификацией, такой как «Педагогическое образование», «История», «Экономика». Это лишний раз свидетельствует о том, что критерии присвоения степеней еще до конца не разработаны.

Аспирантура — третья ступень высшего образования

Реформирование образовательной системы затронуло и последующие ступени образования. Если еще недавно аспирантура считалась послевузовским образованием, то вступивший в силу 1 января 2013 года закон «Об образовании» сделал аспирантуру третьей ступенью высшего образования, которая реализует программу подготовки научно-педагогических кадров. Срок обучения в аспирантуре, как правило, составляет 3 года в очной форме и 4 — в заочной. Приказом Минобрнауки от 12 августа 2011 года № 2202 были утверждены специальности технических и естественнонаучных отраслей наук, срок обучения для которых в аспирантуре и адъюнктуре может составлять 4 и 5 лет соответственно.

Раньше аспирант был нацелен на защиту кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук. Теперь же времени на подготовку диссертации в аспирантуре отведено гораздо меньше за счет введения обязательных учебных занятий, а защита диссертация становится необязательной опцией. В результате, по словам главы ВАК Владимира Филиппова, диссертации защищают лишь 25–30% закончивших аспирантуру.

Единых для всех вузов и научных институтов требований к поступлению в аспирантуру больше нет. То, какие экзамены сдают поступающие в аспирантуру, решают сами учебные заведения: если раньше их было три, то с 2017 года их может быть и меньше.

Вузы самостоятельно определяют не только количество и перечень экзаменов, но и шкалу оценивания и проходной балл. Дополнительные баллы можно получить за личные достижения: патенты, публикации, участие в научных мероприятиях и конкурсах. Эти баллы складываются с баллами, полученными на экзаменах, либо могут учитываться вместо них. То есть вступительный экзамен может быть заменен конкурсом портфолио.

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи канцтоваров

В 2017 году также впервые выданы дипломы об окончании аспирантуры, которые свидетельствуют об «освоении программы подготовки научно-педагогических кадров» по определенному направлению и о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь».

Что касается докторантуры, то с 2013 года она полностью стала формой подготовки научных кадров, а не послевузовской подготовки.

Итак, реформирование системы высшего образования России привело к параллельному существованию двух систем: традиционной пятилетней подготовки квалифицированных специалистов и двухуровневой, по европейскому образцу, состоящей из бакалавриата и магистратуры. Также заметно изменились функции аспирантуры, которая теперь встроена в общую систему высшего образования и направлена на подготовку научно-педагогических кадров. Меньше всего реформа затронула докторантуру, которая в целом сохранила свои функции.

Также рекомендуем прочитать

Основные виды учебных заведений в России

Раньше на вопрос «Куда поступаешь?» было два ответа (если не углубляться в конкретные наименования). После восьми лет обучения шли в ПТУ, после десяти – в институт. Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений. Попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Зачем поступать в аспирантуру

В наше время престиж профессии ученого заметно снизился по сравнению с XX веком. Более почетно быть программистом, бизнесменом, топ-менеджером. Да и финансовое положение научных работников оставляет желать лучшего. Но, тем не менее, поток желающих «стать учеными» не иссякает. Очень возможно, что эти люди видят дальше и глубже, чем их сверстники. Почему? Мы расскажем в этой статье.

Мотивационное письмо – как написать быстро и эффективно

Знаете ли Вы, что на многие магистерские программы вузов только одно мотивационное эссе «весит» 20-30 баллов из 100? И на большинство магистерских программ оно является одним из ключевых документов.

Какой порядок обучения в аспирантуре (адъюнктуре)

Что такое аспирантура

Обучение в аспирантуре. Очная, заочная аспирантуры. Далее—>

Аспирантуры Москвы и России

ВУЗы с аспирантурой. Формы обучения. Платная и бесплатная аспирантура. Далее—>

Написание текста диссертации

Как написать диссертацию. Структура диссертации. Требования к диссертации. Далее—>

