Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность

Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей ими не распорядились

Органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка обязаны составлять список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. В большей степени речь идет о земельных долях “не нашедших” своих наследников.

После опубликования списка невостребованных земельных долей, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников земельного участка, в границах которого определяются невостребованные земельные доли, для утверждения этого списка.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно.

С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации. И не забываем что в соответствии со ст.8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления обязан в течение месяца опубликовать извещение о возможности приобретения в собственность земельных долей по цене 15% от кадастровой стоимости.

Извещение о возможности приобрести невостребованные земельные доли должно быть опубликовано в СМИ, определенных субъектом РФ как официальный источник информации и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления в сети “Интернет”, а также на информационных щитах на территории муниципального образования по местоположению земельного участка.

Преимущественным правом покупки невостребованных земельных долей, перешедших в собственность органа местного самоуправления на основании решения суда, по цене 15% кадастровой собственности обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли.

Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

Оформление муниципальной земли в собственность

Процесс оформления права собственности в отношении участка земли несет официальный характер. После проведения данной процедуры собственник обретает возможность распоряжения земельным участком по его личному усмотрению.

[3]

Если получено свидетельство о регистрации, закон встает на защиту ваших легальных интересов, исходя из чего вы вправе осуществлять с данным участком земли полный спектр действий, к примеру, передать его в пользу своих наследников или же продать.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Документы для оформления земли в собственность

На начальной стадии процесса оформления следует подготовить всю важную информацию по участку земли, уточнив категорию земли и разрешенную форму использования.

Данные действия осуществимы, при условии обращения в адрес территориального отделения Росреестра, с параллельной подачей заявления и оплатой государственной пошлины за услугу.

Если данный земельный участок поставлен на учет в Госкадастр, то получение сведений по статусу земли реально осуществить в режиме «онлайн» в рамках официального сайта Росреестра, располагая адресом объекта или его кадастровым номером. Для этого используется «Публичная кадастровая карта» или же сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Как оформить в собственность арендованную землю?

Как бесплатно получить землю в собственность от государства, читайте тут.

Проверка документации

Бывает, что человек владеет земельным участком, однако, все же не выступает полноправным собственником данной земли.

Ранее практиковалась выдача временных свидетельств, которые многими были восприняты, как основной документ. Подобные владельцы не посчитали необходимым регистрировать свое право на собственность на постоянной основе после внесения изменений в нормы законодательства.

Подобные участки земли могут не быть внесенными в кадастр недвижимого имущества, что в перспективе повлечет за собой увеличение цикла по получению свидетельства о собственности в отношении участка земли.

В любом случае будут необходимы к сбору и подготовке следующие документы для предоставления в уполномоченный орган, который осуществляет регистрацию перехода прав собственности:

  • Документ, удостоверяющий личность заявителя, а также копия такого документа;
  • Само заявление, в тексте которого уточняется цель оформления участка (садоводческая направленность, возведение жилого дома), а также данные по местонахождению участка и его площади;
  • Документ, являющийся основанием приобретения участка (например – договор купли-продажи, по праву бессрочного пользования или же по наследству/завещанию);
  • Кадастровый план участка, который был выдан на основании межевания с сопутствующим установлением границ, а также выносом точек на местности с полноценным согласованием со всеми участниками данного процесса. Это является необходимым тогда, когда предварительно процедура межевания проведена не была, а также при условии, что менее, чем за 2 года до оформления права собственности, не присваивался номер кадастрового учета;
  • Платежный документ по оплате госпошлины за услугу регистрации права собственности.
Читайте так же:  Покупка доли в квартире необходимые документы и «подводные камни»

Участок земли подвергается обязательной постановке на учет в Государственный кадастр. Для проведения процедуры по оформлению перехода права собственности кадастровый паспорт не будет нужен, однако, в Росреестре должны находиться данные в Едином кадастре недвижимого имущества по участку, подлежащему оформлению.

