Ответственность за невозвращение культурных ценностей на территорию российской федерации

Содержание

  • Статья 64. Ответственность за невозвращение временно вывезенных культурных ценностей

    Статья 64. Ответственность за невозвращение временно вывезенных культурных ценностей

    Лица, не возвратившие временно вывезенные культурные ценности в установленный срок, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    >
    Ответственность эксперта по культурным ценностям
    Содержание
    Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изменениями и дополнениями)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ)

    Нормативный материал к статье включает Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 17.07.2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993.- № 20.- Ст. 718.; Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 17.12.2009) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 24.05.2002) // СЗ РФ.- 2002.- № 26.- Ст. 2519. и др.

    Предметами преступления являются особо ценные объекты культурного наследия народов РФ и зарубежных стран: 1) предметы художественного достояния; 2) предметы исторического достояния; 3) предметы археологического достояния, возвращение которых обязательно на территорию России в соответствии с законодательством.

    К предметам художественного достояния относятся художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные культурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративного прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги; редкие рукописи и документальные памятники-архивы, включая фото-, фоно-, кино- и видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; редкие коллекции и образцы флоры и фауны; предметы, представляющие интерес для минералогии, анатомии и палеонтологии, и др.

    Предметы исторического достояния — это исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).

    Предметами археологического достояния закон считает предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

    В смысле статьи 190 УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.07.2009) // СЗ РФ.- 1996.- N 25.- Ст. 2954. в качестве предмета преступления могут выступать как предметы, которые могут быть вывезены за пределы Российской Федерации, так и предметы, вывоз которых запрещен, кроме случаев временного вывоза. Под временным вывозом культурных ценностей понимают перемещение их через таможенную границу России на территорию иностранного государства с обязательством возвращения в оговоренный срок в Россию. Обязательному возвращению безусловно подлежат:

    • — движимые предметы, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия Российской Федерации, независимо от времени их создания;
    • — движимые предметы независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном российским законодательством;
    • — культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей России;
    • — культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.

    Объективная сторона преступления заключается в невозвращении в установленный срок на территорию России указанных выше предметов, вывезенных за ее пределы.

    Под невозвращением культурных ценностей на территорию России понимают оставление их на территории иностранного государства по истечении обусловленного договором срока. Срок возвращения культурных ценностей устанавливается в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, который заключается между организацией или лицом, вывозящими ценности, и их владельцами (государством в лице его учредителей, организацией, другим владельцем). Интересы владельца представляет Федеральная служба по сохранности культурных ценностей.

    Состав этого преступления является формальным.

    Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

    Если лица, ответственные за возвращение ценностей, еще до их вывоза преследовали цель присвоения ценностей на территории иностранного государства, ответственность по статье 190 УК РФ исключается; виновный привлекается к уголовной ответственности за хищение.

    Субъектом преступления может быть любое лицо, ответственное за возвращение предметов культурного достояния в Россию. Кочубей М. А. Основания уголовной ответственности за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) // «Черные дыры» в российском законодательстве.- 2005.- № 2.- С. 376-379.

    Ответственность за невозвращение культурных ценностей на территорию Российской Федерации

    Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Ответственность за невозвращение культурных ценностей на территорию Российской Федерации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

    Обязательному возвращению в Россию, безусловно, подлежат следующие законно вывезенные за ее пределы предметы культурного достояния: а) движимые предметы, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия РФ, независимо от времени их создания; б) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ; в) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ; г) культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.

    Читайте так же:  Досрочная пенсия по старости

    Эти проблемы предопределены схожестью объективных и субъективных признаков данных составов преступлений и возникли одновременно с появлением в российском уголовном законодательстве соответствующих уголовно-правовых норм.
    Безусловно, невозвращение культурных ценностей, вывезенных из РФ, нарушает ее право собственности, владения либо распоряжения предметами, являющимися всенародным достоянием России или зарубежных стран. Но это конечный результат совершенного преступления. Однако в таких случаях всегда, в первую очередь, непосредственно нарушается порядок возврата культурных ценностей из страны, в которую они вывезены законно и на определенный срок, оговариваемый в соответствующем договоре или соглашении и с обязательством возвращения их на территорию РФ.

