Объекты и субъекты приватизации жилых помещений

Жилые помещения как объекты приватизации

Объектами приватизации являются жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, которые занимают граждане на основе договора найма жилого помещения.

Если гражданин имеет забронированное жилое помещение, а проживает в другом жилом помещении, например в связи с выездом на работу по трудовому договору в районы Крайнего Севера, то он может использовать свое право на приватизацию жилья только по месту его бронирования (ст. 1 Закона о приватизации – в ред. Закона от 1 августа 1994 г.).

Ранее Закон допускал приватизацию жилых помещений, требующих капитального ремонта, только после его проведения, что, однако, не всегда возможно. Поэтому в настоящее время эти ограничения на приватизацию таких квартир и жилых домов сняты. При этом на наймодателе остается обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с установленными правилами эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

В соответствии с Законом о приватизации (ст. 4) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением служебного жилого фонда совхозов и других приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служащими жилых помещений и коммунальных квартир*.

В соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется соответствующими органами местной администрации, предприятиями и учреждениями, за которыми закреплен жилищный фонд соответственно на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Такая передача производится на основании договора указанных выше органов и организаций с гражданами, приобретающими жилье в собственность.

Право собственности на приватизируемое жилое помещение возникает у граждан после (с момента) регистрации договора в БТИ. Кроме текста договора гражданин, приватизирующий жилое помещение, получает свидетельство о праве собственности на приватизированную квартиру (жилой дом).

В практике встречаются случаи, когда при жизни нанимателя приватизация жилого помещения не была завершена, в частности в связи с его смертью в период, когда шло оформление приватизации квартиры, и нередко в суды поступают исковые заявления о признании умершего собственником квартиры.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» от 24 августа 1993 г. №8 разъяснил, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилья в собственность или до регистрации такого договора в соответствующем органе местной администрации, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника*.

На практике много вопросов вызывает возможность приватизации комнат в коммунальных квартирах. В Законе о приватизации по этому вопросу нет достаточно четкого решения. Вначале в Законе содержалось прямое указание о том, что жилые помещения в коммунальных квартирах приватизации не подлежат (ч. 1 ст. 1).

Однако жизнь настоятельно требовала изменения этого правила, так как пока в коммунальных квартирах проживают довольно многие граждане, которые настойчиво ставят вопрос о приватизации занимаемых ими комнат.

С учетом этого в Закон о приватизации жилищного фонда 23 декабря 1992 г. были внесены некоторые изменения, допускающие приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах при определенных условиях. «Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, – говорится в новой редакции статьи Закона о приватизации, – вправе принимать решение о приватизации жилых помещений или коммунальных квартир»*.

Таким образом, решение вопроса о приватизации коммунальных квартир (и отдельных комнат в них) отнесено непосредственно к полномочиям собственников жилищного фонда (либо уполномоченных ими органов), а также предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд.

Однако такая норма Закона вызывает серьезные замечания. Во-первых, потому, что на практике из-за несогласия соответствующих государственных и муниципальных органов, предприятий, организаций попытки приватизации комнат в коммунальных квартирах обычно являются безуспешными. Во-вторых, содержание указанной нормы Закона вызывает сомнение с точки зрения ее соответствия конституционному принципу равноправия граждан (ст. 19 Конституции РФ), поскольку при приватизации индивидуальных квартир и жилых домов в Законе не содержится такой записи о необходимости получения согласия собственника или другого владельца жилья в столь императивной форме, которая ставила бы нанимателей в вопросе приватизации занимаемых квартир полностью в зависимость от усмотрения собственников и иных владельцев жилищного фонда.

В жилищном законодательстве РФ предусмотрена, возможность для нанимателя, проживающего в коммунальной квартире, приобрести для остальных нанимателей этой квартиры с их согласия жилые помещения и передать эти помещения в их собственность, а самому занять всю квартиру без дополнительной оплаты и приватизировать ее в установленном порядке.

Приватизация коммунальных квартир, входящих в муниципальный жилищный фонд, относится к компетенции органов местного самоуправления, которые согласно Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления» имеют право самостоятельно решать вопросы распоряжения принадлежащим муниципальному образованию жилищным фондом*.