Следует в обязательном порядке предоставить оригиналы и копии всех документов. Если же сбором, подготовкой и подачей документации занимается доверенное лицо, то также потребуется нотариально заверенная доверенность, содержащая полный спектр полномочий такого лица.

Право собственности на участок земли может быть оформлено как на одно лицо, так и на несколько лиц. Для того чтобы осуществить межевание земли, обратитесь в адрес фирмы, обладающей лицензией на проведение подобного вида деятельности. С результатом межевания должны быть согласны хозяева других участков, которые граничат с вашим.

Порядок оформления муниципальной земли в собственность

Оформление права собственности по земельному участку представляется в двух формах:

  • На земельный участок под частным жилым домом или же иным зданием/объектом с незавершенным строительством, при условии отсутствия землеотводных документов по данному участку земли;
  • На участок земли, по которому уже есть в наличии первичные документы землеотводного характера (оформление при таких обстоятельствах проводится по упрощенной системе).

По первому варианту право собственности в отношении земельного участка оформляется в рамках администрации муниципалитета, в юрисдикции которого находится земля. Лицо обязано подать письменное заявление, в котором излагает просьбу по предоставлению участка в собственность, согласно установленной форме.

Через 14 дней после приема заявлений муниципальный орган должен предоставить письменный ответ по поводу возможности предоставления данного участка в собственность.

По факту данный временной промежуток может вырасти до 1 месяца и даже более того. При условии, что земельный участок предварительно не регистрировался на кадастровом учете и межевание его не осуществлялось, такие действия будут выступать обязательными к проведению.

Заявителем заказывается и оплачивается топографическая съемка участка, а также разработка проекта границ и осуществление кадастровых работ от лица соответствующего кадастрового специалиста-инженера.

Затем администрация данного населенного пункта в срок 5 дней подготавливает Постановление о предоставлении участка земли в собственность, которое, в свою очередь, будет выступать основанием для совершения сделки купли-продажи земельного участка государственного или муниципального значения в личную собственность.

Данный договор должен быть подвергнут государственной регистрации в порядке, который установлен действующим нормами законодательных актов РФ.

По второй форме – руководствуемся законом «о дачной амнистии», затрагивающим участки земли, которые предназначены для ведения личного подсобного хозяйства, а также ИЖС, в садоводческих и огороднических целях, ИГС, и которые были предоставлены в пользу граждан до вступления в силу Земельного Кодекса РФ.

Базовым документом для проведения регистрации права собственности на такие участки выступает акт (или же свидетельство) на право постоянного (или же бессрочного) использования, наследуемого владения, собственности, или же однозначно не указанного права на конкретный участок земли, который был выдан органом государственной власти, уполномоченным на данные действия.

Садовые и дачные дома, а также различные постройки в виде сараев, летних кухонь, беседок и иных объектов, подлежат внесению в декларацию о постройке, содержащую следующие сведения:

  • Адрес объекта;
  • Его название;
  • Время постройки и площадь;
  • Материалы, из которых изготовлены наружные стены (кирпичи, плиты, глиняные блоки);
  • Данные об имеющихся коммуникациях;
  • Номер кадастрового учета данного участка земли.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Невостребованные земельные паи

Среди сельскохозяйственных угодий, иногда встречаются земли, относящиеся к категории невостребованных, такие участки владельцы не эксплуатировали на протяжении нескольких лет. Согласно действующему законодательству, невостребованными земельными долями называют земельные участки, которыми никто не пользовался дольше, чем три года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Признание земельной доли невостребованной

До принятия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», под понятием невостребованной земельной доли понималась доля, входящая в структуру общего долевого владения землей, однако, непосредственный владелец не эксплуатировал ее в течении срока, превышающего три года.

Это тот отрезок времени, который прошел с момента вступления владельца в права собственности обозначенной доли.

Когда была принята новая редакция обозначенного выше закона, то понятие «невостребованной земельной доли» там уже не упоминалось. Но при этом в ней был перечислен свод правил, в соответствии с которым можно определенную долю причислить к категории невостребованной.

На каких основаниях доля земли может быть отнесена к невостребованной?

