Публичный сервитут на земельный участок

Статья 35. Публичные сервитуты

Статья 35. Публичные сервитуты

1. Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком, возникающее на основании нормативно-правового акта органа местного самоуправления и обеспечивающее интересы местного самоуправления или местного населения.

2. Публичный сервитут устанавливается администрацией сельсовета в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, с учетом градостроительной документации, правил землепользования и застройки.

3. Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

4. Публичные сервитуты устанавливаются для:

— прохода или проезда через земельный участок;

— использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

— размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

— проведения дренажных работ на земельном участке;

— забора воды и водопоя;

— прогона скота через земельный участок;

— сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

— использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке, замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

— временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

— свободного доступа к прибрежной полосе;

— иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитутов.

5. Публичный сервитут может быть срочным или постоянным.

6. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных слушаний.

7. Инициаторами установления (прекращения) публичного сервитута могут быть физические и юридические лица, органы местного самоуправления.

8. Глава сельсовета принимает решение о проведении публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута.

9. Публичные слушания по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута проводятся в соответствии с Уставом Костюковского сельского поселения.

10. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций по установлению (прекращению) публичного сервитута либо по отказу в установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет их главе сельсовета.

11. Глава сельсовета в течение 3-х дней со дня поступления рекомендаций Комиссии принимает постановление об установлении (прекращении) публичного сервитута или об отказе в установлении (прекращении) публичного сервитута с указанием причин отказа. В постановлении об установлении публичного сервитута должно быть указано:

— местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

— кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

— сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;

— сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

— содержание публичного сервитута;

— сфера действия публичного сервитута;

— срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность;

— размер платы собственнику земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, или указание на бесплатность его установления.

12. Публичный сервитут (его прекращение) подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Сервитут возникает (прекращается) с момента такой регистрации. Границы действия публичных сервитутов фиксируются на планах земельных участков.

13. Государственная регистрация публичного сервитута (его прекращения) производится на основании заявления собственника земельного участка, который обременяется (обременен) сервитутом. В случае, если данный собственник земельного участка уклоняется от осуществления действий по государственной регистрации сервитута (его прекращения), инициатор установления (прекращения) публичного сервитута вправе обратиться в суд с требованием о регистрации публичного сервитута (его прекращения).

Оплата государственной регистрации публичного сервитута (его прекращения) производится за счет инициатора установления (прекращения) публичного сервитута.

14. Срочный публичный сервитут прекращается по истечении срока его действия, определенного постановлением главы сельсовета. Принятие нормативного правового акта о прекращении действия срочного публичного сервитута не требуется.

15. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

16. Осуществление публичного сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

17. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от администрации сельсовета соразмерную плату за него. Вопросы о платности публичного сервитута, размере платы и другие подобные вопросы рассматриваются при проведении публичных слушаний об установлении публичного сервитута.

18. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением администрацией сельсовета убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

19. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

>
Резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд
Содержание
Правила землепользования и застройки Костюковского сельского поселения Свободненского района Амурской области (утв. решением.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Информация об изменениях:

Статья 23 изменена с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

Читайте так же:  Отправляем работника в отпуск — порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска

Статья 23 . Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

См. Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

[2]

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Читайте так же:  Признание брачного договора недействительным пошаговая инструкция

Сравнение публичного и частного сервитутов: основные различия

По ст. 216 ГК, наряду с собственностью, существует вещное право – сервитут, по которому гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, недвижимостью. Сервитуты бывают частными и публичными.

Частный сервитут (ЧС)

Вопросы, связанные с установлением частного сервитута, его сохранением при переходе прав собственности и прекращением рассмотрены в ст. 274-276 ГК.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В основном, эти вопросы относятся к земельному участку. При этом законом установлено, что собственник недвижимости (участка) может потребовать от владельца соседнего участка сервитута – возможности ограниченного использования этого участка.

