Полномочия руководителя следственного органа в судебных процессах

Статья 39. Руководитель следственного органа

1. Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;


2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;

7.1) возбуждать перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

8) продлевать срок предварительного расследования;

9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;

10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 настоящего Кодекса, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 настоящего Кодекса;

11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Кодексом.

3. Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

4. Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

5. Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные настоящей статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета Российской Федерации, руководители следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).

Комментарий к Ст. 39 УПК РФ

1. Согласно определению, содержащемуся в пункте 38.1 статьи 5 УПК, руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Часть пятая комментируемой статьи, развивая это определение, содержит базовый перечень должностных лиц, обладающих процессуальными полномочиями названного участника досудебного производства по уголовным делам, а содержащаяся в ее завершающей части формулировка «руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти)» имеет в виду руководителей трех построенных по вертикальному принципу следственных систем: а) федеральных органов безопасности; б) органов внутренних дел; в) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2. Вышеприведенная формулировка пункта 38.1 статьи 5 УПК страдает существенным логическим изъяном, который заключается в том, что в ней понятия «орган» и «подразделение» отождествляются. Между тем орган (в нашем контексте) — это самостоятельное звено системы следственного ведомства, под юрисдикцией которого находятся строго определенная территория, участок железнодорожного, водного или воздушного пути либо особо охраняемый объект, а подразделение — структурная часть такого звена, относительно обособленная внутри органа по функциональному или какому-либо другому признаку. Именно этот изъян и предопределил такое положение, при котором процессуальный контроль в следственных органах осуществляется состоящим друг с другом в отношениях власти и подчинения многочисленным начальством, вследствие чего он (контроль) уподоблен управлению мотострелковой бригадой, что совершенно чуждо природе юстиции, где понятиям «начальник» и «управление» вообще нет места.

4. Содержащееся в части пятой комментируемой статьи положение, согласно которому председатель Следственного комитета РФ и высшие руководители ведомственных следственных аппаратов устанавливают «объем процессуальных полномочий» руководителей подчиненных им следственных органов, входит в очевидное противоречие с базовым принципом уголовно-процессуального права (часть первая статьи 1 УПК), согласно которому «порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации» (см. наш комментарий к данной норме). Объем процессуальных полномочий участников уголовно-процессуальной деятельности, иначе говоря, их процессуальное положение, — наиважнейшая составляющая такого порядка. Этот объем может быть установлен только УПК. Руководители следственных органов, чье процессуальное положение однозначно, без вариантов определено УПК, могут различаться только законной подследственностью (статья 151 УПК). Участников уголовного судопроизводства, однозначно поименованных в законе (прокурор, следователь, дознаватель, эксперт, свидетель и др.), с различным процессуальным положением не может быть по определению.

Читайте так же:  Какую ответственность несут наследники по долгам наследодателя по ст 1175 гк рф

Между тем Приказом начальника Следственного департамента МВД России от 8 ноября 2011 г. N 58 (Российская газета. 2011. 30 дек.) установлены, как об этом прямо сказано в его преамбуле, «объем и пределы процессуальных полномочий руководителей органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Этим Приказом участники уголовного судопроизводства, однозначно поименованные в статье 39 УПК, ранжированы в своей компетенции по осуществлению процессуального контроля по уголовным делам, находящимся в производстве подчиненных им следователей, их права дифференцированы в зависимости от места, которое они занимают в военизированной иерархии следственного аппарата МВД; причем процессуальные права большинства по сравнению с законными урезаны.

С позиции теории уголовно-процессуального права подобное ведомственное нормотворчество столь же неправомерно, как если бы по усмотрению, например, Председателя Верховного Суда РФ председательствующие в судебном заседании федеральные судьи были наделены различными процессуальными правами в зависимости от их места в вертикали судебной системы (районный судья, областной судья и т.д.), а государственные обвинители в суде по приказу Генерального прокурора РФ разнились бы по своему процессуальному положению в зависимости от своего классного чина. Объем прав и обязанностей (процессуальное положение) участников уголовного судопроизводства, в том числе участников предварительного следствия, — один из краеугольных камней, на которых построен фундамент правосудия по уголовным делам. Представляется, что ведомственной властью, подзаконными нормативными актами этот объем изменен быть не может ни в ту, ни в другую сторону.

