Ответственность педагогических работников в рф

Закон об образовании Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

[1]

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка

Педагогическая культура. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учителю необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.

В основе педагогической культуры лежат мировоззренческие, нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие компоненты общей культуры преподавателя. Без постоянной работы учителя над развитием своей личности достигнуть высокой педагогической культуры невозможно.

Согласно результатам устного опроса, проведенного среди педагогов нашей школы основные качества личности учителя: компетентность, ответственность, интеллигентность, сдержанность, коммуникабельность, целеустремленность.

Этика(лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем.

“Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания — наукой о нравственности, этикой. Этика в школе — это «практическая философия воспитания».

В современном понимании слова этикет— это установленный порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

Основные понятия педагогической этики.

· Педагогическая мораль — это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Педагогическая моральпризнает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним.

· Педагогическая справедливостьхарактеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Она имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, общественно полезной деятельности и т.д.

· Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, их родителями, коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.

· Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.

· Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.

· Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.

Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт — это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.

Читайте так же:  Пошаговая инструкция при увольнении в связи с ликвидацией предприятия – срок, выплаты, документы по

Культура общения включает как вербальные, так и невербальные средства взаимодействия, поэтому большая роль отводится манерам.

Манеры — один из аспектов культуры поведения. С французского обозначает: прием, образ действия, способ держать себя, который включает характерные для человека

А. походку, телодвижения, позу при сидении, стоянии, жестикуляцию, мимику. Б а также совокупность свойств речи: интонации, силу голоса, употребление человеком характерных слов или выражений.

В обществе существует представление о педагоге, его имидже.

image — с англ. — образ, картина, изображение, символ. Студенты нашего колледжа понимают необходимость соответствия своего образа профессии и с помощью педагогов начинают его формировать.
Это, прежде всего, касается:

· соблюдения гигиенических требований,

· использования вербальных и невербальных средств общения.

Культура общения педагога строится на речевом этикете.

Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога.

Речевой этикетявляется формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая позицию оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8943 —

| 7223 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9283 —

| 7279 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Статья 48 . Обязанности и ответственность педагогических работников

См. комментарии к статье 48 настоящего Федерального закона

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

Читайте так же:  Квота на операцию и лечение

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

3.3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе в сфере образования, является юридическая ответственность

субъектов образовательных правоотношений.

Напомним, что в правовой науке под юридической ответственностью понимается обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера. Данное определение полностью применимо и к сфере образовательных отношений, хотя ответственность их участников обладает и своими особенностями. Выделим и кратко охарактеризуем некоторые из них.

Основанием возложения юридической ответственности выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права. Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:

— уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи учащимися имущества в помещении образовательного учреждения, оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);

— административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);

— гражданско-правовые деликты (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);

— дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).

Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п.14 ст.33 Закона РФ «Об образовании»), отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п.23 ст.33), осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (п.4 ст. 34) и т.п. Субъектами таких правонарушений выступают, как правило, институциональные субъекты – образовательные учреждения либо органы управления образованием. Но образовательные проступки могут совершать и индивидуальные субъекты образовательных правоотношений — учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч.4 ст. 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.

Соответственно этим основаниям выделяютуголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную иматериальнуювиды юридическойответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.

Что касается особенностей юридической ответственности в образовании, то она обусловлена, прежде всего, специфическим характером общественных отношений по поводу обучения и воспитания. Нужно заметить, что вопросы юридической ответственности в литературе пока еще разработаны явно недостаточно, хотя ряд исследователей уже сделали серьезные шаги в этом направлении (В.М. Сырых, С.В. Куров).

Наиболее многочисленны и исключительно разнообразны в сфере образования дисциплинарные проступки, особенность которых в том, что их могут совершать лица (речь идет, прежде всего, об обучающихся, но не только), не обладающие дееспособностью (деликтоспособностью), предусмотренной уголовным, административным, гражданско-правовым, трудовым, семейным законодательством. В теории и практике осуществления образовательного права эта тема относится к числу наиболее актуальных и проблемных. Так, В.М.Сырых предлагает, думается, вполне обоснованный перечень наиболее существенных дисциплинарных проступков, которые должны быть четко отражены в образовательном законодательстве и, в частности, в будущем Кодексе об образовании.