    Судебная практика по статье 190 УК РФ:

    Преступление считается оконченным с момента истечения срока, на который культурные ценности вывозились за пределы Российской Федерации.
    Общепризнанно, что культурные ценности являются невосполнимой частью духовного и материального наследия любого народа. И утрата культурных ценностей может привести к его духовному обнищанию, «к нигилизму в отношении собственного достоинства, самобытности, национальной сплочен-ности»1. В связи с этим Конституция РФ гарантирует, с одной стороны, каждому гражданину право на доступ к культурным ценностям, а с другой стороны — закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 2, 3 ст. 44).
    Объективная сторона этого преступления состоит в бездействии — невозвращении в установленный срок на территорию РФ культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим такой…
    Уголовно-правовая охрана культурных ценностей в уголовном законодательстве зарубежных стран: сравнительно-правовой анализ.

    Заявленные к вывозу или временному вывозу с территории РФ культурные ценности подлежат обязательной экспертизе. Экспертиза осуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица, представляемому в Минкультуры России (ныне — в Росохранкультуры) или его территориальные органы.

    Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные…

    По отпадении обстоятельств, препятствовавших ввозу ценностей, преступление будет окончено, если лицо не предпринимает необходимых действий по возврату ценностей, имея реальную возможность совершить такие действия.
    Предмет преступления — культурные ценности, которые являютсяпредметом художественного, исторического и археологического достояниянародов РФ и зарубежных стран, вывезенные с территории РФ с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок. Статья 28 Закона РФ«О вывозе и ввозе культурных ценностей» предусматривает возможностьвременного их вывоза для организации выставок, осуществления реставрационных работ и научных исследований в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в иных необходимых случаях. 2. Объективная сторона выражается в бездействии — невозвращенииуказанных ценностей в установленный срок на территорию России. Преступление окончено в момент истечения срока, установленного длявозвращения ценностей.

    Беспалько Виктор Геннадьевич — доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Российской таможенной академии, кандидат юридических наук.

    Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках…

    Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в иных необходимых случаях.

    Непосредственный объект — общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, регулирующие установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию РФ, ранее вывезенных за границу и подлежащих обязательному возвращению в установленный срок в соответствии с действующим российским…

    Московско-Курской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности выявлен факт невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей — 16 икон, датированных XI-XIX вв.

    Предметом преступления могут быть не всякие культурные ценности, а лишь те движимые предметы, которые подпадают под действие ст. 6, 7 и 9 ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г., принадлежат к особо ценным объектам культурного наследия РФ или зарубежных стран и взяты под особую охрану нашим государством как национальное достояние.

    Предметами археологического достояния закон считает предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок. Он может быть осуществлен при условии заключения между ходатайствующей стороной и федеральной службой по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей.

    УК РФ — последние изменения и законы

    Кроме того, общепринятые в доктрине точки зрения по поводу некоторых признаков, сформулированных в ст. 190 УК РФ состава преступления, вызывают возражение и требуют более детального анализа в целях повышения эффективности уголовно-правовой охраны культурных ценностей.

    В качестве предмета посягательства могут выступать как предметы, которые могут быть вывезены за пределы Российской Федерации, так и предметы, вывоз которых запрещен, кроме случаев временного вывоза.

    Предметы преступления, предусмотренного статьей 190 Уголовного кодекса Российской Федерации: понятие и социально-юридическая природа.

    Примечательно, что два из указанных выше уголовно наказуемых деяний, а именно предусмотренные ч. 2 ст. 188 и ст. 190 УК РФ, относятся к компетенции таможенных органов РФ как органов дознания (п. 5 ч. 3 ст. 151 и п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ), поскольку именно на таможенные органы возложены обязанности по борьбе с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, пресечению незаконного оборота через таможенную границу культурных ценностей (подп. 6 ст. 403 Таможенного кодекса РФ).