В ГК перечислены некоторые основания для установки частного сервитута. К ним относятся:

  • проход и проезд к соседнему земельному участку;
  • возможность строительства или ремонта на соседнем участке;
  • другие функции, которые не могут быть осуществлены без сервитута.

[1]

Частный сервитут устанавливается по соглашению между соседями, причем наличие сервитута не ограничивает прав собственности владельца на его участок. Он может также потребовать плату за использование его участка. В случае отсутствия согласия между владельцами недвижимости вопрос о сервитуте решается судом.

По закону (ст. 131 ГК) сервитут должен регистрироваться в ЕГРН. После регистрации сервитут становится неотъемлемой частью недвижимости (участка).

Прекращение действия частного сервитута собственник недвижимости может потребовать в связи с пропаданием оснований, по которым сервитут был введен, или в случае, когда сервитут не позволяет использовать участок по назначению. В последнем случае может потребоваться судебное рассмотрение.

Публичный сервитут (ПС)

Определение и порядок использования публичного сервитута в основном регламентирован в ст. 23 ЗК.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

При этом ПС может быть применен в интересах государства, местных властей или населения. Этот сервитут устанавливается законами или другими нормативными актами с учетом общественных слушаний. В ЗК перечислены основные случаи использования публичного сервитута:

  1. Проход или проезд к водному объекту и его прибрежной полосе.
  2. Ремонт электролиний и сетей связи, а также транспортных коммуникаций.
  3. Размещение на земельном участке межевых знаков и другого геодезического оборудования.
  4. Забор воды и дренажные работы.
  5. Прогон скота.
  6. Заготовка сена, выпас с/х животных.
  7. Охота и рыболовство.
  8. Проведение геологических работ.

Если установка публичного сервитута приводит к трудностям использования участка, то его собственник вправе потребовать от органа власти, установившего сервитут, плату за неудобства. При необходимости собственник может обратиться в суд .

Различия ЧС и ПС

Основные различия ЧС и ПС приведены в таблице.

№№ Факторы Публичный сервитут Частный сервитут
1 Заинтересованные лица В интересах большого круга лиц В интересах одного лица или ограниченного круга лиц
2 Как устанавливается Нормативно-правовыми актами с учетом общественных слушаний 1. Соглашением сторон

2. По решению суда

3 Компенсация Плата за сервитут органами власти при больших затруднениях использования участка с ПС Адекватная плата за использование сервитута для недвижимости (участка) 4 Прекращение Срок ПС для зарезервированных земель не должен превышать срока резервирования земли 1.При пропадании оснований для сервитута

2.При невозможности использования участка из-за сервитута

5 Государственная регистрация Обязательна Обязательна

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Публичный сервитут: правовые особенности и цели установления

Разрешение на частичное использование участка третьими лицами без его передачи в собственность государства и ущемления права владельца по распоряжению территорией получило в земельном законодательстве название сервитута.

Данная мера относится к крайним случаям и должна при установлении причинять наименьший ущерб площади, в отношении которой она применяется.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Правовое определение

Нередко требуется ввести возможность ограниченного пользования землёй в интересах государства или населения региона. В таком случае речь идёт об установлении публичного сервитута, отличие которого от частного заключается:

  • в основании для наложения обременений;
  • в рассмотрении вопроса и голосовании на общественных слушаниях;
  • в целях и задачах, решаемых при помощи введения ограничения;
  • в перечне лиц, в пользу которых фиксируется сервитут.

Не следует путать публичное обременение земельного участка с общественным. Последняя форма сервитута является разновидностью частного ограничения, устанавливаемого в пользу определенной группы лиц (участников СНТ и т.д.). В границах населенных пунктов запрещается возведение построек, требуется специальное разрешение на посадку и вырубку деревьев под линиями электропередач, проведение земляных работ в местах проложения трубопроводов допускается только до глубины расположения коммуникаций. Однако подобные меры безопасности не имеют отношения к сервитутам и в качестве них не регистрируются.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Возникновение обременения земельного участка, как и его последующее снятие, подлежит обязательной регистрации в Росреестре (п.9 ст.23 ЗК РФ).