Например, в перечень дисциплинарных проступков, совершаемыхобучающимися, следует, по мнению ученого, включить такие их виновные, противоправные деяния, которые посягают на правопорядок в образовательной сфере, и, прежде всего, те, которыепрепятствуют осуществлению образовательного процесса,проведению лекционных, практических и иных занятий либо связаны с невыполнением законных решений и распоряжений администрации образовательного учреждения.Это, в частности:

систематические (более трех раз в семестр) опоздания или неявка без уважительных причин на практические или иные обязательные занятия;

[2]

появление на занятиях или в помещениях образовательного учреждения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Читайте так же:  Юрист по разделу имущества супругов после развода в одинцово

нарушение дисциплины в процессе проведения лекционных, семинарских и иных учебных занятий;

неисполнение законных требований педагогического работника, декана, его заместителей, решений и распоряжений руководителя образовательного учреждения;

воспрепятствование деятельности педагогического работника, декана, его заместителей, руководителя образовательного учреждения;

пользование без разрешения учебным оборудованием и иным имуществом образовательного учреждения, нахождение в помещениях образовательного учреждения в вечернее и ночное время после окончании занятий;

порча, разрушение или уничтожение оборудования или иного имущества образовательного учреждения;

курение в неположенном месте, распитие спиртных напитков в учебных помещениях и аудиториях;

публичный призыв к совершению названных действий или участие в них.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается педагогических работников образовательных учреждений, то помимо составов дисциплинарных проступков, названных в Трудовом кодексе РФ и в ст. 56 Закона РФ «Об образовании», они, по мнению того же исследователя, должны нести дисциплинарную ответственность за следующие виновные противоправные деяния:

реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

нарушение прав и свобод обучающихся, применение к ним методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием;

привлечение обучающихся и воспитанников без согласия их и родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой;

принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации, движения и партии, религиозные объединения, а также принудительное привлечение к деятельности в этих организациях, посещению религиозных мероприятий и участию в агитационных кампаниях и политических акциях;

отказ от прохождения периодических бесплатных медицинских обследований;

использование антигyманных, а также опасных для жизни и здоровья обучающихся, воспитанников методов обучения.

Такой же противоправных деяний должен распространяться и наруководителей образовательного учреждения.Кроме того, они несут ответственность за следующие дисциплинарные проступки:

невыполнение или ненадлежащее выполнение образовательным учреждением функций, в том числе некачественное образование;

несоблюдение условий безопасного ведения учебных и производственных процессов, создавших реальную угрозу причинения вреда или причинивших вред жизни и здоровью обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения;

нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников, работников образовательного учреждения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств договора, заключенного между обучающимися и образовательным учреждением, воспрепятствование деятельности совета образовательного учреждения, проведению общих собраний (конференций) трудового коллектива, иных органов самоуправления;

непредоставление помещений для работы медицинских работников, а также для питания обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

превышение максимально допустимых учебных нагрузок на педагогических работников;

нерациональное использование нежных и иных материальных ресурсов образовательного учреждения.

Этот перечень образовательных деликтов со стороны педагогических работников приведен полностью в проекте Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании.

Тот же проект предусматривает такие последствия привлечения тех или иных субъектов образовательных правоотношений к юридической ответственности

— за совершение перечисленных действий к обучающимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные:

замечание, выговор, запрещение посещать отдельные занятия или пользоваться отдельными помещениями (учреждениями) вуза в течение одного или нескольких семестров; исключение из образовательного учреждения.

— за совершение дисциплинарных проступков педагогические работники образовательных учреждений могут быть повергнуты следующим мерам дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, временное отстранение от ведения занятий на срок до окончания семестра (четверти), запрещение читать курс в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», увольнение. Такие же последствия предусматриваются и для руководителей образовательных учреждений. В действующем законодательстве, прежде всего, трудовом и Законе РФ «Об образовании», как отмечалось выше, предусмотрены определенные меры ответственности, которые применяются на практике. Однако, перечень, содержание, характер этих мер чрезмерно узок и не способен отразить всю специфику образовательных отношений. В этом отношении соответствующие нормы проект Общей части Кодекса Российской Федерации об образовании, думается, значительно более обоснованны и в максимальной мере отражают особенности поведения субъектов образовательных отношений и юридических последствий их противоправных деяний.