Обновленный ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» имеет особый подход к невостребованным долям. Самое важное, что понятие земельной доли в текущей редакции не содержится вообще.

Для чего нужно межевание земельного участка?

Как выкупить участок земли у государства, читайте тут.

Новая редакция закона говорит о том, что доля земли не может являться невостребованной. Она будет считаться таковой только в том случае, если владелец не передал ее в аренду или поступил с ней как-то иначе (об этом говорит пункт 1 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения»).

К причинам дополнительного характера для отнесения доли к списку невостребованных, относят случаи, когда:

  • собственник доли неизвестен, и о нем нет никакой информации в документах о проведении регистрации данной земли (что говорится в законе «О госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним»);
  • собственник земли скончался, и после него не осталось ни одного законного наследника, и не был составлен завещательный документ;
  • наследники, которые остались после смерти долевладельца, не имеют возможности воспользоваться правом на наследование;
  • законные наследники лишены права наследования, были отстранены от наследства либо отказались от принятия наследственного имущества.
Читайте так же:  Раздел земельного участка при разводе

Ранее признать доли земли невостребованными не было возможности, так как их владелец, он же и является наследодателем, самостоятельно распоряжался указанной долей земли.

На данный момент, подобная возможность возникла. При этом, когда долю земли передали в аренду, но владелец скончался, а наследники по каким-то причинам не вступили в права наследования, ее могут законно отнести к невостребованным землям.

Как востребовать свою земельную долю

Не каждый из владельцев соглашается с тем, что принадлежащая ему доля в общей земельной, будет относиться к числу невостребованных.

Свое мнение они могут выразить письменно, направив заявление в ОМС того населенного пункта, в пределах которого размещен спорный земельный надел.

Кроме того, свое несогласие с определением, данным для его доли, владелец последней может высказать при сборе всех участников долевого владения. Все заявления владельцев о необоснованности решения, которое принято в отношении их долей, могут послужить веской причиной для вывода данной доли из числа невостребованных.

В законе «Об обороте земель сельхозназначения», в пункте 6 статьи 12.1 говорится о том, что любой собственник, несогласный с тем, что к его земельной доле было применено определение невостребованной, должен выразить свои возражения на этот счет в письменном виде и отправить их в ОМС, а также сделать заявление по этому поводу на собрании всех владельцев долей.

Решение о том, что землю следует отнести к невостребованным долям и внести ее в соответствующий список, утверждается именно на общем собрании собственников.

Таким образом, мы видим, что для принятия решения о прекращении статуса доли как невостребованной, необходимо предпринять оба шага. В противном случае, доля, попавшая в список невостребованных, не может быть из него извлечена.

[1]

Хотя никогда не стоит отчаиваться. Даже если вы пропустили сроки и не успели выразить свое возражение органам местной власти и на общем собрании собственников, шансы вывести свою земельную долю из списка невостребованной у вас остаются.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как только до вас доходит информация о признании вашей земельной доли невостребованной, сразу же обращайтесь в суд. На нем органы местного самоуправления будут претендовать на то, чтобы эта доля была передана им в частную собственность.
Поверьте, суд обязательно будет на вашей стороне, и не даст свое разрешении на признание прав органов самоуправления на вашу земельную долю.

Оформление невостребованных земельных долей

В список лиц, земельная доля которых может быть отнесена к ряду невостребованных земель, вносятся те лица, которые на протяжении определенного законом времени не пользовались своей землей, не сдавали ее в аренду и не распоряжались каким-либо другим образом.

По тем земельным долям, которые не нашли своих собственников после смерти наследодателя, составляются отдельные списки. Таким образом, органы местного самоуправления того населенного пункта, на территории которого расположен земельный участок, выполняют требования, изложенные в п.2, ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Различают два вида списков, включающих лица или доли, которые могут быть отнесены к невостребованным. Эти списки составляются в зависимости от того, на каких основаниях доли признаются невостребованными.