5. Как явствует из содержания комментируемой статьи, процессуальные полномочия руководителя следственного органа огромны, всеобъемлющи. В таком объеме они сформировались в результате реформы российской прокуратуры на основе вышеупомянутого Федерального закона от 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (см. комментарий к статье 37 УПК) и включают широчайшие возможности личного участия руководителя следственного органа в производстве предварительного следствия, руководстве по уголовным делам, находящимся в производстве подчиненных следователей, а также надзоре за исполнением федерального законодательства в досудебном производстве.

6. Полновластная в уголовно-процессуальном смысле фигура руководителя ведомственного следственного подразделения — явление чисто российское, в классическую теорию уголовно-процессуальных отношений в демократическом правовом государстве она вписывается плохо. Получается, что надзор за уголовным судопроизводством, т.е. деятельностью, по своей генетической природе юстиционной, осуществляет должностное лицо, принадлежащее исполнительной власти, чиновник, который состоит на той же внесудебной военизированной государственной службе, что и поднадзорный, одет в тот же мундир и связан с поднадзорным отношениями офицерской власти и подчинения, получает свое денежное содержание в одной и той же кассе и личное дело которого находится в одном и том же отделе кадров. Один из таких руководителей — чиновник самостоятельного ведомства полувоенной полиции, другой — контрразведчик, третий — в звании офицера юстиции, но при сыскном ведомстве (МВД), а четвертый — «наркополицейский». Оценку этому явлению, как и частичному разоружению прокуратуры в уголовном процессе, предстоит дать практике, историческому процессу, в котором, как известно, время исчисляется десятилетиями, а то и веками.

Полномочия руководителя следственного органа

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель. Он имеет важные процессуальные полномочия. В целом их можно охарактеризовать как выполнение функции уголовного преследования в форме руководства предварительным следствием. Федеральным Законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» все полномочия по руководству предварительным следствием, которые ранее принадлежали прокурору, переданы руководителю следственного органа. Руководитель следственного органа, поручая производство предварительного следствия нескольким следователям, одновременно принимает процессуальное решение о создании следственной группы.

Руководитель следственного органа вправе давать следователю указания лишь по следующим вопросам:

  • — о направлении расследования;
  • — о производстве отдельных следственных действий;
  • — о привлечении лица в качестве обвиняемого;
  • — об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения;
  • — о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Вместе с тем, указания руководителя следственного органа могут помимо названных вопросов касаться также изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, а также направления дела прокурору или его прекращения. Логически получается, что указания следователю о направлении дела прокурору или о его прекращении как бы выходят за ранее четко очерченные прерогативы руководителя следственного органа, что порождает нежелательные для закона сомнения и неясности. Выход из этого противоречия могло бы дать лишь такое юридическое толкование, при котором названные спорные полномочия охватывались бы понятием направления расследования.

По своему семантическому (общеупотребительному) смыслу направление расследования — это по крайней мере:

Основанием для отстранения следователя от ведения дела в не меньшей (а может быть, и в большей) степени может служить нарушение им норм УПК РФ, Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ и других федеральных законов, так или иначе применяемых при производстве расследования.

На основании п. 11 ч. 1 ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа имеет право возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Однако в законе не сказано, в какой момент руководитель следственного органа может воспользоваться данным правом. Среди его полномочий, перечисленных в настоящей статье, прямо не указано право рассматривать материалы уголовного дела, расследование по которому окончено следователем. Однако это полномочие логически вытекает из смысла этой статьи. А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. Комментарий к уголовно — процессуальному кодексу РФ (постатейный). 2009 г.

К числу иных полномочий руководителя следственного органа относится, в частности, право продлить по ходатайству следователя до 10 суток срок доследственной проверки в стадии возбуждения уголовного дела, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий продлить этот срок до 30 суток.

Уголовный процесс

Руководитель следственного органа

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38 ст. 5 УПК РФ).

Структура следственных подразделений различается в зависимости от их ведомственной подчиненности. К следственным подразделениям относятся следственные комитеты, главные управления, (управления), службы, отделы, иные подразделения, созданные для производства предварительного расследования при Генеральной прокуратуре РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ на основании: ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г.»; Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 23 ноября 1998 г. № 1422; ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 22 февраля 1995 г.; Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» от 28 июля 2004 г. № 976.