ОБУЧЕНИЕ В АСПИРАНТУРЕ
Аспирантура, как очная, так и заочная, является формой послевузовского образования. Целью обучения в аспирантуре является воспитание квалифицированных научных кадров, способных вести научно-исследовательскую работу, самостоятельно ставить и решать актуальные научные задачи, адекватно воспринимать научные достижения специалистов в той же области знаний, передавать свои знания научной общественности.
Для этого программа обучения в аспирантуре предусматривает изучение ряда дисциплин и сдачу по ним экзаменов кандидатского минимума, подготовку к работе и самостоятельную работу над диссертационным исследованием, защиту кандидатской диссертации, а также участие в учебной работе со студентами.
По окончании каждого года обучения каждый аспирант проходит на кафедре аттестацию, подтверждающую выполнение учебного плана.
Стандартный срок обучения в очной аспирантуре – 3 года, в заочной – 4 года. Обучение в аспирантуре обычно планируется по годам обучения.
Также посмотреть консультирование при написании диссертации и консультации аспирантам.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ
Второй год обучения в аспирантуре в основном посвящен получению аспирантом теоретических и практических знаний в области диссертационного исследования и на их базе подготовке основного текста диссертации.
Кроме того, обычно на втором году обучения аспирант ведет самостоятельную подготовку к сдаче экзамена кандидатского минимума по профильной специальности и сдает этот экзамен. По результатам сдачи кандидатского минимума аспиранту выдается «Удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов, которое действительно три года.
В соответствии с планом учебной работы аспиранта на втором году обучения обычно предусматривается подготовка 1-2 научных статей по результатам диссертационного исследования, участие в 2-3 научных конференциях с публикацией тезисов докладов, подготовка второй и третьей глав диссертации с выводами.
Также в соответствии с планом учебной работы аспирант участвует в учебной и научно-исследовательской работе кафедры.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ
Третий год обучения в аспирантуре посвящен доведению диссертационного исследования до диссертабельного вида.
На этом этапе отрабатываются основные результаты исследования: формулируются цель и задачи исследования, научная новизна и научные положения, достоверность научных положений, теоретическая и практическая ценность исследования, приводятся результаты апробации диссертационного исследования. Кроме того, уточняется список литературных источников, пишется введение и заключение, оформляется текст диссертации и приложений к ней.
Также по результатам диссертационной работы готовится автореферат. Готовятся и публикуются 2-3 научные статьи в журналах списка ВАК.
Ведется подготовка к предварительному рассмотрению диссертации на кафедре. По результатом предзащиты производится корректировка текста диссертации и автореферата, после чего готовятся документы для подачи их в Диссертационный Совет.
Необходимо учитывать, что на третьем году обучения аспирант не освобождается от учебной нагрузки и участия в научно-исследовательской работе кафедры, что определяет очень напряженный график работы аспиранта.

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Минобрнауки России утвердило порядок приема в аспирантуру

Минобрнауки России утвердило порядок приема в аспирантуру

Вышел ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 26 МАРТА 2014 Г. N 233 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ»

Ссылка на файл с документом на сайте www.fgosvo.ru

ОБЗОР ДОКУМЕНТА

Новые правила поступления в аспирантуру.

Установлен новый порядок приема на обучение в аспирантуру.
Прием ведется на бюджетные и платные места. В рамках бюджетных мест предусмотрена квота целевого приема. Возможно не только очное и заочное, но и вечернее обучение.
Детально прописаны требования к информированию поступающих. Определены перечень и сроки размещения сведений о приеме на обучение.
Для поступления в аспирантуру необходимо иметь высшее образование (специалитет или магистратура). Подать документы на поступление можно лично, по почте, через доверенное лицо, а также в электронном виде (если такая возможность есть в образовательной организации).
Предусмотрена возможность одновременно подать заявления о приеме в аспирантуру нескольких организаций.
Перечень вступительных испытаний не изменился. На результаты экзаменов может быть подана апелляция.
Прописаны особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Установлены особенности приема в аспирантуру иностранных граждан и лиц без гражданства. Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2014 г . Регистрационный № 32118.

