Проверки по охране труда

Как подготовиться к проверке по охране труда: взгляд инспектора

Как подготовиться к проверке по охране труда: взгляд инспектора

Андрей КРИНИЦЫН,главный государственный инспектор по правовым вопросам в Республике Бурятия

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с проверкой по охране труда со стороны ГИТ. У каждого инспектора своя схема контрольных мероприятий, в которой он учитывает особенности предприятия. Но есть и общие принципы, которых придерживаются все проверяющие. Взгляните на проверку работодателя глазами инспектора ГИТ.

арушения в охране труда есть у всех организаций. А скрывать их от инспекторов ГИТ — дело почти безнадежное. Лучше спокойно признать ошибки и постараться их исправить до конца проверки. В этой статье найдете примеры из практики проверок, советы работодателям, как избежать претензий со стороны инспекторов. Вы узнаете, как проверяющие выбирают документы, на что обращают внимание в первую очередь, как принимают решения.

Какие недостатки заметит инспектор при осмотре территории

Итак, инспектор у вас на территории. Он еще не попросил ни одного документа, но уже оценивает, как обстоят дела с охраной труда. Проверяющий обратит внимание:

· на места ремонта без ограждения и предупреждающих знаков;

· открытые канализационные люки;

· неосвещенную территорию предприятия;

· отсутствие дорожной разметки и знаков на территории;

· комплектацию пожарных щитов;

· работников без СИЗ.

Опытный инспектор запомнит или запишет увиденные нарушения. Позже он обязательно задаст неудобные вопросы руководителю или специалисту по охране труда.

Реальная история.Инспектор пришел на плановую проверку в автотранспортное предприятие. По пути в административное здание он заметил, что возле открытого канализационного люка находятся двое рабочих. Один из них начал спускаться вниз без средств защиты. Место работы не огорожено. Инспектор взял на заметку этот момент и решил выяснить, как оформлены эти работы. Оказалось, что наряд-допуск не оформлен, работодатель не выдал каски, предохранительные пояса, противогазы и газоанализатор. Инспектор запросил у работодателя документы о выдаче СИЗ остальным работникам предприятия. Так он выяснил, что шести сотрудникам положенные средства защиты вообще не выдают.

Только за это нарушение инспектор оштрафовал работодателя на 780 000 рублей, а руководителю организации выписал штраф — 30 000 рублей.

Совет работодателю.Назначьте ответственного сотрудника, который перед проверкой осмотрит территорию предприятия. Сделайте это заранее, чтобы было время устранить все недочеты.

КОММЕНТАРИЙ

Инспектор соберет информацию о предприятии заблаговременно

Инспектору порой даже не нужно заходить на предприятие, чтобы увидеть нарушения, особенно в строительстве. Современные технологии позволяют сделать это не выходя из кабинета. Накануне проверки он может воспользоваться видеокамерами общего доступа, которые есть на строящихся объектах. Видео с них в режиме реального времени можно посмотреть в Интернете. Получить представление о потенциальном объекте проверки помогут инспектору и новостные сюжеты. Поэтому, о некоторых нарушениях инспектор может узнать, даже не заходя на территорию.

Что заинтересует инспектора на территории предприятия

· Не обеспечена безопасность на скользких поверхностях: отсутствует резиновый коврик на ступенях и предупреждающий знак

· Не обеспечено надлежащее содержание зданий: не расчищена крыша, нависают снег и сосульки

· Отсутствует разметка для погрузчиков на складе

· Не освещена территория

· Частично отсутствует дорожная разметка, нет знаков ограничения скорости движения транспорта

· Ремонтные работы ведут без соблюдения требований безопасности: котлован не огорожен, отсутствует предупреждающий знак

· Сотрудники работают без СИЗ

· Не укомплектован пожарный щит

· Отсутствует предупреждающий знак, обязательный для объектов с высоким электрическим напряжением

Важно

1 марта 2017 года вступит в силу ГОСТ 12.0.004–2015, которым утверждены новые формы журналов инструктажей по охране труда

Одного взгляда на документы для инспектора достаточно, чтобы понять, есть в них нарушения или нет. У инспектора возникнут подозрения, если:

· журнал регистрации вводного инструктажа выглядит как новый, а судя по дате, когда его завели, журналу не один год;

· в одном из журналов инструктажей вырваны страницы;

· с одним и тем же работником часто проводят внеплановый инструктаж;

· в протоколах проверки знаний по охране труда работников указан разный состав комиссии, которая принимала экзамен;

· даты повторных инструктажей не соответствуют положенным срокам;

· сведения о выданных СИЗ не соответствуют данным из личных карточек работников.