Читайте так же:  Ответственность за совращение малолетних по ук рф

Соответственно руководители следственных подразделений указанных органов и их заместители обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ст. 39 УПК. Это необходимо руководителю следственного органа и для реализации своих функций, поскольку уголовно-процессуальным законом он отнесен к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

Процессуальные полномочия руководителя следственного органа, содержащиеся в ст. 39 УПК:

Руководитель следственного органа независимо от ведомственной подчиненности является организатором следственной работы отдела (подразделения). Поэтому помимо процессуальных полномочий, предусмотренных ст. 39 УПК, он имеет и административные полномочия. В частности, начальник следственного подразделения в районном, городском, линейном отделе внутренних дел МВД по должности является заместителем начальника органа внутренних дел и несет ответственность за организацию работы следственного подразделения.

Среди важнейших его обязанностей можно выделить:

К вопросу о некоторых полномочиях руководителя следственного органа

Александров А.С., профессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД РФ, доктор юридических наук.

Круглов И.В., начальник кафедры боевой и физической подготовки Нижегородской академии МВД РФ, кандидат юридических наук.

Кухта А.А., доцент, начальник Новороссийского УВДт, кандидат юридических наук.

Руководитель следственного органа — это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК). Полномочиями руководителя следственного органа, перечисленными в ст. 39 УПК, обладают только должностные лица, перечисленные в ч. 5 ст. 39 УПК.

В результате последних изменений уголовно-процессуального законодательства можно констатировать формирование новой следственной власти, которая имеет функцию производства объективного, полного и всестороннего предварительного расследования. В полномочиях руководителя следственного органа воплощается самостоятельность и независимость следственной власти, вертикаль которой подчинена непосредственно Президенту РФ.

Федеральные законы от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» // РГ. 2007. 8 июня; от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» // РГ. 2007. 9 июня.

Руководитель следственного органа относится к стороне обвинения. Он, соответственно, выполняет функцию уголовного преследования (п. 47 ст. 5 УПК), в частности дает согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о применении к обвиняемому принудительных процессуальных мер, предусмотренных законом. Руководитель следственного органа, пользуясь полномочиями следователя, вправе лично провести расследование по уголовному делу, принятому к своему производству, в полном объеме в форме предварительного следствия или дознания; производить при этом любые следственные действия и принимать процессуальные решения, не согласовывая их ни с кем. Одновременно со всем этим руководитель следственного органа наделен широкими процессуальными полномочиями для контроля и руководства предварительным следствием, а также разрешения спорных вопросов, возникающих между прокурором и следователем. Контроль за действиями следователя, осуществляемый руководством следственной власти (которой перешли многие из бывших надзорных полномочий прокуратуры), выступает важнейшей гарантией законности и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Руководитель следственного органа не вправе возбудить уголовное дело или отказать в возбуждении уголовного дела. Исключение из этого составляет возбуждение дела в порядке, предусмотренном п. п. 1 — 12 ч. 1 ст. 448 УПК. Однако он вправе изъять уголовное дело у следователя своего следственного органа и принять данное дело к своему производству. При принятии к своему производству уголовного дела он обладает всеми правами следователя (или руководителя следственной группы), предусмотренными УПК, т.е. может прекратить данное уголовное дело.

Правилу об отсутствии у руководителя следственного органа полномочий на возбуждение уголовного дела противоречит норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 155 УПК, при буквальном толковании которой получается, что руководитель при поступлении к нему материалов от следователя вправе принимать одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК, в том числе и возбудить уголовное дело.

Руководитель следственного органа уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям. Согласно ч. 2 ст. 163 УПК решение о производстве предварительного следствия следственной группой, об изменении ее состава принимает только руководитель следственного органа.

Руководитель уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления следователя в порядке, установленном ч. 2 ст. 211, ч. 1 ст. 214 УПК. Данный порядок предполагает вынесение специального постановления об отмене постановления следователя с указанием оснований и мотивов принятого решения. Решение об отмене постановления следователя может быть принято руководителем как по собственной инициативе, так и по предложению прокурора, сделанному в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК. Порядок отмены постановления следователя о прекращении уголовного дела по инициативе прокурора регламентирован ч. 1 ст. 214 УПК. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Руководитель следственного органа уполномочен отменять постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела (см. ч. 6 ст. 148 УПК).

В пределах руководимого им следственного органа руководитель следственного органа вправе изымать уголовное дело у любого подчиненного ему следователя, проверять материалы уголовного дела, находящегося в его производстве; передавать УД от одного следователя другому следователю, но с обязательным указанием оснований такой передачи. При этом руководитель следственного органа вправе разрешать споры о территориальной подследственности в пределах своей юрисдикции (ч. 5 ст. 152 УПК). При передаче уголовного дела прокурором от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК руководитель обязан выполнить решение прокурора и выполнить его указания (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК).