[1]

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 26 МАРТА 2014 Г . N 233 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ»

Читайте так же:  Кто может написать заявление о переводе на легкий труд – образец по беременности, по состоянию здоро

Правила Министерства образования и науки от 06.12.2000 N 1134
«ПРАВИЛА О ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Навигация
  • В начало документа
  • Назад: 1. Общие положения
  • Далее: 3. Организация подготовки научных и научно — педагогических кадров в клинической ординатуре
  • Справочная информация о документе
  • Тематический раздел
    ОБ ОБРАЗОВАНИИ, НАУКЕ, КУЛЬТУРЕ
  • В начало раздела Законодательство Казахстана on-line
  • Поиск документов в базе данных раздела
  • Тексты НПА Казахстана в формате FictionBook
  • Справочно-правовая система Adviser
  • В начало сервера pavlodar.com
  • Карта сервера

Рекомендуем посетить:
Профессор Шафер Наум Григорьевич — филолог и музыковед, исследователь творчества и критик, композитор, публицист и коллекционер —>

2. Организация подготовки научных и научно — педагогических кадров в аспирантуре и адъюнктуре

15. Аспирантура открывается в высших учебных заведениях, научно — исследовательских организациях, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности, располагающих высококвалифицированными кадрами и современной научно — исследовательской и материально — технической базой по соответствующим научным специальностям подготовки при наличии лицензии, по их ходатайству и действует с момента получения соответствующей лицензии.

16. Адъюнктура открывается в высших учебных заведениях подведомственных Министерству обороны, Министерству внутренних дел и Комитету национальной безопасности, имеющих соответствующие условия согласно пункту 15.

17. Квалификационные требования, предъявляемые к подготовке высококвалифицированных специалистов в аспирантуре и адъюнктуре:

1) наличие не менее двух докторов наук по каждой научной специальности подготовки и работающих на полную ставку в данной организации, реализующей послевузовское профессиональное образование;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2) наличие научно — исследовательских лабораторий по соответствующим научным специальностям подготовки.

18. Подготовка научных и научно — педагогических кадров в аспирантуре и адъюнктуре осуществляется высшими учебными заведениями и научными организациями по отраслям наук в соответствии с «Номенклатурой специальностей по присуждению ученых степеней научным и научно — педагогическим работникам Республики Казахстан», утвержденной Высшей Аттестационной Комиссией (далее — ВАК).

19. Открытие аспирантуры и адъюнктуры производится приказом центрального исполнительного органа в области образования на основании заявления — ходатайства организации и заключения ВАК.

20. При подготовке заключения на открытие аспирантуры и адъюнктуры в высших учебных заведениях и научных организациях ВАК руководствуется обязательными условиями квалификационных требований, предъявляемых к подготовке высококвалифицированных специалистов в аспирантуре или адъюнктуре, а также действие научного семинара по профилю научной специальности.

21. К заявлению — ходатайству, направляемому для заключения в ВАК, прилагаются:

1) решение Ученого совета организации с указанием научной специальности, по которой предполагается открытие аспирантуры;

2) справка о наличие не менее двух докторов наук по каждой научной специальности подготовки и работающих на полную ставку в данной организации;

3) характеристика научно — исследовательской и материально — технической базы по соответствующим научным специальностям;

4) сведения о предполагаемых научных руководителях с указанием их научных трудов за последние пять лет и шифра специальности по автореферату;

5) программа подготовки аспирантов и адъюнктов.

22. Программы подготовки аспирантов и адъюнктов разрабатываются соответствующими диссертационными советами и утверждаются ВАК.

23. Обучение в аспирантуре и адъюнктуре может осуществляться в следующих формах: очное и заочное.

Срок обучения в аспирантуре очной формы на базе высшего специального образования составляет три года, на базе высшего научно — педагогического образования (имеющих степень магистра по соответствующей специальности) — два года; заочной формы на базе высшего специального образования — четыре года, на базе высшего научно — педагогического образования (имеющих степень магистра по соответствующей специальности) — три года.

Срок обучения в адъюнктуре очной формы составляет три года, заочной формы — четыре года.

Срок обучения в аспирантуре и адъюнктуре засчитывается в стаж научно — педагогической работы.

24. Срок обучения в аспирантуре и адъюнктуре может быть продлен на основании соответствующего заключения врачебно — консультационной комиссии (справка ВКК или бюллетень о родовом отпуске):

1) до 4 месяцев приказом руководителя организации;

2) свыше 4 месяцев до 1 года — на основании решения Ученого совета организации по ходатайству кафедры (отдела, лаборатории), отзыву научного руководителя.