Чтобы выяснить, вовремя ли проводятся инструктажи, инспектор сравнит дату вводного инструктажа сотрудника с датой его приема на работу. Если даты не совпадают, проверяющий зафиксирует нарушение и с большой вероятностью продолжит изучать информацию в этом направлении. Следующим шагом будет проверка журнала инструктажа на рабочем месте. Между первичным и повторным инструктажем работника должно пройти не более шести месяцев. Затем инспектор попросит протоколы проверки знаний работников. Он обратит внимание на состав комиссии, а также потребует удостоверения членов комиссии. Они должны пройти обучение в учебном центре.

Реальная история.Во время плановой проверки инспектор уточнил у специалиста по охране труда, где проходят обучение сотрудники организации. Специалист пояснил, что в организации есть своя комиссия по проверке знаний охраны труда и предъявил приказ о формировании комиссии. Тогда проверяющий запросил удостоверения по охране труда членов комиссии. Выяснилось, что ни один из них не проходил обучение в обучающей организации. Это нарушение пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда (утв. постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29). За это инспектор оштрафовал работодателя на 50 000 рублей.

Читайте так же:  Раздел имущества супругов в браке с учетом правового режима собственности

Даже внешне идеально заполненные документы могут содержать ошибки, которые инспектор не упустит.

Реальная история.Во время проверки инспектор обратил внимание, что карточки учета выдачи СИЗ выглядят как новенькие и заполнены по всем графам без нареканий. Но при выборочной проверке инспектор отметил явное несоответствие размеров выдаваемой спецодежды одному из работников. Проверяющий запросил бухгалтерскую документацию на приобретенные СИЗ. Оказалось, спецодежду закупили три года назад, причем в гораздо меньших объемах, чем требовалось: два халата на 50 рабочих. Работодатель понял, что его попытки скрыть нарушения, обнаружены. Он срочно закупил СИЗ, выдал всем рабочим до окончания проверки. Инспектор не стал оформлять предписание.

Совет работодателю.Правильно заполняйте документы по охране труда: даты проведения инструктажей, протоколов проверки знаний и др. Иначе инспектор ГИТ, заметив одно-единственное несоответствие в документе, может выявить много других нарушений и оштрафовать компанию на крупную сумму.

КОММЕНТАРИЙ

Как подготовиться к проверке по охране труда: взгляд инспектора

Андрей КРИНИЦЫН,главный государственный инспектор по правовым вопросам в Республике Бурятия

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с проверкой по охране труда со стороны ГИТ. У каждого инспектора своя схема контрольных мероприятий, в которой он учитывает особенности предприятия. Но есть и общие принципы, которых придерживаются все проверяющие. Взгляните на проверку работодателя глазами инспектора ГИТ.

арушения в охране труда есть у всех организаций. А скрывать их от инспекторов ГИТ — дело почти безнадежное. Лучше спокойно признать ошибки и постараться их исправить до конца проверки. В этой статье найдете примеры из практики проверок, советы работодателям, как избежать претензий со стороны инспекторов. Вы узнаете, как проверяющие выбирают документы, на что обращают внимание в первую очередь, как принимают решения.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Систему охраны труда будут проверять по новым правилам

Что случилось?

Роструд своим приказом от 21 марта 2019 г. № 77 утвердил новые Методические рекомендации по проверке системы охраны труда у работодателей. Документ является обязательным для использования государственными инспекторами труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей в связи с несчастными случаями на производстве. В нем, в частности, есть:

  • Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в организации или у ИП;
  • Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда при проведении расследования несчастного случая;
  • Порядок заполнения акта о расследовании группового несчастного случая (тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом) по форме 4;
  • Меры инспекторского реагирования при выявлении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В приложении к приказу содержится блок-схема последовательного рассмотрения комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, формирующих систему управления охраной труда работодателя.