Указания руководителя следственного органа, приведенные в п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК, подпадают под действие ч. 3 ст. 39 и, очевидно, под действие ч. 4 ст. 124 УПК. Руководитель следственного органа уполномочен давать следователю указания о производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Эти указания руководителя следственного органа даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Они могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа. Обжалование данных указаний приостанавливает их исполнение.

Видео удалено.
Читайте так же:  Налоговый вычет при покупке квартиры — кто может его получить и как условия и способы оформления
Видео (кликните для воспроизведения).

Указания руководителя следственного органа, касающиеся избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются без судебного решения, также могут быть обжалованы следователем вышестоящему руководителю, однако обжалование не приостанавливает исполнения данных указаний.

Под понятие «определение направления расследования» подпадают и другие указания, о которых, в частности, говорится в п. п. 1, 11 ч. 1 ст. 39 УПК. На данные указания распространяется действие ч. 3 ст. 39 УПК. Решение об изъятии уголовного дела у одного следователя и передаче его другому следователю или прокурору, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК, подпадает под действие ч. 3 ст. 39 УПК.

Руководитель следственного органа уполномочен давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения. Перечень следственных процессуальных и следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, приведен в ст. ст. 29, 165 УПК.

Руководитель следственного органа уполномочен разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы (ч. 1 ст. 67 УПК). Перечень оснований для отвода следователя, но также и руководителя следственного органа несмотря на то, что о нем прямо не сказано, приведен в ст. 61 УПК. Вопрос об отводе или самоотводе самого руководителя следственного органа разрешается вышестоящим руководителем или, следуя логике закона, Генеральным прокурором РФ. Руководитель следственного органа уполномочен отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК. Поскольку форма данного решения законом не предусмотрена, руководитель вправе сделать это в устной форме. Руководитель следственного органа вправе принять решение об отстранении следователя от ведения дела по представлению прокурора (ст. 28 Федерального закона «О прокуратуре РФ»), если следователь не устранил нарушения закона, на которые ему указал прокурор в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК.

Руководитель следственного органа уполномочен отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в том же порядке, в котором отменяются постановления следователя. Решение об отмене постановления нижестоящего руководителя может быть принято руководителем следственного органа как по собственной инициативе, так и по предложению прокурора, реализованному в порядке п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК. Обжалование следователем решений своего руководителя вышестоящему руководителю или прокурору допускается в порядке, указанном в ч. 4 ст. 124 УПК. Однако правовой механизм реализации этого права не предусмотрен. Считаем, что требуется нормативная регламентация данной процедуры.

Соответствующий руководитель следственного органа уполномочен продлевать срок предварительного следствия в порядке, предусмотренном ст. 162 УПК. Руководитель следственного органа уполномочен давать согласие на прекращении производства по уголовному делу (или уголовного преследования) в случаях, предусмотренных законом, в частности ст. ст. 25, 27 ч. 1 п. 3, ст. 28, ст. 427 УПК.

Руководитель следственного органа уполномочен давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК (см. также ч. 6 ст. 37 УПК).

Руководитель следственного органа уполномочен возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Это решение подпадает под действие ч. 3 ст. 39 УПК РФ. К иным полномочиям руководителя следственного органа относится полномочие, предусмотренное ч. 2 ст. 144 УПК. Руководитель следственного органа вправе давать письменные поручения следователю обязательные для исполнения. Согласно ч. 3 ст. 144 УПК руководитель следственного органа вправе в определенных законом случаях продлить по ходатайству следователя срок проверки повода до 10 суток, но также и до 30 суток. Руководитель следственного органа рассматривает постановление, требования, указания, представления прокурора и возражения на них следователя или объяснения и принимать по ним решения (ч. 6 ст. 37, ч. 1 ст. 214, ч. 4 ст. 221 УПК). Руководитель следственного органа своим постановлением принимает решение о восстановлении утраченного уголовного дела (ч. 1 ст. 158.1 УПК).

Полномочия руководителя следственного органа в судебных процессах

На основании п. 11 ч. 1 ком. статьи руководитель СО имеет право возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования. Смотрите об этом ком. к ст. 220.

Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем (ч. 3 ст. 39 УПК РФ). Они могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа, но, как правило, без приостановления их исполнения.

Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. Однако, гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, закон предоставил ему право не только обжаловать все указания руководителю вышестоящего следственного органа, но и не исполнять некоторые из них в случае обжалования. К их числу дей­ствий относятся указания касающиеся изъятия уго­ловного дела и передача его другому следователю, привлечения ли­ца в качестве обвиняемого, классификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства след­ственных действий, которые допускаются только по судебному ре­шению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).

Полномочия руководителя следственного органа

Появление руководителя следственного органа на поле российской уголовной юрисдикции было обусловлено проведенной в 2007 г. реформой органов прокуратуры и предварительного следствия, сопровождающейся изменением соотношения надзорных (прокурорских) и контрольных (ведомственных) полномочий за действиями и решениями следователя (см. федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ и от 3 декабря 2007 г. № 323-ФЗ).Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяет следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу. Назначение следователя в уголовном процессе — осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь и руководитель следственного органа являются субъектами уголовного процесса и отнесены к числу участников со стороны обвинения.

Процессуальный статус руководителя следственного органа в уголовном процессе

Письменные указания руководителя СО обязательны для исполнения следователем (ч. 3 настоящей статьи). Они могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего СО, но, как правило, без приостановления их исполнения. Исключение составляют лишь случаи, когда указания относятся к вопросам, касающимся т.н. процессуальной самостоятельности следователя, его внутреннего убеждения или ограничений конституционных прав личности, а именно: изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.
Vasilenko L.A. Organization of the work of the head of the investigative unit in the system of internal affairs. Krasnodar, 2014.

[2]

Взаимодействие руководителя следственного органа с другими участниками уголовного судопроизводства: следователем и прокурором. Объем и пределы процессуальных полномочий руководителей следственных подразделений при прокуратуре Российской Федерации. Руководитель следственного органа — это новый субъект уголовно-процессуальной деятельности. Он пришел на смену другому субъекту — начальнику следственного отдела — участнику, обладающему значительно меньшим объемом процессуальных полномочий (см. ст. 39 УПК РФ в ред. до 5 июня 2007 г.).

Читайте так же:  Тарифы на воду

Как отмечалось нами выше, понятие «направление расследования», или «направление хода расследования», включает как определение предмета расследования, так и принятие решений о направлении уголовного дела на досудебных стадиях процесса (более подробно об этом см. в § 5 настоящей главы). Руководитель следственного органа вправе давать следователю обязательные для исполнения указания о направлении расследования (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ).

Основная концепция данной реформы, как уже было отмечено выше, заключалась в серьезном разделении полномочий прокурора и органов предварительного следствия. При этом руководитель следственного органа получил в свое ведение практически все контрольные полномочия за подчиненными следователями, которые ранее находились в компетенции прокурора (см. ст. 37 УПК РФ в ред. до 5 июня 2007 г.). Но вместе с тем он сохранил за собой и полномочия существовавшего ранее начальника следственного отдела.

В соответствии с Федеральными законами от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» произошло перераспределение полномочий между руководителем следственного органа и надзирающим прокурором, изменились их взаимоотношения со следователем. Законодатель исключил дублирование участников уголовного процесса друг другом в осуществлении процессуального контроля на предварительном следствии. При этом роль руководителя следственного органа резко возрослаНасонова И. А., Моругина Н. А.

Kolesnikov O.V. Head of the investigative body in the system of the Ministry of the Interior of Russia as a party in criminal proceedings: auth. abstr…. Master of Law. St. Petersburg, 2011.

Руководитель следственного органа

Руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п.

Во введении обосновываются актуальность, степень разработанности темы, определяются цели и задачи исследования, его объект и предмет, методология и эмпирическая база исследования, научная новизна диссертации, ее теоретическая и практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и структуре работы.

Для осуществления контроля за организацией следствия, его сроками, принятия мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия уголовно-процессуальным законом предусмотрено должностное лицо, именуемое руководителем следственного органа (п. 18 ст. 5 и ст. 39 УПК).
Однако, учитывая процессуальную самостоятельность следователя, руководитель следственного органа не должен полностью подменять его при определении направления хода расследования. Руководитель следственного органа лишь контролирует и при необходимости корректирует направление расследования. Если же он намерен полностью взять в свои руки направление хода расследования, то должен принять дело к своему производству (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).