25. Лицам, допущенным к сдаче вступительных экзаменов в аспирантуру и адъюнктуру, могут предоставляться оплачиваемые или неоплачиваемые дополнительные отпуска в количестве 15 календарных дней для подготовки и сдачи экзаменов.

Лица, принимаемые в аспирантуру и адъюнктуру с частично сданными кандидатскими экзаменами, пользуются дополнительным отпуском для сдачи оставшихся вступительных экзаменов из расчета 5 дней на каждый экзамен.

Документом, удостоверяющим право на дополнительный отпуск, является извещение о допуске к собеседованию и сдаче вступительных экзаменов за подписью руководителя организации.

26. Ученым советом организации утверждается научный руководитель, как правило, доктор наук или кандидат наук, имеющие разрешение ВАК на самостоятельное руководство.

27. При выполнении научного исследования на стыке смежных научных специальностей разрешается назначение двух руководителей или руководителя и консультанта.

28. Тема диссертационного исследования утверждается Ученым советом организации не позднее трех месяцев после зачисления в аспирантуру и адъюнктуру.

29. Оплата труда научных руководителей производится из расчета 50 часов педагогической нагрузки в год на одного аспиранта или адъюнкта, в том числе и в случаях утверждения аспиранту или адъюнкту двух руководителей.

30. Ученые советы организации имеют право отстранять от руководства на срок до 3 лет научных руководителей, аспиранты или адъюнкты, которых заканчивали обучение без защиты диссертационных работ.

31. Должность заведующего аспирантурой или адъюнктурой вводится в вузе, научной организации при наличии не менее 50 аспирантов или адъюнктов.

32. Аспирант и адъюнкт имеет право на перевод из одной организации в другую, с одной формы обучения на другую с согласия руководителей организации по ходатайству и с согласия направившей аспиранта стороны, при наличии вакантных мест.

33. Аспиранты и адъюнкты периодически отчитываются о выполнении индивидуального плана на заседании кафедры (отдела, сектора, лаборатории) и ежегодно аттестуется комиссией, в состав которой включается научный руководитель.

Аспиранты и адъюнкты, не выполнившие в установленные сроки индивидуальный план, нарушивший профессиональную этику, отчисляются из аспирантуры.

34. Аспирант и адъюнкт за время обучения в аспирантуре и адъюнктуре в установленные сроки обязан:

1) полностью выполнить индивидуальный план работы, овладеть методологией проведения научных исследований;

[2]

2) сдать предусмотренные программой текущие и кандидатские экзамены по соответствующим дисциплинам;

3) представить результаты собственных научных исследований по актуальной тематике в виде кандидатской диссертации, основные положения которой должны быть опубликованы в соответствующих научных изданиях в объеме не менее 1 печатного листа;

4) пройти предварительную защиту.

Аспиранты и адъюнкты за время обучения сдают текущие экзамены по методике преподавания и информатике, а также кандидатские экзамены по государственному языку, философии, иностранному языку и специальности.

Кандидатский экзамен по специальности сдается, как правило, в организации, где планируется защита диссертационной работы.

(ред. от 28.04.2001)

35. Аспиранты и адъюнкты очной формы обучения по государственному заказу обеспечиваются стипендией в установленном порядке. При этом стипендия выплачивается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.

Аспирантам и адъюнктам могут быть назначены стипендии Президента Республики Казахстан, имени выдающихся ученых и другие именные стипендии.

Аспирантам и адъюнктам ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью два месяца с сохранением стипендии.

Иногородние аспиранты и адъюнкты обеспечиваются отдельной комнатой в общежитии гостиничного типа с оплатой за счет собственных средств или средств, направляющей их на обучение стороны.

36. Лица, окончившие целевую аспирантуру и адъюнктуру, обязаны возвратиться в распоряжение направившей их организации. В случае неявки на работу в организации, за счет средств которого выпускник обучался, он обязан возместить затраченные на его подготовку расходы. Указанные суммы могут быть возмещены организацией, принявшей его на работу.

Обучение в аспирантуре

Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам. Срок обучения в аспирантуре по очной форме обучения не должен превышать трех лет, по заочной – четырех лет. Обучение в аспирантуре по заочной форме производится в соответствии с правилами и программами, установленными для очной формы обучения, с учетом более продолжительного срока обучения.