Инициаторами установления ограничения могут выступать граждане, юридические лица или государственные органы. Публичный сервитут юридически закрепляется принятием законодательных актов и постановлений местными органами исполнительной власти, в чьем подчинении находится территория.

Процедура, предшествующая введению сервитута, включает:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • подачу заявления в уполномоченную госструктуру;
  • рассмотрение просьбы заявителя о наложении обременения земли;
  • организация общественных слушаний по делу;
  • принятие положительного решения, узаконенного изданием соответствующего правового документа;
  • вступление в силу принятого порядка эксплуатации земельной территории.

Публичный сервитут может затрагивать как один выделенный участок, так и несколько площадей. Наложение обременения сопровождается проведением кадастровых работ и созданием межевого плана с указанием границ зоны общего пользования.

Характерные особенности публичного сервитута

Частичное использование земельного участка жителями региона, государственными или частными организациями, устанавливаемое путем издания локальных законодательных актов, называется публичным сервитутом.

Перечень необходимых для его установления случаев приведен в п.3 ст.23 ЗК РФ, среди них:

  • осуществление ремонтных, исследовательских, дренажных, топо-геодезических и прочих работ;
  • использование земельного участка в хозяйственных целях — заготовка сена, охота и рыболовство, выпас домашних животных;
  • обеспечение прохода и проезда к водоёмам и т.д.
Читайте так же:  Основные обязанности менеджера по закупкам

Примером публичного сервитута служит выделение части земельной территории для прокладки автодорог, строительства энергетических объектов или постоянно функционирующих предприятий, утилизации бытовых отходов и для прочих общественных и государственных нужд.

Обременение территории может носить временный характер, при этом срок его действия закрепляется в соответствующем постановлении властей. Когда введенные условия общественной эксплуатации не имеют четко обозначенного временного промежутка, сервитут считается бессрочным. В таком случае для его прекращения собственник вправе подать исковое заявление в суд в предусмотренном законом порядке (п.8 ст.23 ЗК РФ).

Когда установление сервитута создаёт неудобства для владельца участка, в отношении которого применены ограничивающие меры, собственник вправе требовать плату за пользование частью принадлежащей ему земли (п.7 ст.23 ЗК РФ).

По факту получения денежной компенсации хозяином площади различают возмездные и безвозмездные публичные сервитуты.

Публичный сервитут может носить федеральный или региональный характер, указанный признак определяется контурами зоны действия ограниченного землепользования. В соответствии с этим принципом законодательные документы, закрепляющие установление обременения, принимаются федеральными властями или органами местного самоуправления.

Отмена сервитута предусмотрена в случае:

  • прекращения срока его действия;
  • отсутствия необходимости дальнейшей эксплуатации земельной территории;
  • положительного судебного решения по заявлению собственника.

Независимо от основания прекращения сервитута, снятие обременения закрепляется изданием нормативного акта тем же госорганом, которым ограничительная мера была установлена.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Частный или личный сервитут на земельный участок: что это такое, соглашение и его образец

Ещё со времён римского права обществу известен такой механизм, как сервитут на право пользования земельными участками. Раньше он был направлен на то, чтобы прибыль извлекали сами владельцы земельных участков. Теперь это одно из решений для реализации права распоряжения, владения и пользования своим имуществом.

Сервитут: что это такое?

Договор сервитута, пример

Понятие сервитута используют для обозначения права одного лица ограниченно распоряжаться участком, принадлежащим другому. Собственность не предоставляется в пользование на постоянной основе. Эти участки и объекты не могут быть проданы.

Сервитуты делятся на несколько видов по разным признакам.

В зависимости от времени пользования классификация, например, есть такая:

Есть ещё два вида сервитутов, согласно статье 23 ГК РФ. Это:

Данные разновидности документов требуют более подробного ознакомления.