ГК вслед за Законом о приватизации жилищного фонда признал индивидуально-определенные жилые помещения реальными объектами
В коммунальной квартире, где объектом права собственности является изолированная (непроходная, не запроходная) жилая комната, места.

Читайте так же:  Как определить границы участка на местности самостоятельно

Жилые помещения в коммунальных квартирах включены в перечень. жилых помещений, приватизация которых запрещена.
жилые помещения в коммунальных квартирах могут быть приватизированы с согласия.

В предмет доказывания в делах об отказе в приватизации жилого помещения входят следующие факты
• квитанции, иные платежные документы о внесении платы за спорное жилое помещение и коммунальных платежей

на приватизируемое жилое помещение может быть осуществлен опекунами и попечителями
Приватизация квартиры. к

Приватизация жилья

1-я часть. Понятие приватизации, субъекты и объекты приватизации

Приватизация проводится только на добровольной основе и осуществляется, как известно, безвозмездно.

Рассмотрим подробнее вопросы, касающиеся приватизации жилья в РФ.

Продление приватизации жилья до 2015 года

Для начала необходимо отметить, что Федеральным законом от 25.02.2013 года № 16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений в очередной раз был продлен.

Теперь приватизация жилья в РФ разрешена до 01.03.2015 года.

В пояснительной записке к законопроекту о продлении приватизации было указано, что необходимость принятия такого закона прежде всего вызвана тем, что значительная часть граждан, занимающих жилые помещения в аварийном и ветхом жилье и ожидающих расселения, лишится после 1 марта 2013 года возможности воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию.

Кроме того, указывалось, что граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получив свое жилье после 1 марта 2013 года, также не смогут воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Таким образом, эти граждане будут поставлены в неравное положение с теми, кто получил и приватизировал жилье до указанной даты.

В связи с этим вопросы приватизации жилых помещений в настоящее время особенно актуальны.

Субъекты (участники) приватизации

В приватизации жилого помещения (жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты) могут принять участие все лица, зарегистрированные в нем по месту жительства, в том числе несовершеннолетние.

Однако приватизировать квартиру или комнату могут только граждане РФ, при этом необходимо согласие всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Иностранные граждане ни при каких условиях в приватизации жилья не участвуют.

Жилые помещения в порядке приватизации передаются в общую долевую собственность заявителей либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, а жилые помещения, в которых зарегистрированы исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов.

Жилье, в котором зарегистрированы только дети в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В этих случаях органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение 3 месяцев должны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Объекты, не подлежащие приватизации

Так, согласно ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о приватизации), не подлежат приватизации квартиры и комнаты:

в домах, находящихся в аварийном состоянии;

в закрытых военных городках;

[3]

служебные жилые помещения, за исключением некоторых находящихся в сельской местности.

В Постановлении от 03.11.1998 года № 25-П Конституционный Суд РФ, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что «ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность».

Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на то, что запрет на приватизацию жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов, а не простым желанием законодателя, и вышеуказанный перечень жилья, не подлежащего приватизации, это доказывает.

Так, согласно (Жилищный кодекс Статья ЖК РФ) жилые помещения в общежитиях (как, впрочем, и служебное жилье) являются строго специализированными и имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц: работников, служащих, учащихся.

Однако здесь существуют некоторые особенности.

Приватизация жилья в «бывших общежитиях»

При принятии нового Жилищного кодекса РФ законодатель пошел на некоторые уступки в отношении приватизации жилья, в так называемых «бывших общежитиях».

Так, в ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» было установлено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Следовательно, такие «бывшие общежития» возможно приватизировать в общем порядке.

[1]

Однако на практике возникало и возникает в настоящее время очень много вопросов о передаче таких общежитий после вступления в силу ЖК РФ.

Не счесть судебных процессов, где граждане пытались отстоять свои права на приватизацию жилья в «бывших общежитиях».

Например, в четвертом Бюллетене Верховного Суда РФ 2009 года было изложено очередное решение по данному вопросу (Определение ВС РФ от 02.09.2008 года № 5-В08-69), в котором четко и ясно было сказано, что жилищный фонд, ранее закрепленный за государственными или муниципальными предприятиями, с 23.12.92 года не подлежал включению в состав приватизируемого имущества в случае приватизации таких предприятий и в любом случае должен был быть передан в ведение местной администрации.