Как будут проходить проверки по охране труда

Приказом Роструда предусмотрено, что внеплановая проверка работодателя должна быть разделена на два этапа:

  • проверку документов системы управления охраной труда (СУОТ);
  • проверку непосредственно рабочих мест.

В ходе проверки документов СУОТ инспекторы ГИТ изучат локальные нормативные акты работодателя и иные документы (журналы, акты, реестры и другое), подтверждающие соответствие СУОТ требованиям законодательства. Во время проверки рабочих мест инспекторы проверят, насколько они соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, а также как на практике реализуются процедуры СУОТ, касающиеся:

  • самих рабочих мест;
  • оборудования, которое используют работники;
  • транспортных средств;
  • территории организации;
  • зданий и сооружений;
  • производственных и технологических процессов.

Если в организации действует комитет (комиссия) по охране труда, проведение проверки может быть оформлено протоколом заседания, на котором рассматривались необходимые для анализа материалы. Также проверяющие ознакомятся с:

  • результатами специальной оценки условий труда;
  • статистикой производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • материалами расследования несчастных случаев (анализом их причин);
  • предписаниями органов государственного надзора (контроля);
  • актами проводимого в организации контроля.

Если речь идет о проверке по факту несчастного случая на производстве и составлении соответствующего акта по форме 4 (Приложение N 1 к Постановлению N 73), то Роструд обязал включать в него такие сведения:

  • наличие в организации процедуры контроля состояния здоровья работников;
  • наличие уполномоченного лица, назначенного работодателем ответственным за осуществление контроля состояния здоровья работников;
  • прохождение пострадавшим обязательных медицинских осмотров (обследований) в соответствии с требованиями статьи 213 ТК РФ ;
  • прохождение пострадавшим психиатрического освидетельствования (при наличии показаний);
  • прохождение пострадавшим предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров;
  • график сменности (при наличии);
  • продолжительность рабочей смены пострадавшего (в соответствии с трудовым договором);
  • основная причина временной нетрудоспособности работника по листам нетрудоспособности в течение 12 месяцев, предшествующих происшествию;
  • наличие психоэмоциональной нагрузки при выполнении трудовых обязанностей, связанной непосредственно с выполнением работы (постоянный контакт с людьми, диспетчеризация процессов, монотонный труд и т.п.);
  • предоставление работнику регламентированных перерывов в течение рабочего дня/смены;
  • наличие у организации задолженности перед пострадавшим по отпуску за последние 3 года.

По результатам проверки в соответствии с новой методичкой, проверяющие могут:

  • выдать работодателю предписание об устранении нарушений;
  • привлечь организацию и ее должностных лиц к административной ответственности.

Как подготовиться к проверке по охране труда?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Профессионально и быстро подготовим организацию к проведению проверок по охране труда.

Читайте так же:  В какие дни можно подать на развод в загс и суд

Сроки и стоимость определяются объемом необходимых работ.

Общие сведения проведения проверок.

Проверки по охране труда на предприятиях и в организациях проводятся государственной инспекцией по труду. В некоторых случаях проверки также возможны и со стороны прокуратуры, Ростехнадзора или Роспотребнадзора.

По форме проведения они разделяются на плановые и внеплановые проверки. Узнать о проведении плановой проверки можно в утвержденном плане проверок, располагающемся в сети интернет на сайте Генпрокуратуры — ФГИС «Единый реестр проверок». Такие проверки проводятся с частотой 1 раз в три года.

Сложнее обстоят дела с внеплановыми проверками, которые могут проводиться на предприятии гораздо чаще и зависеть от периодичности поступления жалоб в инспекцию по труду от сотрудников данного предприятия. Также проведение внеплановых проверок возможно при расследовании несчастных случаев на производстве или по распоряжению надзорных органов. Еще одним поводом для проведения внеплановой проверки может стать контроль исполнения предписаний, выданных организации в ходе предшествующей проверки, утвержденной по графику.