    Статья 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» закрепляет перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов это правило может быть распространено на культурные ценности, созданные более 100 лет назад.
    Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской…

    В соответствии со ст. 7 этого закона к культурным ценностям отнесены: уникальные произведения живописи, редкие рукописи и документальные памятники, архивы, включая фото, аудио, кино, видеоматериалы, редкие музыкальные инструменты, почтовые марки, иные филателистические материалы отдельно или в коллекциях, старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, редкие коллекции и образцы флоры и фауны, археологические значимые находки и другие предметы, представляющие интерес для истории, культуры, науки, в том числе их копии, взятые государством на особый учет и охрану.

    Читайте так же:  Как узнать задолженность по алиментам

    Комментируемая статья предусматривает наказание только за невозвращение культурных ценностей, вывезенных на законном основании.

    Поскольку слово «достояние» означает безраздельную принадлежность тех или иных объектов материального мира кому-нибудь Ожегов С.И. Cловарь русского языка. М., 1953. С. 151, следует полагать, что предметом исследуемого преступления следует считать культурные ценности (вещь, изделие, произведение и т.п.), которые находятся в собственности или владении РФ, а также любого юридического или физического лица, но представляют собой особую общечеловеческую ценность, в связи с чем и являются достоянием народов РФ или зарубежных стран.

    Предметы исторического достояния — это исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).

    ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕВОЗВРАЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО, ИСТОРИЧЕСКОГО И АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ДОСТОЯНИЯ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

    Самостоятельная уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей и их невозвращение из-за границы впервые была установлена в Российской Федерации в 1994 г. Тогда Федеральным законом от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»3 была существенно изменена редакция ст. 78 УК РСФСР об ответственности за контрабанду. В частности, законодатель впервые указал в диспозиции данной уголовно-правовой нормы предметы «художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» в качестве самостоятельных предметов контрабанды.

    Данное преступление определяется как невозвращение в установленный срок на территорию РФ культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством РФ. Объект преступления. Как правило, ограничиваясь в данном случае выделением…

    Введение в российское законодательство уголовной ответственности за невозвращение на территорию РФ культурных ценностей, подлежащих обязательному возвращению, обусловлено спасением национального достояния народов России от расхищения и утраты, которые с переходом нашей страны к рыночным отношениям приобрели невиданный размах.

    В связи с наличием в действиях лиц, действующих от имени частного учреждения «Музей русских икон», признаков состава преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 190 УК РФ (невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей), материалы проверки в порядке ст. 37 УПК РФ направлены прокуратурой в Московскую таможню.

    Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран

    Введение в российское законодательство уголовной ответственности за невозвращение на территорию РФ культурных ценностей, подлежащих обязательному возвращению, обусловлено спасением национального достояния народов России от расхищения и утраты, которые с переходом нашей страны к рыночным отношениям приобрели невиданный размах.

    Несмотря на принимаемые меры противодействия, небывалый вывоз и невозвращение на территорию России не ослабевает, что приводит к весьма тревожному результату.

    Безусловно, невозвращение культурных ценностей, вывезенных из РФ, нарушает ее право собственности, владения либо распоряжения предметами, являющимися всенародным достоянием России или зарубежных стран. Но это конечный результат совершенного преступления. Однако в таких случаях всегда, в первую очередь, непосредственно нарушается порядок возврата культурных ценностей из страны, в которую они вывезены законно и на определенный срок, оговариваемый в соответствующем договоре или соглашении и с обязательством возвращения их на территорию РФ.

    Предметом преступления могут быть не всякие культурные ценности, а лишь те движимые предметы, которые подпадают под действие ст. 6, 7 и 9 ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г., принадлежат к особо ценным объектам культурного наследия РФ или зарубежных стран и взяты под особую охрану нашим государством как национальное достояние.

    В соответствии со ст. 7 этого закона к культурным ценностям отнесены: уникальные произведения живописи, редкие рукописи и документальные памятники, архивы, включая фото, аудио, кино, видеоматериалы, редкие музыкальные инструменты, почтовые марки, иные филателистические материалы отдельно или в коллекциях, старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, редкие коллекции и образцы флоры и фауны, археологические значимые находки и другие предметы, представляющие интерес для истории, культуры, науки, в том числе их копии, взятые государством на особый учет и охрану.