Аспирант за время обучения в аспирантуре, с отрывом и без отрыва от производства, обязан:

• полностью выполнить индивидуальный учебный план;

• сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, по иностранному языку для граждан РФ и, как правило, русскому языку для граждан стран «дальнего зарубежья» (граждане стран СНГ могут сдать по выбору русский язык или иной иностранный) и по специальной дисциплине;

• опубликовать не менее 1-й статьи в научных изданиях, включенных в Перечень научных изданий, утвержденный ВАК, либо в зарубежных научных изданиях;

• завершить работу над диссертацией, представить ее на обсуждение кафедры по месту ее выполнения (выпускающая кафедра) и получить ее заключение о диссертации.

Индивидуальный план работы аспиранта является основным документом, определяющим этапы его обучения и проведения научно-исследовательской работы по теме диссертации. Индивидуальный план заполняется аспирантом в двух экземплярах, первый из которых хранится в его личном деле, а второй находится у аспиранта.

Индивидуальный план аспиранта должен включать:

• сроки сдачи кандидатских экзаменов и зачетов;

• содержание этапов научных исследований и сроки их проведения;

• график подготовки публикаций, докладов, участия в научных конференциях и семинарах, а также оформления разделов (глав) рукописи диссертации.

Аспирант, обучающийся по очной форме, обязан посещать научные семинары кафедры.

Выпускникам аспирантуры время обучения в очной аспирантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.

Аспирант совместно с научным руководителем составляет и заполняет индивидуальный учебный план работы аспиранта на весь период обучения, который обсуждается на заседании кафедры (отдела, лаборатории и т.п.) и подписывается заведующим данного подразделения.

Индивидуальные учебные планы аспирантов и темы диссертаций утверждаются Учеными советами высших учебных заведений и научных организаций по представлению кафедр (отделов, лабораторий и т.п.) и представляются в управление (отдел) аспирантуры в течение первого года со дня зачисления в аспирантуру. Контролировать выполнение аспирантом утвержденного индивидуального учебного плана в течение всего срока обучения в аспирантуре обязаны руководители кафедр, отделов и научные руководители.

Для контроля выполнения индивидуального плана аспирантами в установленные сроки проводится их ежегодная аттестация на заседаниях Проблемных научно-методологических семинаров (по направлениям) на основании отчета аспиранта и отзыва его научного руководителя. Проблемные научно-методологические семинары принимают рекомендацию о дальнейшем прохождении обучения в аспирантуре. Аттестация утверждается Ученым советом учебного и научного учреждения после каждой аттестации аспирантов кафедрами с учетом всех аспектов его обучения в аспирантуре. График и результаты аттестации утверждаются приказом ректора. Аспиранты, не проявившие способностей к проведению научных исследований и не выполнившие индивидуальный план, на основании заключения Проблемных научно-методологических семинаров отчисляются из аспирантуры приказом ректора.

Аспиранты, не приступившие к занятиям в течение одного месяца или пропустившие занятия свыше одного месяца без уважительной причины или не выполнившие индивидуальный учебный план в установленные сроки, нарушившие правила внутреннего распорядка отчисляются приказом ректора/директора по представлению заведующего кафедрой (отдела, лабораторией и т.п.). В этом случае восстановление аспирантов возможно, как правило, на контрактной основе. Вместе с тем и аспиранты, обучающиеся на контрактной основе, и допустившие указанные нарушения (в т.ч. по срокам оплаты за обучение), отчисляются приказом ректора/директора в связи с нарушением условий индивидуального договора.

Аспиранты для проведения работ по избранной теме научных исследований пользуются наравне с научно-педагогическими и научными работниками своих учебных и научных учреждений оборудованием, лабораториями, кабинетами, библиотеками, правом на командировки, в т.ч. в зарубежные учебные заведения и научные центры, участие в экспедициях и т.д. Источник расходов на командировки определяется в каждом конкретном случае руководителем учреждения. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту, обучающемуся за счет средств Федерального бюджета РФ, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий (при наличии бюджетного финансирования).

Аспиранты, проходящие подготовку в аспирантуре по направлению организаций, а также иностранных государств, обязаны выполнять дополнительные требования, если таковые установлены международными договорами или договорами с направляющими организациями.

