Трудоустройство правовое регулирование и другие полезные ресурсы по трудоустройству

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ТРУДОУСТРОЙСТВА

До недавнего времени (в советское время) в основе правового регулирования вопросов трудоустройства господствовал принцип полной (поголовной) занятости, на основе конституционной обязанности для всех трудиться.

На смену плановому распределению трудовых ресурсов советского времени приходит правовое регулирование на основе:

· баланса спроса и предложения рабочей силы,

· не допустимости принудительного труда,

· свободы труда, что означает право каждого на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.

В широком смысле занятость означает все виды полезной законной деятельности, приносящей заработок. К занятому населению относятся:

· граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица занятые индивидуальной трудовой деятельностью, фермеры, члены кооперативов,

· проходящие службу в армии, в правоохранительных органах,

· обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, на очных отделениях высших, средних, специальных и других учебных заведениях.

Как видно из этого любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая закону, признается легальной занятостью. В узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или другим основания, приносящая доход. Специфическим признаком всех форм трудовой деятельности является, как правило, включение времени выполнения работы в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие, льготы, установленные для работающих в законах. За пределами указанного списка оказались граждане, выполняющие полезные для общества функции, не приносящие дохода (женщины-домохозяйки, ухаживающие за больными членами семьи). Занятому населению противопоставляется — незанятое: несовершеннолетние, неработающие пенсионеры и инвалиды, трудоспособные граждане не занятые трудом. Последняя категория объединяет как лиц способных к труду, но не желающих трудиться (бомжи, преступники, наркоманы и т.д.), так и тех, кто временно не работает по каким-то причинам и ищет работу (безработные). Численность безработных с каждым годом растет, и это представляет собой огромную социальную проблему, решить которую нельзя без правового регулирования вопросов занятости. Правовое регулирование вопросов занятости осуществляется по следующим направлениям:

1. закрепление принципов государственной политики в области занятости на основе принципа свободы труда, свободы передвижения в целях поиска работы, как по территории страны, так и за пределами;

2. установление мер социальной защиты незанятого населения, определение правового статуса безработного, включая выплату пособий;

3. формирование государственных и общественных структур, призванных обеспечить реализацию государственной политики в области занятости, законодательное закрепление их компетенции, нормативное регулирование их взаимоотношений с гражданами и хозяйствующими субъектами (предприятиями, имеющими рабочие места), стимулирование создания новых рабочих мест;

4. установление гарантий реализации права на труд и трудоустройство, определение прав и обязанностей участников процесса трудоустройства, установление мер юридической ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.

Правовой статус безработного включает в себя: определение понятия безработного, его права и обязанности, социальные гарантии. Безработными признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными, б) не имеют работы и заработка, в) зарегистрированы в службе занятости в целях поиска работы, г) готовы приступить к работе.

Правовая организация трудоустройства включает в себя: а) установление круга трудоустраивающих органов, определение их компетенции, б) гарантии реализации прав граждан на труд и установление порядка направления на работу или профессиональное обучение, в) регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений по трудоустройству, г) установление особенностей трудоустройство для отдельных категорий граждан. В обеспечение занятости участвуют государственные органы общие и специальные. Общее руководство осуществляют Министерство труда РФ и субъектов федерации. Специальным органом выступает Федеральная государственная служба занятости и службы занятости субъектов. Для финансирования создан Государственный фонд занятости населения. Он образуется за счет отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов. Процесс трудоустройства (в узком смысле) обычно состоит из двух стадий:

· Первая стадия — обращение гражданина в службу трудоустройства за содействием в получении работы. В результате возникает правоотношение, по которому гражданин вправе требовать предоставление ему подходящей работы, а в случае отсутствия такой — направления на профессиональную переподготовку или выплаты пособия по безработице по правилам и нормам, установленным законом. Он заканчивается выдачей направления на работу или обучение.

· Вторая стадия — заключение трудового или ученического договора с предприятием или учебным заведением. На этом этапе возникают правоотношения между органами службы занятости и предприятием (учебным заведением). Служба занятости может запрашивать у предприятий информацию о рабочих местах. Она обязана оказывать помощь гражданам в подборе работы, с другой стороны — оказывать помощь работодателю в подборе кадров. Но работодатель волен выбирать и нанимать тех, кто обращается самостоятельно. Могут быть установлены квоты для принятия определенных категорий граждан (требующих социальную защиту). Отказ в приеме работы таких направляемых категорий граждан запрещен, в случае отказа можно обжаловать решение в судебном порядке.

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 9 ; Нарушение авторских прав

Правовое регулирование занятости и трудоустройства населения РФ

Тема 10.docx

1. Общая характеристика занятости и трудоустройства населения РФ……5

1.1 Понятие и сущность занятости и трудоустройства в РФ…………5

1.3 Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство….17

2. Правовое регулирование трудоустройства и занятости…………………19

2.1 Основные направления государственной политики Российской Федерации……………………………………………………… ………………19

2.2 Реформа российского законодательства о занятости населения…34

3. Решение проблем занятости населения посредством механизма социального партнерства………………………………………………… ……45

3.1 Правовое закрепление роли профессиональных союзов в обеспечении занятости населения…………………………………………….45

3.2 Региональные и отраслевые соглашения в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……………………………….47

3.3 Коллективные договоры в системе правового регулирования трудоустройства и занятости……… ………………………………………….53

3.4 Правовое регулирование взаимодействия работодателей и Федеральной службы занятости…… …………………………………………60

Проблема правового регулирования трудоустройства и занятости сегодня в России имеет существенное значение. Еще каких-то 15 лет назад в нашей стране слово «безработица» относилось к области фантастики, во всех организациях требовались работники, даже в Уголовном кодексе присутствовала статья об уголовной ответственности за тунеядство.