    Приведенный перечень далеко не исчерпывающий, так как на основании экспертного исследования культурными ценностями могут быть признаны любые другие движимые предметы, печатные, рукописные документы, археологические находки и т.п.

    Если указанные предметы перемещаются в другую страну, то только временно и в строго определенных законом целях: во-первых, для реставрационных работ или научных исследований; во-вторых, в связи с разнообразной артистической деятельностью; и в-третьих, в иных необходимых для Российской Федерации случаях и на оговоренный сторонами срок, по истечении которого они должны быть возвращены его собственнику, если установленный срок не будет продлен в соответствующем договоре или ином соглашении (ст. 27 Закона).

    Культурные ценности, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ вывозу (даже временному) из России не подлежат, в связи с чем, предметом анализируемого преступления быть не могут.

    Временный вывоз культурных ценностей в рамках международного сотрудничества России с другими государствами осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими и физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрации, научных исследований, в связи с театральной и иной артистичной деятельностью, и в других необходимых целях.

    Порядок временного вывоза культурных ценностей с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок строго регламентирован Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и другими нормативными актами.

    [3]

    Ответственность за данное преступление установлена в целях сохранения культурного наследия народов России, а также в целях защиты культурных ценностей от незаконного вывоза и передачи прав собственности.

    Объектом преступления является монополия государства на перемещение предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, а не монополия государства на владение и распоряжения ими, как считают некоторые авторы[2]. Права физических и юридических лиц — собственников культурных ценностей, в таких случаях ограничены действующим законодательством не в полной мере, а лишь в части права перемещения культурных ценностей за пределы территории РФ. Право владения и пользования ими государством не монополизировано.

    Преступление признается оконченным с момента истечения установленного срока временного вывоза культурных ценностей.

    Читайте так же:  Виды и стоимость страхования квартиры в втб 24 программа «привет, сосед!» и другие

    Субъект преступления — общий, т.е. им может быть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от гражданства.

    Субъектами преступления могут быть работники музеев, архивов, библиотек и других государственных и муниципальных хранилищ культурных ценностей, уполномоченные на их временный вывоз, представители юридических лиц, не входящих в систему государственных и муниципальных органов, и частные граждане — собственники временно вывозимых культурных ценностей, либо их представители. Если представители собственников культурных ценностей совершают преступление по сговору с собственниками, последние подлежат уголовной ответственности за соучастие.

    Уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

    Статья 190 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и наказание за данное деяние в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо в виде лишения свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

    Помощник прокурора Центрального района г.Тулы Л.Е. Соколова

    Статья 190 УК РФ. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (действующая редакция)

    Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, —

    наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 190 УК РФ

    1. Предметом преступления выступают:

    1) предметы художественного достояния народов РФ и зарубежных стран.

    К ним относятся:

    а) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

    б) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов;

    в) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

    г) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

    д) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

    е) произведения декоративно-прикладного искусства;

    ж) изделия традиционных народных художественных промыслов и др.;

    2) предметы исторического достояния народов РФ и зарубежных стран, которые включают исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

    3) предметы археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, т.е. предметы и фрагменты, полученные в результате раскопок.

    2. Статья 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» закрепляет перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов это правило может быть распространено на культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

    [1]

    3. Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в иных необходимых случаях.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Он может быть осуществлен при условии заключения между ходатайствующей стороной и федеральной службой по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей.

    4. Комментируемая статья предусматривает наказание только за невозвращение культурных ценностей, вывезенных на законном основании.

    5. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, на который культурные ценности вывозились за пределы Российской Федерации.

    6. Субъект преступления — собственник культурных ценностей, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей лицо, должностное лицо или иной представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов РФ и зарубежных стран за пределы России, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.