Чем регламентируются проверки по охране труда?

Проверка проводится согласно Закону №294-ФЗ, который также регламентирует и сроки проведения проверок на предприятии. Опираясь на содержание вышеуказанного закона, продолжительность проверки не превышает установленный срок в 20 рабочих дней. В ряде случаев возможны исключения. Она может быть продлена, но не более чем на 20 дней (например, в случае проведения дополнительных анализов или исследований).

Результаты проверки оформляются в виде акта, один экземпляр которого в обязательном порядке предоставляется руководителю предприятия или его представителю.

Важным является то, что основанием для проведения проверки выступает приказ, в котором отображаются предмет и объект проверки. На их основании инспектором и будет запрошена документация. Не относящаяся к предмету проверки документация, согласно статьи 20 вышеуказанного закона, проверяемой организацией не предоставляется.

[2]

Проверки могут быть как выездными, так и документарными. Законодательным основанием для проведения проверок по охране труда в первую очередь является соблюдение работодателем трудовых отношений согласно. Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 г.

Перечень необходимых документов по охране труда, запрашиваемых в ходе документарной проверки.

Как и в ходе любой другой проверки, контролирующими организациями, в ходе проверки по охране труда может быть запрошен перечень документов, разработанных предприятием в данной области. Основными документами, касающимися сферы организации системы охраны труда на предприятия, и которые могут быть запрошены в ходе проверки, являются:

Это только примерный перечень самых основных документов, которые должны быть в наличии на предприятии для соблюдения требований законодательства в области охраны труда. Также не стоит забывать и то, что разработка на предприятии документации по охране труда в первую очередь будет зависеть от его рода деятельности.

Основные этапы подготовки к проверке.

Для того чтобы эффективно подготовиться к проверке по охране труда, первоначально следует уточнить сроки проведения проверки на вашем предприятии. Их можно найти в сети интернет и начать подготовку, по возможности, заблаговременно.

Следующим шагом к успешному прохождению проверки на предприятии является проведение аудита системы охраны труда. Аудит позволит выявить ошибки при ведении документации по охране труда, нехватку каких-либо разрабатываемых предприятием документов, приказов или инструкций, а также законодательных актов в составе перечня необходимой литературы. Кроме того, предприятие получит список рекомендаций по устранению выявленных недочетов и нарушений. Аудит можно доверить штатному специалисту, но зачастую эффективнее будет обратиться к профессионалам специализированных коммерческих организаций.

После получения всех необходимых рекомендаций стоит приступить к формированию необходимо пакета документов на предприятии, требуемого законодательно.

Еще одним важным моментом является разработка и изготовление на предприятии знаков безопасности и маркировки, на наличие которых также может быть обращено внимание проверяющих инспекторов при выездной проверке. Также при выездной проверке может быть проверено использование работниками СИЗ и спецодежды, порядок на рабочих местах и подступы к ним, наличие ограждений, заземление электродвигателей и т.п.

Сведения об ответственности при возможных нарушениях.

Не стоит забывать, что правильно организованная система охраны труда на предприятии в первую очередь позволяет сохранить здоровье и жизнь работников. Возникающие нарушения законодательства или внештатные ситуации, среди которых могут быть и несчастные случаи, влекут наложение не только административной, но также и уголовной ответственности.

Например, нарушения, связанные с трудовым законодательством, отражены в статье 5.27 Копа, некоторые нарушения по которой могут сопровождаться для предприятий штрафом в размере до 100 тысяч рублей. Нарушения уголовного кодекса могут сопровождаться не только взысканием штрафов, но также и лишением свободы.

Проверка организации по охране труда

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе и требований охраны труда (ОТ) – важная составляющая в процессе обеспечения работодателем достойных и безопасных условий труда. Осуществляет этот надзор Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы – Государственные инспекции труда (далее – ГИТ). Права и обязанности госинспекции, а также порядок проведения проверок по ОТ организаций изложены в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012г. № 875.

Рассмотрим подробно процесс проведения проверки государственной инспекцией труда требований, предъявляемые к работодателю.