После составления списков, ответственные лица помещают его в средства массовой информации с целью информирования граждан. Также списки размещаются на информационных щитах, которые находятся на территории местных органов самоуправления.

Эта процедура обязательна и должна осуществляться за три месяца до того времени, когда будет созываться общее собрание собственников для утверждения списков.

Когда список невостребованных земель опубликован в печати, органы местного самоуправления созывают собрание всех собственников земельного надела, где выделяются конкретные невостребованные участки. На собрании, собственники своим решением утверждают данный список.

Если по истечении четырех месяцев после опубликования списка долей, отнесенных к невостребованным, собрание так и не состоится, и список не будет утвержден собственниками, данной процедурой будут заниматься органы местного самоуправления. То есть список утверждается без участия всех собственников земельного участка.

В законодательных документах не указываются те причины, по которым могут быть перенесены полномочия на утверждение списков от общего собрания собственников к органам местного самоуправления.

К причинам может относиться и отсутствие кворума на собрании, и несогласие определенного количества собственников с данным решением.

Как только список будет утвержден общим собранием или органами местного самоуправления, доли, которые указаны в этом списке, будут признаны невостребованными. Далее местное самоуправление обращается в суд с целью добиться признания прав собственности на данную землю.

В том случае, когда никто не оспорит решение собственников, и суд признает за органами местного самоуправления их право собственности на невостребованную земельную долю, земля может быть зарегистрирована.

Как только земельная доля пройдет государственную регистрацию, новый владелец получает право собственности на нее (согласно ст.8 Гражданского кодекса РФ).

Как органы местного самоуправления могут распоряжаться невостребованными земельными долями?

Вступив в права собственности на невостребованные доли, орган местного самоуправления должен за один месяц ознакомить граждан с информацией о данных землях, которые могут быть приобретены в собственность. Цена на эту землю будет составлять не более 15% от ее кадастровой стоимости.

Эта цена не может быть изменена, так как она установлена законодательно. То есть никто из субъектов РФ не властен определять ни ее максимум, ни минимум. Каким бы ни было желание собственников, стоимость земли остается стабильной – 15% от кадастровой стоимости.

Сообщение о том, что невостребованная земельная доля выставляется на продажу, должно быть размещено на страницах печатных изданий или в других средствах массовой информации, которые определяются субъектом Российской Федерации.

Читайте так же:  Как доказать и установить родство с умершим

Также сообщение размещается на официальном сайте органа самоуправления, если таковой имеется. Данную информацию должны содержать специальные щиты для сообщений, которые находятся на территории муниципального образования.

Кто же пользуется преимуществом в праве выкупа данных земель?

По закону, таким преимуществом пользуются те организации или фермерские хозяйства, которые используют землю, находящуюся в долевой собственности, в течение полугода после того, как невостребованная доля перешла в собственность органа местного самоуправления.

Когда по истечению 6 месяцев, покупатель на долю не будет найден, данный участок в течение года должен быть выделен органом самоуправления в счет собственных земельных долей. При этом необходимо соблюдать принцип минимальных размеров земельных наделов.

После проведения такой процедуры, земельный участок может быть выставлен на продажу полностью. Условия продажи будут изменены, в зависимости от законодательства субъекта Российской Федерации по регулированию земельных отношений.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность

Какие земельные доли могут быть отнесены к невостребованным?

Согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованными земельными долями могут быть признаны:

— земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд,

— земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Как оформить невостребованные земельные доли в собственность?

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей ими не распорядились.

Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка составляет список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно. С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации.

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления вправе продать земельные доли

Продажа невостребованных земельных долей является процедурой публичной. Орган местного самоуправления в течение месяца со дня приобретения права на земельные доли публикует извещение о возможности приобретения земельных долей в собственность по цене 15% от кадастровой стоимости. Преимущественным правом на их приобретение обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли. Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

Начальник Красногвардейского отдела

Управления Росреестра по Ставропольскому краю

Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность

Оформить муниципальную землю в собственность допускается, если указанная разновидность наделов не используется теми, кто обладает правомочиями собственности. В рассматриваемой ситуации у органов власти муниципалитета есть возможность перевести надел в собственность МО. Для этого используется судебная процедура.