Читайте так же:  Земельный пай что это такое условия выделения и распоряжения

В то время многие муниципалитеты, учитывая требования ЖК РФ, «шли на уступки» гражданам и просто переводили «бывшие общежития» в многоквартирные дома путем принятия соответствующих правовых актов.

Так, в соответствии с распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 20.07.2011 года № 953 к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение города Москвы, согласно статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» применяются нормы (Жилищный кодекс Статья ЖК РФ) о договоре социального найма.

Однако часто встречались и случаи, когда органы местного самоуправления, имеющие в собственности (на балансе) такие жилые помещения считали, что режим общежития такого жилья утрачивается, и появляется возможность их приватизации только тогда, когда жилой дом передан муниципалитету до 1 марта 2005 года.

И только в апреле 2011 года неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 года № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой» была признана не соответствующей (Конституция Статья Конституции РФ) статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в той мере, в какой она не допускает возможности применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к «бывшим общежитиям», если они были предоставлены после 1 марта 2005 года (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

После выхода этого Постановления КС РФ дело, наконец, сдвинулось с «мертвой точки».

Предпринимательское право России

Субъекты и объекты приватизационных правоотношений

В качестве особого вида управленческой деятельности приватизация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации.

Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Действующий Закон о приватизации в качестве объекта приватизации называет государственное и муниципальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть). И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предприятие), тем не менее, под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какие объекты?

Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон.

К их числу относятся:

    земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  • природные ресурсы;
  • государственный и муниципальный жилищный фонд;
  • государственный резерв;
  • государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  • государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  • культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;
  • государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;
  • акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.
  • Итак, объект приватизации — это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят, прежде всего, объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

    Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.

    К субъектам приватизации относятся государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функцию. В силу ст. 6 Закона о приватизации Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. Ранее эти функции осуществлял Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество), а также его территориальные подразделения (комитеты), затем

    Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество). С 2002 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять функции по приватизации федерального имущества, является Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России). Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» данное Министерство упразднено.

    Читайте так же:  Процедура оформления земельного пая в собственность выдел, в наследство

    Равным образом упразднен Российский фонд федерального имущества. Этим указом образовано Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью, входящее в состав Министерства экономического развития и торговли. На федеральном уровне создан единый орган, осуществляющий управление федеральной собственностью.

    С точки зрения Закона о приватизации продавцами в приватизационных отношениях являются собственники государственного и муниципального имущества — публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) в лице соответствующих органов. На федеральном уровне — это Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью.

    Субъекты и объекты приватизации

    Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также государственные органы, осуществляющие функции в данной сфере. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере приватизации, является Министерство экономического развития. Функции по продаже приватизируемого федерального имущества сейчас осуществляются федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

    Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, учреждений, а также иных лиц, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества превышает 25%. В целях защиты публичных интересов федеральными законами могут быть установлены ограничения на участие в приватизации отдельных категорий физических и юридических лиц.

    Объекты приватизации – это то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с законом о приватизации.

    Объекты приватизации классифицируются по различным критериям:

    1. По своему содержанию объекты делятся на:

    -имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий;

    -принадлежащие государственным и муниципальным образованиям акции ОАО, созданных в процессе приватизации;

    -отдельные виды имущества.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. в зависимости от формы собственности выделяют объекты государственной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ.

    3. в зависимости от возможности и порядка осуществления приватизации можно выделить объекты:

    -приватизируемые в общем порядке;

    -приватизация которых осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о приватизации (объекты социально-культурного и коммунально-бытового значения, имущественные комплексы унитарных предприятий);

    -приватизируемые в особом порядке (стратегические предприятия);

    -закрепляемые в государственной собственности до принятия решения о прекращении закрепления.

    Субъекты и объекты приватизации

    Под субъектами приватизацииследует понимать собственников, продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные государственные органы и специализированные организации.

    Собственникамиотчуждаемого имущества является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

    Осуществление полномочий по приватизации федерального имущества возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).

    Функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения (Российский фонд федерального имущества (РФФИ).