Какие бывают проверки

Проверки могут быть, как узконаправленными, так и комплексными, при которых проверяется соблюдение требований законодательства в нескольких областях. К таким проверкам привлекаются несколько государственных органов, уполномоченных на осуществление надзора и контроля, например: МЧС, Налоговая инспекция и т.д.

Проверки организации по соблюдению законодательства о труде также могут проходить с привлечением таких госорганов, как Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Генпрокуратура РФ.

Читайте так же:  Нужна ли лицензия на оказание юридических услуг

Проверки могут быть выездные и документарные. При документарных проверках руководитель или уполномоченное им лицо предоставляет запрашиваемый пакет документов непосредственно в надзорный орган, при выездных проверяющие посещают саму организацию.

Проверки предприятий могут плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым сводным графиком на год, который размещается на сайте Генпрокуратуры. В этом графике указывается вид проверки (документарная или выездная), область проверки (или несколько) и принимающие в ней участия надзорные органы.

Плановые проверки могут проводиться не раньше 3 лет с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления соответствующего органа исполнительной власти о начале отдельного вида деятельности. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 года, за исключением некоторых сфер деятельности (например: здравоохранение, образование, теплоснабжение, электроэнергетика и т.д.).

Проверяющие органы обязаны уведомить о начале проверки минимум за 3 рабочих дня.

Внеплановые проверки

Основанием для внеплановой проверки по ОТ может служить:

  • окончание срока исполнения предписания, ранее выданного ГИТ;
  • обращения граждан, юридических лиц, ИП или информация от органов исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях требований законодательства, которые могут причинить вред жизни и здоровью работников;
  • поданных и зарегистрированных в установленном порядке жалоб о нарушении прав работников;
  • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ (распоряжение) руководителя ГИТ в связи с поручением Президента, Правительства РФ или требованием Прокуратуры.

Правила проведения проверки

Проверки соблюдения ТК РФ, ратифицированных конвенций Международной организации труда и других нормативных актов по охране труда проводятся на основании вышеупомянутого Положения и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ.

Нюансы, о которых необходимо знать при проверке по ОТ:

  • основанием для проведения проверки является приказ (распоряжение) руководителя ГИТ;
  • срок проведения проверки не может составлять более 20 рабочих дней (для малых предприятий – 50 часов, для микропредприятий – 15 часов), но в особых условиях (при проведении сложных исследований и экспертиз) может быть продлён на этот же срок;
  • при проверке обязательно должен присутствовать уполномоченный представитель работодателя;
  • во время проведения проверки инспектору должен быть предоставлен беспрепятственный доступ на территорию, в помещения предприятия, к оборудованию и запрашиваемой документации в рамках предмета проверки.

[1]

По результат проверки составляется акт о выявленных нарушениях со ссылками на нормативные требования. Акт составляется в двух или более экземплярах и подписывается представителем каждой стороны, участвующей в проверке: работодателем, ГИТ и другими надзорными органами. Каждая из сторон получает свой экземпляр акта. На его основании составляется предписание по устранению выявленных нарушений с указанием сроков. Возможна подача в суд представления о приостановке деятельности на срок до 90 дней.

Ограничение прав инспектора труда

При проведении проверки по ОТ на ГИТ налагаются и некоторые ограничения. Инспектор не вправе:

  • приступать к проверке без предъявления приказа (распоряжения) руководителя ГИТ;
  • проводить проверку соблюдения требований ОТ вне предмета проверки, указанного в сводном графике проверок, извещении и (или) приказе руководителя ГИТ;
  • проводить проверку выполнения требований нормативных документов СССР и РСФСР, также документов, не являющихся обязательными к исполнению.

Следует отметить, что при расследовании несчастных случаем с участием в комиссии госинспектора, проверка может проводиться только в аспектах, связанных с обстоятельствами именного этого несчастного случая.

Обжалование предписания инспектора

Если работодатель или его представитель не согласен с результатами проверки он в праве обжаловать это решение в суде. Основанием для признания результатов недействительными является проведение проверки с нарушениями законодательства. Как правило, такими нарушениями являются непредоставление распорядительного документа ГИТ и (или) проведение проверки с несоблюдением условий, указанных в этом документе (предмет проверки, срок и т.д.).