В главе 6 и последующих главах пособия вопросы юридической ответственности рассматриваются предметно в «привязке» к образовательным учреждениях, различным категориям обучающихся, педагогическим работникам образовательного учреждения.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания

1. Что представляет собой правовое регулирование общественных отношений и в чем его отличие от правового воздействия на общественные отношения? Имеется ли смысл в таком различении для сферы образования?

2. Что является предметом правового регулирования вообще и в чем особенности предмета правового регулирования в сфере образования? Могут ли отождествляться понятия «предмет правового регулирования» и «объект правового воздействия»?

3. Какую роль играет понятие «метод правового регулирования» для понимания особенностей этого регулирования в сфере образования? Приведите примеры проявления различных методов в сфере образования.

4. Попытайтесь графически изобразить все те элементы системы образования, которые должны подлежать правовому регулированию безусловно и подробно, и те, правовое регулирование может носить факультативный и/или достаточно общий характер.

5. Исходя из собственного «школьного» и студенческого опыта попытайтесь составить собственный перечень тех проступков обучающихся (а), педагогических работников (б) и руководителей образовательного учреждения (в), которые в обязательном порядке должны быть предусмотрены законодательством и за совершение которых должна наступать юридическая ответственность.

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст.ст. 46 — 52)

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

См. комментарии к главе 5 настоящего Федерального закона

>
Право на занятие педагогической деятельностью
Содержание
Закон об образовании

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

8.1.3. Обязанности педагогических работников

— обязанность соблюдать действующее российское законодательство, в том числе образовательное законодательство, Устав и локальные акты образовательного учреждения (организации):

[3]

— обязанность обеспечивать качественное проведение учебного и воспита­тельного процесса, высокую эффективность педагогической и мето­дической деятельности;

Читайте так же:  Ответственность за разглашение тайны усыновления

— обязанность соблюдать все требования, предъявляемые к педагогическим работникам в тарифно-квалификационных характеристиках, утвер­жденных в установленном порядке;

— обязанность обеспечивать качественное освоение обучающими образова­тельных программ и выполнение государственных образовательных стандартов в соответствии с учебным планом и графиком занятий;

— обязанность строго следовать профессиональной этике;

— обязанность систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

— обязанность развивать у обучающихся (воспитанников) самостоятельность, инициативу, творческие способности, а также содействовать гражданам с отклонениями благоприятных психолого-педагогических условий для получения ими образования;

— обязанность формировать у обучающихся (воспитанников) здоровый образ жизни, вести профилактику вредных привычек;

— обязанность уважать, защищать и обеспечивать права, свободы и законные интересы обучающегося (воспитанника) в образовательном процессе, недопустимость произвольного ограничения этих прав, свобод и законных интересов;

— обязанность периодически обновлять образовательные программы, учебные планы;

— обязанность осуществления систематического текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с его Уставом и требованиями образовательного законодательства;

— обязанность содействия формированию и подержанию благоприятного морально-психологического климата среди обучающихся (воспитанников) и в целом в коллективе работников образовательного учреждения.

Обязанности педагогических работников общеобразовательных учреждений.Анализ трудовых и образовательно-профессиональных обязанностей, конкретизирующие и уточняющие названные выше обязанности Трудовым кодексом РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, их уставами и иными локальными актами, а также трудовыми договорами (контрактами) педагогических работников (учителей школы) позволяет выделить следующие их обязанности:

— добросовестно выполнять трудовые обязанности;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— выполнять установленные нормы труда;

— стремиться к повышению качества выполняемой работы, проявлять творческую инициативу, направленную на до­стижение высоких результатов трудовой деятельности;

— соблюдать требования по охране труда, технике без­опасности, производственной санитарии (гигиене труда) и противопожарной охране;

— проходить один раз в пять лет аттестацию на соответствие занимаемой должности;

— систематически повышать свой теоретический и культурный уровень, профессиональную квалификацию;

— соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;

— проходить периодически бесплатное медицинское обследование.

— осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

— принимать меры к немедленному устранению причин и ус­ловий, препятствующих или затрудняющих осуществление педагогического процесса;

— формировать общую культуру личности учащихся, условия для осознанного выбора и последующего освоения профессио­нальных образовательных программ учащимися;

— реализовать образовательную программу и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующего Госу­дарственному образовательному стандарту;

— участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

— обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

— сотрудничать с коллегами, органами управления об­разования в интересах учащихся;

— постоянное проявлять внимание и вежливое отноше­ние к детям, родителям учащихся и членам коллектива;

— участвовать в мероприятиях с учащимися и их родителями, выходящими за рамки учебного плана образовательного учреждения.

Упоминавшаяся выше «Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей» называет такие обязанности учителей, признание и обеспечение которых является одной из важнейших задач органов народного образования:

— все учителя должны стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;

— учителя и учительские организации должны стремиться к установлению широкого сотрудничества с органами народного образования в интересах учащихся, развития образования и общества;

— учительскими организациями должен быть выработан кодекс этики учителя или кодекс поведения, ибо такое кодексы вносят значительный вклад в обеспечение престижа профессии учителя и выполнение профессионального долга в соответствии с согласованными принципами;

— учителя должны проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки учебного плана школы.

Как можно заметить, ряд этих рекомендаций уже нашел свое отражение в российском образовательном законодательстве.

Обязанности педагогических работников педагогических работников высших учебных заведении не отличаются принципиально от обязанностей учителей общеобразовательных школ, хотя четкого перечня таких обязанностей ни ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ни Типовое положение о высшем учебном заведении не приводят. Скажем, как и любому педагогическому работнику, преподавателю высшей школы запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения (п. 38 . Типового положении о высшем учебном заведении)

То же время в, уставах вузов ряд обязанностей актуализируются и уточняются, исходя из специфики высшей школы вообще и конкретного вуза, в частности. Так¸ из положений пунктов 45 и 46 Типового положения явно вытекают обязанности профессорско-преподавательского состава активно заниматься научной деятельностью, по результатам оценки которой дается характеристика как индивидуальной профессиональной научно-педагогической работы каждого преподавателя, но и всего учебного заведения в целом. Это, в частности, имеет отношение и к так называемой «грантовой» научной деятельности, удельный вес и значимость которой для оценки научно-педагогического профессионализма преподавателя и вуза в целом в современный период повышаются.

Пункт 49 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральский университет предусматривает следующие, помимо общих, указанных выше, обязанности научно-педагогических работников Университета:

— всемерно своим трудом и поведением способствовать повышению престижа Университета как научно-образовательного, просветительного и культурного центра.

— обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;

— формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

— выполнять требования по защите государственной, служебной и коммерческой тайны, сведений конфиденциального характера, а также правовой охране интеллектуальной собственности Университета.

Пункт 6.25 Устава Института дополнительного профессионального образования – негосударственного образовательного учреждения «Европейский университет в Санкт-Петербурге предусматривает также такие (кроме общих) обязанности своих преподавателей, как обязанности ответственно и творчески относиться к работе, а также соблюдать нормы профессионального поведения и этики.

Читайте так же:  Как снять квартиру на часы, вечер, ночь или сутки нужно ли составлять договор аренды и с какими труд

Уместно вновь привести извлечение из «Рекомендации ЮНЕСКО/МОТо статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования» (Париж, 1997г.) с перечислением обязанностей преподавателей высшей школы. Представляется, что этот перечень, признаваемый мировым сообществом, для российского законодателя и самих вузов страны, равно как и для самих преподавателей, имеет исключительно большое значение.