Определение

Часто около дома может располагаться надел, который отнесен к числу невостребованных. Стоит указать, что к данной разновидности могут относить только такие наделы, которые обладают статусом сельскохозяйственного назначения. Указанная разновидность участков не делится на отдельные местности. Это говорит о том, что земля становится собственностью нескольких граждан. К примеру, если участок расположен под гаражом. Стоит принимать во внимание положения закона, принятого на федеральном уровне под №101. В данном акте отражается, что к числу невостребованных земель относятся земли с/х назначения. При этом должны быть соблюдены определенные основания.

В том числе:
  • использование участка около частного дома или в другой местности не происходило на протяжении последнего трехлетия;
  • земли не передавались на условиях аренды за последние три года;
  • надел рассматривается как имущество выморочного типа;
  • в реестрах нет сведения относительно собственников такой территории.
Читайте так же:  Оформление страхования от сокращения на работе

ВНИМАНИЕ. При рассмотрении данного вопроса нужно понимать, что является выморочным имуществом. Таковым считается надел, собственники которого скончались. При этом нет законных правопреемников. Кроме того, может произойти и так, то граждане отказались от принятия наследственной массы.

Процесс оформления

Получить земельный участок в собственность можно после аренды. В данной ситуации граждан обладает первоочередным правом относительно продления соглашения об аренде и выкупа участка. Сотрудники исполнительных органов занимаются формированием списка собственников, которые владеют отдельной долей в местности. Это относится к наделам, которые не востребованы. Затем потребуется вывесить данный список по адресу, по которому располагается общий земельный надел. Кроме того, указанная информация подлежит отражению на официальном портале администрации муниципалитета. В законе установлен срок, на протяжении которого сведения должны находиться в общем доступе. Он равен 90 дням. По прошествии указанного периода потребуется созвать собрание граждан, которые являются владельцами остальных частей надела с/х назначения. На нем решается дальнейшая судьба такого участка.

ВАЖНО . Если на протяжении месячного срока с момента созыва собрания не появится гражданин, который обладает правомочиями собственности на долю, она переводится в число невостребованных. При этом, со дня публикации сведений должно пройти не более 4 месяцев.

Затем сотрудники уполномоченных органов муниципалитета обращаются в судебную инстанцию для того, чтобы перевести указанных надел в собственность конкретного образования. Перечень формируется при использовании оснований, что перечислены выше. В ходе оживания сбора владельцев, у каждого из них есть возможность написать заявление, в котором указать на свое желание стать собственником этой территории. Закон №101 указывает на то, если кто-то из граждан выступит с таким заявлением, то земля не может относится к числу невостребованных.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Для проведения собрания выражается инициатива земельными органами. С указанной целью подается извещение при использовании услуг средств массовой информации. Это относится к СМИ, которые отражены в региональном перечне. В ходе собрания потребуется выбрать председателя и затем зачитывается список долей, которые являются невостребованными. Он формируется сотрудниками административного органа муниципалитета. Если на собрании будут граждане, которые имеют правомочия на указанный объект имущества, то у них есть возможность обратиться к председателю с заявлением. В нем указывается, что человек желает оставить землю в своей собственности. Кроме того, стоит учесть, что к заявлению прикладываются такие акты, как выписка, сделанная из единого реестра. Она указывает на то, что у гражданина имеется право на определенную долю в имуществе.

ВНИМАНИЕ . Помимо этого, потребуется представить документацию кадастрового назначения и акт, посредством которого удостоверяется личность гражданина. Если человек не может или не хочет принимать личное участие в рассматриваемой процедуре, он вправе использовать помощь представителя.

Стоит указать, что в такой ситуации обязательным требованием рассматривается наличие доверенности. Она оформляется при обращении в нотариальную контору. Чтобы конкретный участок был исключен из перечня невостребованных, гражданину потребуется присутствовать на рассматриваемом собрании. Может возникнуть исключительная ситуация. Она говорит о том, что имеют место нарушения относительно использования объектов природы на участке. Тогда территория под домом становится беднее.