Что требуют от работодателя

Обязанности работодателя в области ОТ отражены в ТК РФ (Раздел Х. Охрана труда), Федеральных законах «Об основах охраны труда в РФ», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О специальной оценке условий труда» и других нормативных правовых актов. Основными из них являются:

  • оформление должным образом трудовых отношений (заключение трудового договора);
  • организация и обеспечение функционирование системы управления охраной труда;
  • проведение специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (МО) и психосвидетельствований работников;
  • организация и проведение обучения по охране труда всех работников (в том числе, и проведение инструктажей);
  • организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, если таковое необходимо при выполнении трудовых обязанностей (в соответствии с требования нормативных документов);
  • обеспечение и учёт выдачи работникам сертифицированных спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами;
  • обеспечение безопасных условий труда работников;
  • контроль за соблюдением требований ОТ на рабочих местах;
  • разработка и ведение необходимой документации по ОТ (инструкций, положений и т.д.);
  • наличие комплекта нормативно-правовых актов, содержащих требования ОТ с учётом специфики деятельности компании;
  • соцстахование работников от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • санитарно-бытовое обеспечение;
  • недопуск к работе непрошедших обучение и медосмотр.

Перечень документов, запрашиваемых при проверке

Как правило, госинспектор проверяет наличие и правильность следующих документов:

  • коллективный договор;
  • документы, подтверждающие прохождение требуемого обучения (протоколы и удостоверения, журналы при необходимости; при внутреннем обучении рабочих ещё и программы обучения);
  • инструкции по ОТ, журнал учёта инструкций и журнал выдачи инструкций по ОТ;
  • программы проведения инструктажей и журналы регистрации проведения инструктажей (вводного и на рабочем месте);
  • приказы о назначении ответственных за ОТ, положения (о службе ОТ, об организации работ повышенной опасности и т.д.), порядок производства работа, технологические карты, наряды-допуски и другая локальная документация;
  • документы установленной формы, подтверждающие прохождение МО и психиатрических освидетельствований;
  • документы по учёту выдачи СИЗ и сертификаты соответствия на них;
  • документация по проведению СОУТ;
  • акты о результатах внутренних проверок по ОТ;
  • документы, подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ (в соответствии с профстандартом);
  • документация по проверкам и испытаниям оборудования, инструмента и средств защиты.
Читайте так же:  Административная ответственность за неуплату алиментов

Стоит отметить, что перечень запрашиваемых документов в зависимости от целей проверки может быть расширен кадровыми и бухгалтерскими, такими как: трудовые договора с сотрудниками, должностные инструкции, табели учёта рабочего времени и ведомости по оплате труда, документы, подтверждающие их квалификацию (дипломы, свидетельства) и т.д.

Как подготовиться к проверке

Чтобы проверка пришла с минимум замечаний необходимо организовать выше перечисленные работы по ОТ и привести в надлежащий вид необходимую документацию. Основными направлениями работы, на которые в первую очередь стоит обратить внимание (за непроведение которых самые большие штрафы):

  • специальная оценка условий труда;
  • медосмотры и психосвидетельствования;
  • обеспечение спецодеждой и другими СИЗ;
  • обучение и инструктажи.

Для этого необходимо:

  • заключить договор с организаций, проводящей СОУТ, составить график и начать работы в этом направлении;
  • определить перечень должностей, подлежащих МО, заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию, и отправить сотрудников на осмотр;
  • закупить и выдать необходимые СИЗ;
  • организовать проведение инструктажей с регистрацией в соответствующем журнале, обучения рабочих по ОТ (при необходимости обратиться в учебный центр);
  • организовать обучение руководителей и специалистов в учебном центре.