    Статья 190 УК РФ. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

    Новая редакция Ст. 190 УК РФ

    Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, —

    наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

    Комментарий к Статье 190 УК РФ

    1. Нормативный материал к статье: ФЗ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 02.11.2004) ; Постановление Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей» (в ред. от 03.10.2002) и др.
    ———————————
    Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377.

    СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938; 2002. N 41. Ст. 3983.

    2. Предметами коммент. статьи являются особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран, перечисленные в диспозиции статьи: а) предметы художественного достояния; б) предметы исторического достояния; в) предметы археологического достояния, возвращение которых обязательно на территорию России в соответствии с законодательством.

    3. К предметам художественного достояния закон относит художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные культурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы, произведения декоративного прикладного искусства и др.

    4. Предметы исторического достояния — это исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).

    [2]

    5. Предметами археологического достояния закон считает предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

    Читайте так же:  Как разрешить конфликт с управляющей компанией жалоба на жкх (образец жалобы). как составить претен

    6. В качестве предмета посягательства могут выступать как предметы, которые могут быть вывезены за пределы Российской Федерации, так и предметы, вывоз которых запрещен, кроме случаев временного вывоза.

    7. Обязательному возвращению в Россию, безусловно, подлежат следующие законно вывезенные за ее пределы предметы культурного достояния: а) движимые предметы, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия РФ, независимо от времени их создания; б) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ; в) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ; г) культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.

    В отношении указанных предметов возможен только временный вывоз за пределы Российской Федерации.

    8. Порядок вывоза культурных ценностей из Российской Федерации и возвращения их обратно состоит в следующем.

    Заявленные к вывозу или временному вывозу с территории РФ культурные ценности подлежат обязательной экспертизе. Экспертиза осуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица, представляемому в Минкультуры России (ныне — в Росохранкультуры) или его территориальные органы.

    Выявление в процессе рассмотрения документов, представленных заявителем, обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя правомочий, позволяющих осуществить вывоз или временный вывоз культурных ценностей с территории РФ, является основанием для отказа заявителю в их вывозе или временном вывозе.

    Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы относительно возможности или невозможности вывоза или временного вывоза представленных культурных ценностей с территории РФ и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости.

    На основании экспертного заключения, решения Государственной экспертной комиссии, а также по результатам проверки культурных ценностей по государственным охранным спискам или реестрам Минкультуры России или его территориальные органы принимают решение о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей с территории России.

    При принятии решения выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории России.

    9. Объективная сторона состава преступления заключается в невозвращении в установленный срок на территорию России указанных выше предметов, вывезенных за ее пределы.

    Под невозвращением культурных ценностей на территорию России понимают оставление их на территории иностранного государства по истечении обусловленного договором срока. Срок возвращения культурных ценностей устанавливается в свидетельстве на право вывоза культурных ценностей и в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, который заключается между организацией или лицом, вывозящими ценности, и их владельцами (государством в лице его учредителей, организацией, другим владельцем).

    10. Преступление окончено в момент несовершения действий, которые лицо должно было совершить.

    11. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого.

    Должна быть установлена реальная возможность возврата ценностей виновным лицом.

    12. Если лица, ответственные за возвращение ценностей, еще до их вывоза преследовали цель присвоения ценностей на территории иностранного государства, ответственность по ст. 190 исключается. Виновный привлекается к УО за хищение.

    13. Субъектом преступного посягательства может быть лицо (частное, руководитель любой организации), ответственное за возвращение предметов культурного достояния в Россию.

    14. Преступление отнесено законодателем к категории тяжких.

    Другой комментарий к Ст. 190 Уголовного кодекса Российской Федерации

    1. Предметом преступления выступают:

    а) предметы художественного достояния народов России и зарубежных стран. К ним относятся: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства; изделия традиционных народных художественных промыслов;

    б) предметы исторического достояния народов России и зарубежных стран. К ним относятся: исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

    в) предметы археологического достояния народов России и зарубежных стран. К ним относят предметы и фрагменты, полученные в результате раскопок.

    2. Статья 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» закрепляет перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации ни на каких условиях, а также перечень культурных ценностей, которые могут временно вывозиться.