Когда заявление рассмотрено, уполномоченный орган вправе принять несколько видов решений. В том числе, это признание всех наделов в перечне востребованными. Кроме того, может утверждаться список тех участков, которые не востребованы или утверждается перечень частично неиспользованной территории.

ВНИМАНИЕ . Для принятия решения потребуется провести процедуру голосования. Данный процесс производится бесплатно. В перечисленных ситуациях потребуется направить принятое решение сотрудникам земельного департамента. Эта организация решает вопрос относительно обращения в судебную инстанцию.

Стоит указать, что судьи часто признают наделы неиспользованными, после того, как рассматривают подобного рода заявления. Рассмотрению подлежит не только протокол собрания. Во внимание принимается заявление, написанное собственником невостребованной территории. Правомочием на участие в судебных прениях или оспаривание вынесенного решения, имеется у тех, кто обладает правомочиями собственности на участок. Кроме того, аналогичные права присущи гражданам, которые являются правопреемниками указанных лиц.

Что сделать, чтобы доля не была признана невостребованной

У собственников и их наследников есть возможность помещать процессу изъятия земель из муниципальной собственности. Для этого потребуется составить заявление. Оно направляется в земельные органы. Кроме того, акт может быть адресован общему собранию владельцев долей. При написании потребуется учесть несколько правил. В том числе, написать заявление нужно на бумаге формата А4.

Изначально отражается наименование организации, в которую обращается гражданин. Также прописываются его данные и фиксируется наименование акта. Оно отражается как заявление. Затем прописывается, что земля используется. Помимо того, что это нужно написать, потребуется доказать наличие данного факта. К числу доказательств относится то, что собственники соседних наделов дадут соответствующие показания. Также это может быть свидетельство, указывающее на наличие наследственных правомочий.

Подтвердить получится при помощи арендного соглашения или квитанции, указывающей на внесение земельного налога. В данном случае установлено ограничение по сроку – минимум 3 года.

Правовое регулирование оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность

Правовая конструкция «невостребованные земельные доли» существует около двадцати пяти лет, прошедших с момента начала проведения земельной реформы, на протяжении которых государство стремится выработать механизм по передаче сельскохозяйственных земель эффективному землепользователю. Тем не менее, среди основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом отсутствуют положения, связанные с наиболее результативным переходом неиспользованных земельных долей в муниципальную собственность. Вместе с тем, неиспользованные земельные доли остаются одним из элементов оборота земельных долей. Об этом свидетельствуют статистические данные.

По данным Министерства сельского хозяйства общая площадь земельных долей, включенных в списки невостребованных земельных долей составляет 16 799, 349 тыс. га1, а общая площадь земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью – 4 415, 269 тыс. га. В Саратовской области общая площадь земельных долей составила 376, 024 тыс. га, при этом по решению суда лишь 40, 848 тыс. га признаны муниципальной собственностью. Это не вписывается ни в какие логические и правовые рамки. Причин, по которым оформление невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований производится недостаточно активно, может быть несколько. Необходимо констатировать, что сельские поселения не имеют достаточных кадровых и финансовых ресурсов для проведения работ с невостребованными долями.

Читайте так же:  Размеры штрафа за просроченную регистрацию иностранного гражданина и ответственность за нарушения ре

В некоторых сельских поселениях эти работы могут осуществлять крупные сельскохозяйственные организации, работающие на территории этих сельских поселений, с использованием собственного коммерческого потенциала. Однако, по объективным причинам, данная практика не может быть распространена повсеместно. Поскольку от развития данной сферы реальной экономики зависит благосостояние всего Российского государства, необходимо разработать государственную стратегию, целью которой станет повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения посредством реализации комплекса правовых и экономических мер по оформлению невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований. Наиболее целесообразно, утвердить индивидуально- определенную программу на региональном уровне в зависимости от особенностей субъекта. Однако основные положения, на наш взгляд, должны иметь схожее содержание по общим вопросам. Задачи региональной Программы должны заключаться в создании нормативной и методической базы; рациональном использовании сельскохозяйственных