Обучение сотрудников

Отсутствие необходимого обучения у сотрудников (допуск к работе необученных) – одно из самых распространённых нарушений, а с учётом суммирования штрафом за каждого сотрудника ещё и самое «дорогостоящее». Для того, чтобы прикрыться с этой стороны стоит обратиться в учебный центр по следующим основным направлениям:

  • охрана труда для руководителей и специалистов;
  • охрана труда для членов аттестационных комиссий (при реализации внутреннего обучения рабочих по ОТ);
  • профессиональная переподготовка специалиста по ОТ (при отсутствии соответствующего образования);
  • пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных;
  • электробезопасность (для руководителей и рабочих);
  • работа на высоте (для руководителей и рабочих);
  • рабочие специальности (по профессиям и по видам выполняемых работ);
  • другие виды обучения, необходимые для организации и проведения определённых видов работ.

Консультант по охране труда. Выпуск №18 — Чего ждать от проверки государственной инспекции труда?

В работе каждого из нас есть одна вещь, при мысли о которой невольно напрягаются даже самые опытные и законопослушные работники — это ПРОВЕРКА. В частности, проверка государственной инспекции труда. Да, что и говорить, отношение российского человека к инспекторам, как к людям значимым и где-то даже всемогущим закладывается в нас со школьной скамьи. Не случайно столь острые реакции у общественности до сих пор вызывают современные постановки Гоголевского «Ревизора», демонстрирующие страх перед проверяющим, присущий людям вне зависимости от времени и места их проживания.

Но так ли страшен черт, как его малюют? И стоит ли страшиться грядущей проверки сегодня, когда полномочия проверяющих строго регламентированы законом и соответствующим административным регламентом, и когда любой предприниматель на вполне законных основаниях может оспорить результаты проверки госинспектора?

[3]

Полагаем, что нет. Главное в этом деле – знать свои права. Итак, прежде всего, следует понимать, когда стоит ожидать визита представителя госинспекции по труду.

Ответ на данный вопрос содержится в Федеральном законе N 294-ФЗ, который так и называется «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности в ст. 9 и 10 данного нормативного правового акта содержат перечень оснований для проведения плановой или внеплановой проверки.

Так под плановую проверку можно попасть, если прошло три года со дня государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации юридического лица; или прошло три года со дня окончания последней плановой проверки; или прошло три года с начала фактического ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности. При этом в большинстве случаев плановые проверки должны проводиться не чаще чем один раз в три года.

Однако законом закреплен перечень сфер деятельности, требующих особенного отношения со стороны контрольно-ревизионных органов. В таких организациях проверки могут проводиться чаще, чем раз в три года. Это организации, работающие в сфере образования, здравоохранения, социальной сфере, теплоснабжении, энергосбережении и некоторых других. Перечень таких — требующих особого внимания государства, сфер деятельности, закрепляется соответствующим нормативным актом Правительства Российской Федерации. Кроме того, под пристальное внимание госинспекции могут попасть также и организации, чья деятельность или используемые ими производственные объекты относятся к определенной категории риска или повышенной опасности (ст.9 Федерального закона N 294-ФЗ).

Сама процедура включения предприятия в годовой план проверки достаточно сложна и весьма продолжительна, но что самое важное – включение организации в план проверок требует обязательного согласования с прокуратурой РФ. И именно на Генпрокуратуру РФ возложена обязанность по формированию сводного плана проверок на будущий год. Более того, на сайте Генеральной прокуратуры РФ genproc.gov.ru ежегодно публикуется сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (всех проверок, кроме налоговых). По ссылке с главной страницы можно перейти на страницу Единого Реестра Проверок, на которой размещён сервис поиска по утверждённому ежегодному сводному плану проведения плановых проверок и результатам проведения внеплановых проверок.

Помимо этого информация о запланированных проверках такого контрольно-надзорного органа как госинспекция по труду размещается на официальных сайтах инспекций труда соответствующих регионов.

Читайте так же:  Какие льготы полагаются ветеранам боевых действий за услуги жкх

Таким образом, предусмотрительный руководитель организации или же грамотный сотрудник ответственного подразделения всегда может узнать о запланированной неналоговой проверке организации заблаговременно, воспользовавшись соответствующим сервисом Генпрокуратуры или других госорганов.