Частные сервитуты

Это соглашение заключается в ситуации, когда одному человеку необходимо временно воспользоваться земельным участком, который принадлежит другому. Обычно это необходимо в нескольких ситуациях:

  • При установке каких-либо объектов на территории соседнего участка.
  • Территория нужна, чтобы проехал транспорт.
  • Нужно прокладывать коммуникации по территории.

Есть два способа, которыми оформляют сервитут. Соглашение заключается на добровольной основе, если владелец согласен предоставить свою землю во временное пользование. Если же согласия добиться не удастся, то придётся обратиться в суд.

Публичные сервитуты

Предусматривает, что участком распоряжается государство, либо сообщество. Для чего устанавливаются такие соглашения?
  1. Чтобы провести исследования в различных областях науки.
  2. Если необходимо предоставить доступ на участок рыболовам и охотникам.
  3. Для прогона и выпаса скота.
  4. Территория нужна для прохода или проезда.
  5. Прокладываются коммуникации, для общественного пользования.

Порядок установления

Договора такого рода заключаются только в письменной форме. Их оформление проходит согласно 1 пункту статьи 161 в ГК РФ. Есть пункты, которые обязательно должны присутствовать в таких соглашениях:

  • Юридические адреса, банковские реквизиты.
  • Ряд заключительных условий.
  • Особенности механизма ограниченного использования.
  • Права и обязанности для каждой из сторон.
  • Срок действия.
  • Адреса, по которым находятся участки.
  • Основания для установления.
  • Цель, с которой надо установить.

После подписания соглашения одна сторона получает право пользоваться участком. Пользование прекращается, когда отпадают основания, указанные в договоре. Можно установить соразмерную плату за использование участка, если землевладелец того желает.

Соразмерной платой называют денежное вознаграждение тем, чьим участком распоряжаются другие люди на своё усмотрение, временно. Размер этой платы устанавливается в соглашении отдельно. Она такая же обычно, как и убытки, которые понёс собственник земли из-за того, что его права были ограничены.

Государственная регистрация

Она проводится после того, как документ был подписан. Его необходимо отнести в территориальное отделение Госреестра. Кроме того, надо будет предоставить целый пакет документов:

  1. Справка о подтверждении наличия полномочий, если интересы представляет другое лицо.
  2. Кадастровый план участка, с печатью о сервитуте.
  3. Свидетельство о том, что сервитут был установлен. Это может быть судебное решение; распорядительный акт с печатью государственного учреждения, ответственного за это; соглашение.
  4. Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
  5. Паспорт заявителя.

Соответствующее уведомление о завершении регистрации приходит максимум через пять рабочих дней после того, как были приняты все документы вместе с заявлением. Заявителю выдадут справку о том, что госрегистрация прошла успешно.

Необходимо лишь уделить внимание ряду нюансов, связанных с этим процессом. Нельзя самостоятельно отчуждать сервитут отдельно, без участка земли. Без кадастрового плана регистрируется обременение всего участка земли. Наконец, согласие должен дать каждый собственник, если собственность на объект оформлена в долях.

О прекращении сервитута

В разных статьях Гражданского Кодекса содержатся основания, на которых действие сервитута можно прекратить. Собственник земельного надела выступает инициатором в большинстве случаев.

Например, соглашение перестаёт быть действительным, когда для него больше нет оснований. Или если участок используется не по назначению. Но в таком случае надо обращаться в суд, чтобы доказать неправомочность использования.

В случае исчезновения самого участка отношения по сервитут так же прекращаются. К примеру, если земля повреждена из-за стихийного бедствия, затоплена.

Только по распоряжению местных властей прекращается действие публичных сервитутов. Это происходит, если больше не нужно использовать участок, требующий обременения. При этом обязательно учитывать мнение общественности по поводу прекращения действия сервитута.