    Покупателямигосударственного имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также кроме иных ЮЛ, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества превышает 25 процентов.

    Объекты приватизации— это то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

    Виды объектов приватизации:

    по своему содержанию объекты делятся на:

    1)имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий;

    2)принадлежащие государственным и муниципальным образованиям акции ОАО, созданных в процессе приватизации;

    3)отдельные виды имущества (здания, сооружения и земельные участки, на которых они расположены и которые необходимы для их использования; объекты незавершенного строительства; земельные участки, находящиеся у унитарного предприятия на праве постоянного, т.е. бессрочного пользования или аренды; объекты культурного наследия; объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, входящие в имущественные комплексы унитарных предприятий, и др.).

    в зависимости от формы собственности выделяют:

    1)объекты государственной собственности;

    2) объекты муниципальной собственности.

    в зависимости от возможности и порядка осуществления приватизации:

    1)— приватизируемые в общем порядке;

    2)— приватизация которых осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о приватизации (объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущественные комплексы унитарных предприятий и пр.);

    3)— приватизируемые в особом порядке (стратегические предприятия);

    4) — закрепляемые в государственной собственности до принятия решения о прекращении закрепления.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    [2]

    Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10323 —

    | 7850 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Как происходит самостоятельная приватизация жилого помещения

    Приватизация жилого помещения подразумевает собой передачу государственных/муниципальных объектов из фонда в собственность российским гражданам. Процедура проводится исключительно на добровольной основе со стороны пользователя жилья.

    Лицо имеет право на получение в собственность имеющегося жилого помещения при условии, что ранее оно было получено в соответствии с договором соцнайма. По итогам приватизации сложившийся порядок предполагает переход вещных прав на жилье в полном объеме. Таким образом, гражданин получает возможность владеть, пользоваться, распоряжаться данной квартирой. Основным отличием становится именно право распоряжения площадью из жилого фонда: гражданин может ее подать, заложить, подарить.

    Но условия и порядок приватизации предполагают приобретение вместе с этим и основных прав собственника недвижимого имущества: самостоятельно содержать свое жилье, а также общедомовые трубы, подвалы, кровлю. Появляется в статье расходов пункт об уплате налога на имущество. Причем налоговая ставка по нему периодически увеличивается, соответственно, траты все более серьезные.

    Условия приватизации

    Любой российский гражданин, который постоянно проживает на основании социального найма в жилье государственного или муниципального фонда, имеет возможность приобрести данную площадь в собственность на основании Федерального закона о приватизации в редакции 2017 года, иных федеральных законов и НПА субъекта РФ, на территории которого происходит процедура. Данное правило относятся и к объектам фонда в оперативном управлении или хозведении предприятий и учреждений.
    Читайте так же:  Как аннулировать установление отцовства

    Приватизация жилых помещений становится возможна только с согласия всех проживающих в нем, в том числе несовершеннолетние. Как результат, собственником может стать одно из лиц, постоянно живущих в нем, даже лицо от 14 до 18 лет.

    Единственное условие по закону – это согласие зарегистрированных на жилплощади из муниципального фонда граждан старше 14 лет. Какие-либо другие условия порядок приватизации не предполагает.

    Практика показывает, что в некоторых случаях процесс передачи в собственность объекта затягивается из-за коммунальных задолженностей. Но такие действия со стороны управляющей компании не законны.

    Особенности процесса приватизации жилой площади, на которой проживают несовершеннолетние

    В ряде случаев может сложиться такая ситуация, что в квартире зарегистрированы только несовершеннолетние. Если в ней живут малолетние дети, то приватизация из жилого фонда муниципалитета или субъекта возможна
    • с заявления законных представителей в письменной форме – после согласия с органами опеки и попечительства;
    • по предложению самих ООП.

    Для зарегистрированных несовершеннолетних от 14 до 18 лет условия и порядок отличаются: они самостоятельно подают данное заявление, но с согласия родителей/попечителей, а также государственных органов.

    Если родители умерли (или их утрата произошла по иной причине), а несовершеннолетние проживают в неприватизированной квартире, то ООП, директор интерната для сирот, детского дома или уже законные представители ребенка оформляют передачу площади из жилищного фонда на детей, которые и остались без опеки (попечительства) своих родителей. Срок проведения данной процедуры – не более трех месяцев.