    3. Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок; для осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях.

    4. В ст. 190 УК РФ ответственность установлена только за невозвращение культурных ценностей, вывезенных на законном основании, если такое возвращение является обязательным.

    5. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, на который культурные ценности вывозились за пределы России.

    6. Субъектом этого преступления может быть собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей, должностное лицо или иной представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов России и зарубежных стран за пределы России, которые обязаны в соответствии с законодательством возвратить культурные ценности в установленный срок.

    Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей

    (наименование в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4078)

    Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации , —

    наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

    Комментарий к статье 190

    Объект преступления — установленный порядок вывоза из Российской Федерации и возвращения на ее территорию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

    В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран действующим законодательством предусмотрен особый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей независимо от их формы собственности.

    Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно: созданные гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими здесь; имеющие важное значение для Российской Федерации; обнаруженные на территории Российской Федерации; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями либо в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

    Читайте так же:  Соглашение о расторжении договора найма жилого помещения нюансы и образец документа

    Предмет преступления — культурные ценности художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

    В ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» предусмотрены следующие категории предметов, подпадающих под его действие:

    а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

    б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

    в) художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов и т.д.

    Указанные предметы делятся на три категории: 1) подлежащие вывозу из Российской Федерации; 2) подлежащие временному вывозу из Российской Федерации; 3) не подлежащие вывозу из Российской Федерации .

    Не подлежат вывозу культурные ценности, относящиеся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации независимо от времени их создания (абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»). См. также: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // РГ. 2002. 29 июня; Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 23. Ст. 1961.

    Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, являются именно ценности, которые подлежат временному вывозу из Российской Федерации.

    Временный вывоз культурных ценностей — это их перемещение через таможенную границу России с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

    Согласно абз. 3 — 5 п. 1 ст. 9 и абз. 6 ст. 27 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» к таким предметам относятся: движимые предметы, независимо от времени их создания охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации; культурные ценности, созданные более ста лет назад.

    Временный вывоз с территории Российской Федерации культурных ценностей осуществляется для организации выставок, реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в других необходимых случаях.

    Порядок и условия временного вывоза культурных ценностей регламентирован действующим законодательством, в частности ст. ст. 27 — 35 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

    Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается соответствующими государственными органами после обязательной их экспертизы и заключения между этими органами и лицом, вывозящим ценности, договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. При принятии данного решения выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, в котором, так же как и в указанном договоре, устанавливается срок обязательного возврата ценностей на территорию страны.

    Объективная сторона преступления выражается в бездействии — невозвращении указанных ценностей в установленный срок на территорию Российской Федерации, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Под невозвращением понимается невыполнение лицом обязанности возвратить на территорию России культурные ценности в срок, установленный в соответствующем договоре и свидетельстве на право их временного вывоза.

    Лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно не имеет реальной возможности возвратить культурные ценности (например, ценности утрачены в результате стихийного бедствия, военных действий).

    Деяние является оконченным после истечения срока, установленного для возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации. Состав преступления формальный.

    Невозвращение вывезенных ценностей из-за границы необходимо отличать от их хищения, совершенного лицом, не являющимся собственником этих предметов. В последнем случае лицо изначально не собиралось возвращать эти ценности в Россию, имея корыстную цель их присвоения. Данные действия необходимо квалифицировать по статьям главы 21 УК РФ (например, ст. ст. 160, 164).

    Рассматриваемое преступление необходимо разграничивать с контрабандой (ч. 2 ст. 188 УК РФ), уголовная ответственность за которую наступает в случае, если предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран перемещаются через таможенную границу России незаконно.

    Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в установленный срок на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, и желает этого.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, на которое возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности (например, собственник ценностей, руководитель музея или библиотеки, организатор выставки).

    Источники


    1. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.

    2. Додонов Большой юридический словарь / Додонов, В.Н. и. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 790 c.

    3. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.
    4. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
    5. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
    Ответственность за невозвращение культурных ценностей на территорию российской федерации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here