Также не стоит забывать, что на органы государственного и муниципального контроля возложена обязанность предупреждать руководителя организации о предстоящей проверке минимум за три рабочих дня до ее начала. В случае же, если такое предупреждение было сделано несвоевременно или вообще не было сделано, руководитель организации имеет все основания для обращения в вышестоящий орган госконтроля (надзора) или в суд с заявлением об отмене результатов такой проверки. Поскольку результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения организацией обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации (ст.20 Федерального закона N 294-ФЗ).

Стоит отметить, что сказанное касается не только сроков уведомления, но и ряда других процедур и требований, указанных все в той же 20 статье 294 Федерального закона.

Теперь, что касается внеплановой проверки. Под внеплановую проверку предприниматели и организации различных видов деятельности могут попасть также по строго закрепленным на законодательном уровне основаниям. Такими основаниями могут являться: истечение срока исполнения ранее выданного предписания; поступившие в органы госконтроля обращения граждан, госорганов, органов МСУ или СМИ; поручения Президента, Правительства РФ или прокурора в рамках надзора за исполнением законов.

Чаще всего основанием для внеплановой проверки госинспекции по труду служат жалобы и обращения самих работников. Например, сотрудник может обратиться в госинспекцию с заявлением о необходимости провести проверку соблюдения условий и охраны труда на его рабочем месте.

Причем, если стандартным требованием об уведомлении работодателя о предстоящей внеплановой проверке являются 24 часа до ее начала, то в случае проведения проверки на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, а также запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте, предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается. (ст. 360 ТК ФР). То есть, если работник организации обратится в госинспекцию по труду с жалобой на нарушение его трудовых прав или несоблюдение требований охраны труда на его рабочем месте, то проверяющие не будут заранее предупреждать вас о своем визите, а нагрянут неожиданно.

Однако даже если инспектор прибыл к вам с внеплановой проверкой без предупреждения, он все равно обязан соблюсти все установленные законом и административным регламентом требования к организации и процедуре проведения проверки.

Придя с проверкой, инспектор обязан предъявить целый ряд документов. Прежде всего, служебное удостоверение, распоряжение или приказ руководителя госинспекции труда. Также он обязан ознакомить предпринимателя или руководителя организации с целями, задачами и основаниями проведения проверки, видами и объемом проводимых мероприятий, сроками и условиями ее проведения.

Нарушение этих процедур может явиться основание для оспаривания результатов проверки в вышестоящем органе или в суде.

Теперь о том, чего можно ожидать от проверяющего инспектора по труду помимо предписания. Речь идет об административных штрафах. Размеры штрафов за нарушение требований трудового законодательства закреплены в ст. 5.27 КоАП и в зависимости от того, какое именно нарушение и в который раз было допущено варьируются от 1 до 40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, и от 10 до 200 тысяч рублей для юридических лиц.

Статья 5.27.1. КоАП содержит информацию о штрафах, которые грозят за нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Так, нарушение требований охраны труда может обойтись ИП в сумму от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц от 50 до 80 тысяч.

Непроведение СОУТ грозит штрафом 5-10 тысяч рублей для ИП и 60-80 тысяч для юридических лиц.

Допуск работников без обязательного медосмотра или проверки знаний по охране труда влечет наложение штрафа от 15 до 20 тысяч для ИП и 110-130 тысяч для юр лиц.

А необеспечение СИЗ может стоить работодателю 20-30 тысяч руб. для ИП и 130-150 тысяч рублей для юридических лиц. При повторном нарушении штраф может вырасти почти в 2 раза.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно, платить штрафы никому не хочется, поэтому если есть законные основание оспорить результаты проверки – грех ими не воспользоваться. А для того, чтобы грамотно отстаивать свои права и знать какими понятиями можно апеллировать в ходе проверки, разумному предпринимателю стоит внимательно ознакомиться с основными положениями Федерального закона N 294-ФЗ и приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н, утверждающим Административный регламент проверок. Данные документы содержат массу интересных и полезных вещей, владение которыми позволит вам чувствовать себя увереннее рядом с проверяющим и поможет избежать многих неприятностей.

Источники


  1. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.

  2. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

  3. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
  4. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
  5. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.
Проверки по охране труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here