В ходе указанных встреч могут быть сформированы списки собственников, готовых передать землю в аренду. 6. Проведение плановых мероприятий с целью профилактики нарушений земельного законодательства. Однако проведения данных мер будет недостаточно, поскольку проблему нужно решать и на правотворческом уровне, путем внесения поправок в действующее законодательство. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2 (далее – Закон об обороте) закрепил два основания для признания земельной доли невостребованной: 1) основание нераспоряжения( не сдача в аренду) гражданином земельной долей в течение трех и более лет подряд. 2) если собственник земельной доли умер, отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников по ряду причин не вступил в права наследства. Однако земельная доля может принадлежать также и юридическому лицу, а из смысла статьи следует, что земельные доли, находящиеся в собственности юридических лиц не могут быть отнесены к невостребованным земельным долям, что требует внесения корректировок относительно данного вопроса.

Представляется, что, срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника, может быть сокращен до двух лет, поскольку это позволит упростить процедуру изъятия земельных долей, неиспользуемых по целевому назначению. Не понятны также и критерии, по которым законодатель из числа всевозможных сделок выделил именно аренду. В целях обеспечения принципа законодательной экономии, необходимо не конкретизировать действия потенциального собственника. Если обращаться к вопросу о признаках невостребованности земельной доли, то их перечень утверждается Правительством РФ3. Однако они обеспечивают лишь техническое подтверждение неиспользования земельного участка, поэтому доказательную базу необходимо дополнить констатацией наличия оборудования, рабочей силы, технической документации, документально подтвержденных сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и т.д.

Помимо этого, нет необходимости использовать в п.2 ст.12.1 Закона об обороте столь громоздкую конструкцию, поскольку положения ст.1151 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) распространяются также и на невостребованные земельные доли. В связи с этим такие земельные доли должны приобретаться муниципальным образованием в порядке части III ГК РФ, как выморочное имущество. При наличии указанных оснований орган местного самоуправления (далее – ОМС) составляет список лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными, причем даже «при наличии» таких лиц.

То есть ОМС может попытаться «забрать» долю гражданина в его присутствии1, злоупотребить правом. ОМС обязан опубликовать список невостребованных земельных долей в СМИ не менее чем за три месяца до созыва общего собрания. В целях эффективности реализации государственной политики в этой сфере необходимо сократить срок до двух-четырех недель, в зависимости от площади муниципального образования и гектаров невостребованных земельных долей. Возможно также объединить в п.4 положения, отраженные в п.5 ст. 12.1 Закона об обороте, поскольку они имеют схожую правовую природу и, по сути, дополняют друг друга. В случае, если лица считают, что принадлежащие им доли необоснованно включены в список, они могут возразить в письменной форме в ОМС и заявить об этом на собрании».

Если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не принято решение, ОМС вправе утвердить такой список самостоятельно. Необходимо уменьшить срок принятия решения общим собранием до одного месяца. Данная норма позволит в дальнейшем наиболее оперативно проводить мероприятия по признанию права собственности на невостребованные земельные доли муниципальным образованием. Необходимо отметить, что в ходе парламентских слушаний «О концепции развития земельного законодательства РФ» стало известно, что Министерство сельского хозяйства РФ подготавливает проект закона, который упростит порядок признания права собственности на невостребованные земельные доли. Насколько нововведения в действительности решат проблему – покажет время.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Лёвочкина Дарья Александровна , Королёв Станислав Юрьевич

Источники


  1. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2004. — 448 c.

  2. Будяну В. А., Мытарев С. А., Сумская Е. Г. Правоведение за 24 часа; Феникс — Москва, 2009. — 288 c.

  3. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
  4. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
  5. Перевалов, В.Д. Теория государства и права / ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2003. — 616 c.
Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here