VII. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ

КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

33. Необходимо, чтобы преподавательские кадры учреждений высшего образования признавали, что осуществление их прав влечет за собой особые обязанности и ответственность, включая обязанность уважать академическую свободу других членов академического сообщества и обеспечивать честное обсуждение противоположных мнений. Академической свободе сопутствует обязанность использовать ее в соответствии с долгом ученого, заключающимся в проведении исследовательской деятельности на основе добросовестного поиска истины. Необходимо, чтобы преподавательская, исследовательская и научная деятельность проводилась в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами и была нацелена, по возможности, на решение современных проблем, стоящих перед обществом, а также обеспечивала сохранение исторического и культурного наследия мира.

34. Индивидуальные обязанности преподавательских кадров учреждений высшего образования, неразрывно связанные с их академической свободой, заключаются, в частности, в следующем:

1) эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставляемых учебным заведением и государством, быть честным и справедливым к студентам мужского и женского пола и одинаково обращаться со студентами всех рас и религий, а также инвалидами, поощрять свободный обмен идеями между самими преподавателями и студентами и предоставлять себя в распоряжение последних, с тем, чтобы направлять учебу студентов.

Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны, в случае необходимости, обеспечивать охват того минимума материала по каждому предмету, который предусмотрен в учебной программе;

2) проводить научно-исследовательскую деятельность и распространять ее результаты или, когда проведение оригинальных исследований не требуется, поддерживать и повышать уровень своих знаний по конкретному предмету с помощью учебных курсов и исследовательской деятельности, а также посредством разработки учебной методологии, нацеленной на совершенствование педагогических навыков:

3) осуществлять исследовательскую и научную деятельность на основе честного поиска знаний, должным образом обеспечивая доказательность, беспристрастность суждений и добросовестность при сообщении результатов;

4) соблюдать этику научных исследований, касающихся человека, животных, наследия или окружающей среды;

5) уважать и признавать научную работу своих коллег и студентов, и в частности обеспечивать, чтобы в число авторов публикуемых работ входили все, кто внес в них реальный вклад и разделяет ответственность за их содержание;

6) воздерживаться от использования новой информации, концепций или данных, изначально полученных вследствие доступа к конфиденциальным рукописям или запросам о предоставлении средств на исследовательскую деятельность или подготовку, ознакомиться с которыми можно было в результате такой деятельности, как, например, внешнее рецензирование, за исключением тех случаев; когда автор дал на это разрешение;

7) обеспечивать, чтобы исследовательская деятельность осуществлялась в соответствии с законами и нормами того государства, в котором она проводится, чтобы она не нарушала международных правовых актов в области прав человека и чтобы се результаты и данные, на которых она основывается, были реально доступными для ученых и исследователей в принимающем учреждении, за исключением тех случаев; когда информация могла бы поставить под угрозу респондентов или когда гарантируется анонимность;

8) избегать столкновения интересов и решать спорные вопросы на основе открытости и всесторонних консультаций с учреждением высшего образования, в котором они работают, с тем, чтобы получить поддержку этого заведения:

9) добросовестно использовать все предоставляемые в их распоряжение финансовые средства в интересах учреждений высшего образования, исследовательских и других профессиональных или научных органов;

10) быть честными и беспристрастными в профессиональной оценке своих коллег и студентов;

11) сознавать свою ответственность, выступая или публикуя вне научных каналов материалы по вопросам, не связанным со своими профессиональными знаниями, и не вводить общественность в заблуждение в отношении характера своих профессиональных знаний;

12) выполнять надлежащие обязанности, требующиеся для коллегиального управления учреждением высшего образования и профессиональными органами.

35. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует стремиться к достижению как можно более высоких стандартов в своей профессиональной работе, поскольку их статус в значительной мере зависит от них самих и качества их работы.

36. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует вносить свой вклад в подотчетность учреждений высшего образования перед государственными органами, не поступаясь вместе с тем той степенью институциональной автономии, которая необходима для их работы, профессиональной свободы и продвижения знаний.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Контактная информация
© 2019 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Источники


  1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

  2. Волкова Т. В., Гребенников А. И., Королев С. Ю., Чмыхало Е. Ю. Земельное право; Ай Пи Эр Медиа — Москва, 2010. — 328 c.

  3. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
  4. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
  5. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
Ответственность педагогических работников в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here