При истечении срока аренды земельного участка прекращают своё действие даже бессрочные сервитуты. Это происходит и в том случае, если владелец участка решил отказаться от объекта, который ему принадлежит.

Читайте так же:  Порядок подачи жалобы на общественный транспорт

Заключение соглашения

На что обратить внимание?
  1. Должно быть чёткое определение самого обременения, которое накладывается на участок. Обязательно указать конкретный вид обременений. Важно указать границу земли, которая касается соглашения по сервитуту.
  2. Нужно определить и условия по использованию. Чтобы избежать эксплуатации в целях, которые в документе оговорены не были.
  3. Отдельное внимание уделяем вознаграждению для владельца земли со стороны того, кто временно ею распоряжается. Оговариваются и сроки по этой уплате. Тогда владелец легко компенсирует неудобства, связанные с сервитутом.
  4. Мера ответственности, права и обязанности устанавливаются для каждой из сторон. Требования по использованию участка указываются согласно первому пункту 268 статьи в ГК РФ.
  5. К арендатору участка требование по установлению сервитута тоже относится напрямую. Это касается прав и обязанностей по данному виду договоров.
  6. На плане местности указывается точное расположение участка.
  7. Участок, на который накладывается обременение, описывается с максимальной точностью.
  8. Без номера по кадастровому учёту заключить соглашение будет невозможно.
  9. Сделка может быть срочной или бессрочной.
  10. Обе стороны предоставляют максимум личных и паспортных данных.

В документе можно указывать практически любые причины, послужившие основой для прекращения сервитута. Точное указания сроков действия соглашения поможет избежать спорных ситуаций. Можно прописать не просто временные рамки, пока будет действовать этот документ, но определённое событие, после которого использование участка прекращается.

Надо детально описать, в чём именно состоит право на использование земли. При этом у владельцев участков всегда есть право оспорить само требование по наложению сервитута. Но договор в любом случае стоит проработать как можно тщательнее.

Подробнее о частном сервитуте на видео

Общие сведения, которые прояснят природу, происхождение и оформление сервитут. Консультирует Дмитрий Дождев.

Порядок установления публичного сервитута на земельный участок

Тема ограждений придомовой территории многоквартирного дома вызвала неподдельный интерес горожан. Сегодня мы расскажем о том, как не переплатить лишние деньги при установке забора и соблюсти закон.

Что здесь важно отметить? Что не во всех многоквартирных домах это возможно сделать. Не везде ограждение допускается.

Что такое публичный сервитут?

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст.23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

Что такое сервитут?

О частном сервитуте для прохода и проезда читайте тут.

При этом различается публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

Где узнать, наложен ли публичный сервитут?

Нужно обратиться в комитет по управлению имущества, а именно в отдел земельных ресурсов. Данную информацию они дают абсолютно бесплатно.

Также необходимо провести общее собрание собственников, где должны положительно проголосовать 2/3 собственников.

На основании протокола данного голосования, идет дальнейшая работа и согласование с архитектурой, выполняются проектные работы, согласно постановлению мэрии города.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Земельный сервитут

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

Понятие земельного сервитута. Форма и виды земельных сервитутов

Понятие сервитута – специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

В зависимости от целей установления законодательство выделяет следующие формы и виды сервитутов:

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.

2. Публичный сервитут, или иначе — право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Срочный и постоянный сервитуты. Безвозмездный и возмездные сервитуты

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

[3]

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым. В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства. К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Согласно условиям, установленным в законодательстве, сервитут является бесплатным правом, в котором пользователь чужого участка не должен оплачивать свой проход или проезд по данному объекту недвижимости.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.

Читайте так же:  Что писать в автобиографии при приеме на работу – правила составления и образцы написания для мужчин

Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права

Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:

  • собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
  • государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.

Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.

Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:

  • необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
  • необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.

Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:

  • необходимость проводить через данную территорию животных;
  • необходимость прохода людей к территории общего пользования;
  • необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Установление сервитута для проезда. Порядок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Установление сервитута происходит на основании соглашения, заключенного между сторонами, где одной из сторон является непосредственный собственник участка земли, а второй – человек, которому в силу каких-либо обстоятельств требуется воспользоваться данным объектом недвижимости.

В заключенном между сторонами договоре обязательно должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер данного участка;
  • его кадастровый план;
  • копия кадастрового паспорта.

Сам процесс оформления частного сервитута должен включать в себя следующие этапы:

  • заключение соглашения;
  • подача заявления для проведения государственной регистрации;
  • предоставление всех необходимых документов, подтверждающих право собственности на данный объект.

Если по каким-либо причинам сторонам не удается прийти к соглашению по возникновению права собственности на участок, можно обратиться в суд.

Исковое заявление об установлении сервитута. Срок, на который устанавливается сервитут

При этом суд дает соответствующее определение на наложение или снятие права на пользование чужим участком земли только в случаях, когда данное право соответствует всем условиям, оговоренным на уровне закона, среди которых:

  • разумность возникновения права;
  • справедливость возникновения права;
  • законность возникновения права;
  • цель возникновения данного ограничения.

Согласно законодательным актам сервитут может быть бессрочным и срочным. Точный срок действия данного права может быть установлен следующими актами:

  • соглашением об установлении частного сервитута;
  • решением суда, содержащим в себе все условия возникновения такого права;
  • нормативно-правовым актом.

Во всех случаях, когда точный срок данных правоотношений не устанавливается, он считается действующим бессрочно, за исключением некоторых случаев, установленных на государственном уровне.

Регистрация сервитута

Любой сервитут подлежит соблюдению порядка обязательной государственной регистрации. Для осуществления правильного порядка проведения данной процедуры требуется предоставление определенного документа, в котором:

  • указывается причина установления данного вида обременения;
  • прилагается кадастровая схема объекта недвижимого имущества. Кадастровая схема требуется даже при регистрации сервитута только на отдельную часть участка земли.

Все сведения о сервитуте содержатся не только в едином государственном реестре прав на недвижимость, но также в межевом плане и кадастровой схеме на данный объект недвижимого имущества. Каждая кадастровая схема должна быть в установленном порядке заменена на новую, содержащую актуальную информацию.

Иные виды сервитутов: сервитут на отдельную часть участка, предиальный сервитут

В некоторых случаях допускается установление сервитута только на отдельную часть участка. Данное ограничение обязательно должно быть установлено в соглашении, заключенном между сторонами, а также в решении суда, вынесенном если стороны не смогли самостоятельно определить цели установления данного обременения.

Предиальный сервитут – необходимость восполнения участку недостающих ему полезных свойств.

Данное понятие, равно как и созвучное с ним понятие «городские сервитуты» действовало в римском праве и на данный момент практически не используется.

Оценка и расчет стоимости сервитута участка. Платный и бесплатный сервитут

В нововведениях к Земельному кодексу РФ содержится исчерпывающая информация об оценке и расчете стоимости такого права как личные сервитуты. Согласно данному нормативно-правовому акту сервитут предоставляется на бесплатной основе.

Однако в некоторых случаях, когда проведение оценки и расчета все-таки необходимо, устанавливается стоимость за данный вид права в размере земельного налога, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из общей пропорциональной площади зданий и сооружений, а также различных помещений.

Предоставление платного сервитута, а, следовательно, оценка и расчет, допускается только в случаях возникновения права на оперативное управление.

Прекращение сервитута на участок

Право на пользование чужим участком земли, равно как и другим объектом недвижимого имущества прекращается в нескольких случаях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основания прекращения сервитута:

  • прекращение сервитута по истечении срока договора, заключенного между сторонами данного правоотношения;
  • при вынесении соответствующего решения суда, содержащего в себе нормы, направленные на отмену или изменение действующего сервитута.

Источники


  1. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.

  2. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.

  3. Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
  4. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.
Публичный сервитут на земельный участок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here