Срок обучения в аспирантуре продлевается приказом ректора/директора на время отпуска по беременности и родам и уходом за ребенком в соответствии с действующим законодательством РФ о труде, а также на период болезни аспиранта, продолжительностью свыше месяца, но не более чем на год, при представлении соответствующих заключений медицинских учреждений. Расходы, связанные с продлением срока обучения в аспирантуре лиц, финансируемых за счет средств федерального бюджета РФ, производится в пределах стипендиального фонда и из средств на подготовку кадров, предусматриваемых учебным и научным учреждением, а аспирантов, зачисленных по контракту, за счет средств, полученных за дальнейшее обучение в аспирантуре, в размерах, установленных контрактом. В исключительных случаях (смена научного руководителя и др.) срок обучения в аспирантуре может быть продлен, как правило, до 6 месяцев без выплаты стипендии, с отнесением расходов за счет экономии бюджетных средств. Документы на продление срока обучения в аспирантуре представляются кафедрами (отделами) на рассмотрение в руководства учебного и научного учреждения.

Аспиранты, обучающиеся за счет средств федерального бюджета РФ и отчисленные из аспирантуры до окончания срока обучения, могут быть восстановлены в счет имеющихся средств учебного заведения на оставшийся срок обучения приказом ректора, а аспиранты, зачисленные по контракту, – после оплаты за очередной период обучения.

Аспиранты, обучающиеся по очной форме, вправе освоить обязательный минимум содержания профессиональной программы, обеспечивающий получение дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», если этот минимум не был освоен в процессе магистерской подготовки.

Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, при условии выполнения ими индивидуального плана подготовки с согласия научного руководителя имеют право быть зачисленными на штатную должность либо выполнять работу на иных условиях оплаты в свободное от учебы время на условиях неполного рабочего дня.

Персональная ответственность за организацию и качество подготовки аспирантов возлагаются на заведующих кафедрами (отделов, лабораторий и т. п.).

Ученые советы учебных и научных учреждений осуществляют контроль за работой аспирантуры на кафедрах (отделах, лабораториях и т.п.).

Аспирантам, обучающимся в очной аспирантуре за счет средств федерального бюджета РФ, стипендия выплачивается согласно действующему законодательству. Лица, принятые в аспирантуру на контрактной основе, стипендию не получают. Ректор/директор может устанавливать надбавки к стипендиям аспирантов за счет бюджетных или внебюджетных средств без ограничения их предельных размеров. Аспирантам могут быть назначены в установленном порядке государственные именные стипендии.

Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.

Окончившим очную аспирантуру (в том числе досрочно) и полностью выполнившим требования к обучению в аспирантуре, предоставляется месячный отпуск. Стипендия за время этого отпуска выплачивается за счет средств федерального бюджета РФ аспирантам, досрочно выполнившим индивидуальный учебный план; сдавшим кандидатские экзамены; завершившим работу над диссертацией и представившим ее на обсуждение кафедры.

Учебное и научное учреждение может в соответствии с договором с предприятиями, учреждениями и организациями осуществлять, при необходимости, предварительную стажировку до одного года для лиц, поступающих в аспирантуру.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения (граждане РФ), имеют право на ежегодный дополнительный отпуск по месту работы продолжительностью в 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы. К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы. Аспирантам, обучающимся по заочной форме, предоставляются места в общежитии и регистрация на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

Социальные гарантии и льготы для лиц, поступающих и обучающихся в аспирантуре, определяются в соответствии с законодательством РФ и постановлениями Правительства РФ.

Перевод аспирантов из другого высшего учебного заведения или научной организации и наоборот, а также с очной формы подготовки на заочную и наоборот осуществляется по заявлению аспиранта приказом ректора / директора.

Трудоустройство окончивших аспирантуру граждан России осуществляется в соответствии с законодательством РФ о труде.

Подготовка аспирантов за счет средств федерального бюджета РФ осуществляется в пределах контрольных цифр приема аспирантов, устанавливаемых Федеральным агентством по образованию. Подготовка аспирантов сверх контрольных цифр приема осуществляется по прямым договорам с оплатой стоимости обучения физическими и юридическими лицами.

—>
Забыли свой пароль?
Регистрация

© Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»

Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  2. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.

  3. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  4. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.
  5. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
Какой порядок обучения в аспирантуре (адъюнктуре)
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here