Статья 39 УПК РФ. Руководитель следственного органа (действующая редакция)

Все следователи пользуются при расследовании преступлений равными процессуальными правами и несут одинаковые процессуальные обязанности независимо от их ведомственной принадлежности. Уже давно у нас в стране обсуждается вопрос о создании единого следственного аппарата, который объединил бы «под одной крышей» всех следователей независимо от их ведомственной принадлежности.

В соответствии с Федеральными законами от 5 июня 2007 года N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» произошло перераспределение полномочий между руководителем следственного органа и надзирающим прокурором, изменились их взаимоотношения со следователем. Законодатель исключил дублирование участников уголовного процесса друг другом в осуществлении процессуального контроля на предварительном следствии. При этом роль руководителя следственного органа резко возросла.

Увеличение полномочий руководителя следственного органа направлено на обеспечение законности в деятельности органов предварительного следствия, имеет своей целью недопущение нарушений закона, прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

Теоретическая значимость результатов исследования. Исследование призвано внести необходимую теоретическую ясность в определение системы и взаимосвязи процессуальных полномочий, реализуемых руководителем следственного органа в свете законодательных новелл 2007 — 2012 гг. Результаты исследования и сформулированные в нем предложения теоретического, нормативного и организационного характера послужат дополнительным импульсом к развитию теоретического осмысления проблемных вопросов по созданию единого независимого федерального органа расследований как необходимого элемента продолжения судебно-правовой реформы в Российской Федерации.

Судебная практика по статье 39 УПК РФ:

Следует отметить, что в литературе высказывались предложения, как об ограничении полномочий руководителя следственного органа лишь организационными возможностями, так и об увеличении процессуальных полномочий. Однако, несмотря на то, что сочетание и чрезмерная концентрация организационных и процессуальных полномочий у одних субъектов чревата опасностью подчинения процессуальных интересов ведомственным, законодатель в большей мере усилил процессуальные полномочия руководителя следственного органа за счет передачи ему части полномочий прокурора для процессуального контроля за расследованием.

Выводы и предложения автора могут быть использованы в процессе совершенствования уголовно-процессуального законодательства, при подготовке руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в ведомственном нормативном регулировании, в учебном процессе.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем.

См. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Ряд полномочий руководителя следственного органа конкретизирован в приказе Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г.
Morugina N.A. Head of the investigative body as a party in criminal proceedings for the prosecution: auth. abstr. … Master of Law. Moscow, 2010.

Следует отметить, что в связи с изменениями уголовно-процессуального законодательства, а также в целях упорядочения процессуального контроля за расследованием преступлений, обеспечения строгого соблюдения законности и прав граждан, приказом заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации – начальника Следственного комитета при МВД России за № 10 от 2 марта 2009 г. «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов» отдельным руководителям в Следственном комитете при МВД России, следственных частях при главных управлениях МВД России по федеральным округам, главных следственных управлениях, следственных управлениях при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, следственных управлениях при управлениях внутренних дел по административным округам г. По делу не установлено, в какой момент причинена закрытая черепно-мозговая травма, в квартире или при сбрасывании с моста Ссылается на нарушения уголовно-процессуального закона в ходе предварительного следствия, в частности, требований ст.

Читайте так же:  Срок выплаты алиментов после зарплаты

Полномочия руководителя следственного органа в судебных процессах

Правосудие в РФ осуществляется через различные государственные структуры. Одной из них является следственный орган, который занимается производством уголовных дел и расследованием преступлений различной степени тяжести. В этой статье мы поговорим о том, в чем заключаются полномочия руководителя следственного органа.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Что такое следственный орган

Данная структура входит в централизованную систему Следственного комитета РФ. Он разделен по субъектам страны, районам, городам и т.д. В обязанности этих государственных организаций входят расследование преступлений различной степени тяжести и установление личностей правонарушителей.

При этом сотрудники ведомства обязаны гарантировать всем участникам уголовных процессов соблюдение их прав и свобод, которые обеспечены им Конституцией РФ и прочими нормативными правовыми актами.

[1]

Однако эти органы не являются контролирующими и не имеют права разрешать гражданско-правовые или административные споры. Также в их функции не входит надзор за деятельностью прочих структур. Поэтому туда не следует обращаться с жалобами на бездействие сотрудников из других органов или ненадлежащее исполнение ими своих непосредственных обязанностей.