    Право собственности на жилье, в котором проживают малолетние (до 14 лет), должны проводить оформление только после заявления законного представителя. Заранее данный договор согласовывается с ООП. Возможна передача вещных прав по инициативе самих органов опеки и попечительства в интересах детей. Документы несовершеннолетние старше 14 лет оформляют самостоятельно, но с письменного согласия родителей или иных законных представителей, а также ООП.

    Несовершеннолетние не вправе самостоятельно заниматься приватизации объектов жилого фонда ввиду своей недостаточной дееспособности. С 14 же лет учитывается заявление самого проживающего на данной площади.

    Оплата процедуры приватизации в данном случае осуществляется субъектом, из фонда которого в собственность передается жилье в пользу несовершеннолетних. То есть оформление проходит за счет федерального, регионального или местного бюджета.

    Исключенные из перечня приватизируемого жилья помещения

    Какие объекты жилого фонда не подлежат приватизации гражданином Российской Федерации:
    • признанные специальной комиссией аварийными;
    • площадь в общежитии;
    • в домах закрытых административно-территориальных образований;
    • помещения жилого типа, предоставленные на срок государственной или гражданской службы (исключением являются объекты из фонда совместных хозяйств и приравненных к ним предприятий);
    • сельские жилые площади, принадлежащие учреждениям соцзащиты).

    Так, официально признанные аварийными дома не участвуют в программе, поэтому квартиры в них приватизировать лицу не разрешается.

    Порядок приватизации

    Гражданин может приобрести права собственности на жилую площадь из муниципального, регионального или государственного фонда, заключив соответственный договор передачи с органами власти, предприятием или учреждением, то есть приватизировать ее. Условия и порядок предполагают отсутствие этапа нотариальной заверки документа и уплаты государственной пошлины за данное юридическое действие. Главное, чтобы на момент оформления договора гражданин еще не воспользовался своим правом на приватизацию (должна быть предоставлена справка о неучастии), так как действует принцип однократности.

    Вещное право на объект возникает в полном объеме автоматически – сразу после регистрации собственника и передаваемого объекта в Едином госреестре недвижимости – ЕГРН. Занесение данных происходит сразу после подписания приватизационных документов. Без прохождения регистрации право собственности не возникает.

    Передача приватизированного жилья в пользу государства

    Граждане, которые ранее приватизировали жилье как место своего единственного проживания, имеют право на передачу данного объекта в собственность государства, субъекта РФ или муниципального образования, если за площадью не закреплены никакие обязательства (например, залог или арест). В результате, органы госвласти, ОМС или конкретные должностные лица должны заключить договор, обратный приватизации, и перевести помещение в список жилого фонда государства. Порядок деприватизации регулируется федеральным законодательством, НПА субъектов и муниципальных образований.

    Участие в приватизации

    В бесплатной приватизации лицо может участвовать лишь единожды. Несовершеннолетние граждане, которые стали в результате данной процедуры собственниками какой-либо жилой площади, сохраняют за собой повторное право провести бесплатную передачу другого объекта из фонда муниципалитета (субъекта или государства), но уже по достижении 18 лет.

    За любым дееспособным совершеннолетним гражданином закреплена возможность приватизировать жилье только один раз, но если квартира была передана ему в собственность до дня 18-летия, то возможно и еще одно участие в данной процедуре относительно другой жилой площади.

    Программа бесплатной приватизации

    Предложение бесплатно сменить статус муниципального жилья было формально закреплено в 2004 году. С тех пор сроки несколько раз продлевались, и сейчас окончание действия нормы установлен 1 марта 2019 года. Главное – начать процедуру до указанной даты, рассмотрение и регистрация могут быть осуществлены и позднее.

    РАЗДЕЛ 6 ПОНЯТИЕ, СУБЪЕКТЫ, ОБЪЕКТЫ И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

    Разгосударствление представляет собой передачу от государства
    физическим и юридическим лицам (в том числе посредством приватизации)функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.
    Приватизация —это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
    Разгосударствление и приватизация имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляются в порядке, предусмотренном специальным законодательством.