Подведомственность органа

Все следственные органы входят в состав Следственного комитета РФ. Это федеральный орган, который осуществляет свои полномочия в области уголовного судопроизводства, согласно законодательству РФ.

В функции СК РФ входят:

[3]

  • доследственная проверка по преступлениям, сообщения о которых поступают туда;
  • предварительное следствие по правонарушениям;
  • криминалистическое сопровождение расследований злодеяний;
  • судебно-экспертная деятельность;
  • контроль над процессом, проверка деятельности следственных органов и т.д.

Кто такой руководитель следственного органа

Руководитель следственного органа уполномочен контролировать работу всего учреждения и управлять расследованиями всех преступлений. Это должностное лицо, которое возглавляет данное ведомство, как и его заместитель, в соответствии с п. 18 ст. 5 УПК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 39 УПК РФ, руководитель следственного органа обязан осуществлять определенные функции по производству по различным правонарушениям. Ниже мы поговорим подробнее о том, какими правами и обязанностями он обладает. Его полномочия перечислены в ст. 39 и 163 УПК РФ.

Какими полномочиями наделен руководитель следственного органа

В полномочия руководителя следственного органа входят следующие действия:

  • поручать расследование по различным правонарушениям следователю или нескольким из них;
  • забирать дело у следователя и передавать другому, но с обязательными разъяснениями причин принятия подобного решения;
  • участвовать в создании следственной группы и изменять ее;
  • отменять решения следователя по прекращению расследования, если они не были обоснованы законодательно;
  • подавать ходатайства на имя прокурора на противоправные решения следователя.

Следователь и руководитель следственного органа — два должностных лица, которые сталкиваются с преступлениями различного типа. Они оба должны обеспечивать при этом все права участникам процесса, как потерпевшему, так и подозреваемому в совершении деяния.

В судебных процессах

Когда дело попадает в суд, начальник следственного органа должен продолжать осуществлять контроль над действиями следователей, которые продолжают свою работу над окончанием расследования или подготовки доказательной базы.

Он также рассматривает постановления прокуроров и частные определения судов, содержащие нарушения норм УПК РФ, если таковые имели место, а также жалобы на действия его сотрудников в ходе предварительного следствия. В соответствии с этим он принимает меры по устранению недостатков работы его структуры.

Обязанности руководителя следственного органа

Процессуальные статусы следователя и руководителя следственного органа совершенно различны. Поэтому и его обязанности отличаются от тех, которые накладываются на его сотрудников. В них входят:

  • проверять материалы уголовного дела;
  • давать указания своим сотрудникам о ходе проведения расследования, производстве отдельных следственных действий;
  • принимать решения о задержании подозреваемых в совершении правонарушения и избрании меры пресечения для них;
  • квалифицировать преступления и устанавливать объем обвинения;
  • осуществлять проверку соответствия работы следователя УПК РФ, сроков проведения следствия;
  • обеспечивать соблюдение прав всех участников дела.

Ответственность за неисполнение обязанностей

Если руководитель данного ведомства не выполняет свои обязанности или ничего не предпринимает по какому-либо делу, он будет отвечать по ст. 293 УК РФ, которая трактует такое преступление со стороны должностных лиц как халатность.

По данной статье могут быть назначены такие наказания, как штраф, исправительные или обязательные работы, арест, запрет на занятие некоторых должностей или осуществление некоторых видов деятельности.

Как и куда можно пожаловаться

Если вы хотите пожаловаться на начальника этого ведомства, следует обратиться в центральный аппарат СК РФ. Для этого нужно либо записаться на прием к начальнику главного управления СК РФ, либо подать жалобу в приемную, либо отправить ее заказным письмом.

Следует составлять жалобу на руководителя следственного органа по образцу и указывать в ней суть претензии с детальным описанием противоправных действий или бездействия должностных лиц.

Заключение

Следственный орган занимается расследованием преступлений различной степени тяжести, но не осуществляет контроль за прочими правоохранительными структурами. Процессуальное положение руководителя следственного органа включает контроль деятельности своих сотрудников и проверку соответствия ее действующим законодательным актам РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Источники


  1. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.

  2. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.

  3. Рогожин Н. А. Арбитражный процесс; Юстицинформ — Москва, 2012. — 240 c.
  4. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
  5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный); Юркомпани — М., 2012. — 520 c.
Полномочия руководителя следственного органа в судебных процессах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here