    Читайте так же:  Порядок регистрации сделки купли-продажи квартиры

    Субъектами приватизации (лицами, приобретающими в собственность у государства его имущество) согласно Закону «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» могут быть:
    1) граждане Республики Беларусь и Российской Федерации, негосударственные юридические лица, юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
    2) иностранные инвесторы; лица без гражданства[4, с. 688].

    В преобразовании в процессе приватизации предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и обслуживающих сельское хозяйство, в открытые акционерные общества с участием предприятий-производителей сельскохозяйственной продукции участвуют также государственные сельскохозяйственные предприятия.

    Объектами приватизации являются: государственное жилье; государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования. Объектами первоочередной приватизации являются предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

    Не подлежат разгосударствлению и приватизации предприятия (объединения), организации и виды имущества, отнесенные законом к перечню объектов, которые могут находиться только в собственности государства.
    Законодательством Республики Беларусь установлено, что приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и продажи государственной собственности. Безвозмездно передается часть государственной собственности гражданам Республики Беларусь с целью обеспечения социального равенства — создания равных экономических условий на период перехода к рыночной экономике[5,с. 554].

    РАЗДЕЛ 7ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

    Включение в законодательство Республики Беларусь о разгосударствлении и приватизации государственной собственности института приватизации жилищного фонда направлено на создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на обеспечение эффективного использования и содержания жилищного фонда[5, с. 560-561].

    В соответствии с Законом от 16 апреля 1992 г. «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» (статья 2) приватизация жилья осуществляется на основе принципов безвозмездной передачи гражданам Республики Беларусь занимаемых ими жилых помещений в порядке, установленном данным Законом; взаимосвязи приватизации с решением жилищной проблемы; добровольной основы; сочетания возмездного и безвозмездного характера; равных прав всех граждан Республики Беларусь на участие в приватизации жилищного фонда; гласности, государственного и общественного контроля за процессом приватизации.

    Приватизация жилищного фонда осуществляется на возмездной, безвозмездной либо смешанной основе. Безвозмездная приватизация жилых помещений осуществляется путем наделения жилищной квотой в денежной форме граждан Республики Беларусь.

    Субъектами приватизации являются граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Республики Беларусь.

    Объектами приватизации являются жилые помещения государственного жилищного фонда.

    Отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством предоставлено право на безвозмездную (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передачу в собственность жилых помещений. При этом указанные граждане имеют право на одноразовое использование данной льготы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Собственность в юридическом смысле выражает имущественные отношения. Собственнику принадлежит обусловленное законом имущество. Отношения собственности включают в себя пользование, владение и распоряжение объектами собственности. Субъектами права собственности могут быть государство, коллектив, отдельная личность.

    Частная собственность — это не то же самое, что личная собственность, она является более широким понятием. В это понятие включаются не только предметы, направленные на удовлетворение личных потребностей людей (дом, автомобиль, драгоценности и пр.), но также промышленные, финансовые и торговые предприятия, преследующие цель извлечения прибыли. Их собственники обязаны соблюдать законы, уплачивать налоги, но вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (закрыть, реорганизовать, продать) с соблюдением действующего законодательства. Государство не вправе вмешиваться в управление такими предприятиями.

    Право собственности предоставляет одинаковые возможности всем своим субъектам. Как содержание, так и осуществление его правомочий в гражданском праве в принципе не имеют различий в зависимости от субъектного состава. Поэтому ныне право частной и право публичной собственности следует рассматривать не в качестве «разновидностей права собственности», а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности.

    В настоящее время важно придать частной собственности цивилизованный облик, направить ее развитие по такому руслу, в котором она в полной мере обеспечивала бы удовлетворение интересов собственника, в т.ч. и в области предпринимательства, и в то же время не использовалась бы во вред интересам общества и других граждан, например, в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке. Эта двуединая задача и должна определять принципы и конкретное содержание правового регулирования отношений частной собственности.

    Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Источники


    1. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.

    2. Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Борисов. — М.: Юстицинформ, 2009. — 272 c.

    3. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
    4. Поставка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 537 c.
    5. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
    Объекты и субъекты приватизации жилых помещений
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here