Однако, с началом перехода к рыночным отношениям ситуация изменилась коренным образом. Наряду с рынками товаров и услуг образовался рынок труда, который имеет свою особую специфику, выражающуюся в том, что на нем предложение всегда превышает спрос.

Несоответствие спроса и предложения специфического товара (рабочей силы) на рынке труда, особенно в условиях нестабильной, развивающейся российской экономики, требует от государства серьезного вмешательства в эту сферу общественных отношений для обеспечения баланса интересов предпринимателя и каждого конкретного гражданина, предлагающего свои способности на рынке труда. Естественно, в наименее выгодном положении на рынке труда (с учетом дефицита сфер приложения труда) оказывается собственник рабочей силы.

В природе рынка социальная защищенность человека просто не заложена. Чтобы обеспечить подобную защищенность, ее нужно ввести извне. Именно социальная политика государства и право как наиболее эффективный способ воздействия на поведение участников рыночных отношений призваны решить данную задачу.

Поэтому социальная политика на рынке труда должна ориентироваться на оказание содействия менее защищенному субъекту (гражданину) в возможности обеспечения его определенной формой занятости и, при необходимости, предоставить надлежащую защиту от безработицы.

Вышеприведенные факты свидетельствуют об актуальности избранной темы курсовой работы. Кроме того ее актуальность обусловлена следующими обстоятельствами:

    • согласно программе экономического развития, разработанной новым Правительством РФ на ближайшие года одним из ключевых пунктов является борьба с бедностью. Однако, решение этого важнейшего вопроса невозможно без изменения государственной политики в области занятости, направленной на более полное вовлечение трудоспособного населения в сферу труда;
    • в современных условиях правовой институт, регулирующий сферу трудоустройства и занятости призван отразить особенности защиты интересов сторон трудовых правоотношений в условиях рыночной экономики.
Читайте также:
  1. I. Корпоративные конфликты, их предотвращение и урегулирование
  2. II. Политико-правовое учение Петра Алексеевича Кропоткина
  3. IV. Магическая сила правильной постановки вопросов
  4. IV. Регулирование фин-го рынка.
  5. Автоматическое регулирование температурного режима
  6. Административно-правовое регулирование . прохождения государственной службы
  7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
  8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
  9. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕМ КОМПЛЕКСЕ
  10. Административно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений с иностранными государствами.
Читайте так же:  Как подается кассация по уголовному делу

Итак, цель курсовой работы – исследовать проблемы правового регулирования сферы трудоустройства и занятости и пути их решения.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

1. исследовать основные направления развития трудового законодательства в сфере правового регулирования отношений по трудоустройству и занятости в Российской Федерации;

2. проанализировать содержание нормативной базы лежащей в основе правового регулирования сферы трудоустройства и занятости;

3. выявить достоинства и недостатки существующего правового института, регулирующего сферу трудоустройства и занятости, исследовать проблематику, связанную с этой сферой трудового права;

4. в заключении — подвести итоги проделанной работы.

В работе использована обширная нормативно-правовая база, комментарии к ней, а также учебная и монографическая литература, касающаяся вопросов правового регулирования сферы трудоустройства и занятости.

1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ

Закон о занятости (ст. 1) дает определение занятости – как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, заработок.

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

Понятие занятости в Законе связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду. Приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся:

— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

— зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

— выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

— проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

— проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;

— временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

— являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

— являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.


Общим для всех этих форм занятости является включение времени выполнения работы в трудовой стаж, дающий право на пенсию, пособие, льготы, установленные в законодательстве для работающих.

Следует отметить, что в науке трудового права существуют и иные определения занятости. Так, О.М. Медведев рассматривает два аспекта занятости: узкий (собственный) и широкий аспект. В первом из них под занятостью понимается совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения.

Второй аспект включает все элементы структуры занятости, что означает включение в первое значение еще одного выражения: «а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости».

Занятым противопоставляются незанятые граждане – это лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы. В свою очередь незанятые граждане подразделяются на активных незанятых (безработных) – тех, кто ищет работу, и на неактивных (пассивных) незанятых – тех, кто не ищет работу. Все население страны, таким образом, делится на экономически активное – сюда включаются и занятые, и безработные, и на экономически неактивное – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы и не ищет оплачиваемой работы.

Читайте так же:  Пошаговая инструкция по трудоустройству иностранного гражданина

Такое деление вполне оправданно, так как позволяет правильно определять уровень безработицы, количество и категории (по возрасту, специальности и т. д.) безработных. Однако есть одна группа лиц, оказавшихся за пределами перечня занятых граждан, которую стоит выделить особо. Они не ищут работу, но выполняют полезные для общества функции, их деятельность не противоречит никаким законам. И хотя она не приносит трудового дохода, все же лиц, ее осуществляющих, следует отнести к занятым гражданам. Это женщины, занятые домашним хозяйством; матери, занятые уходом за детьми и их воспитанием; лица, занятые уходом за больными членами семьи, благотворительной деятельностью.

Федеральная программа занятости населения также указывает, что безработица порождает целый комплекс проблем: снижается покупательная способность, и уровень жизни значительной части населения; организации теряют квалифицированные кадры; увеличивается риск социальной напряженности; дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое бремя.

В соответствии со ст. 3 Закона о занятости, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Безработными не могут быть граждане:

— не достигшие 16-летнего возраста;

— которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

— отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.

При этом граждане должны знать, что им не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение десяти дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым было отказано в признании их безработными, через две недели снова могут обратиться в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными.

Учитывая, что с отказом от предложенной работы связано хранение статуса безработного, а также возможность конфликтов по этому поводу, законодатель раскрывает понятие «подходящей» и «неподходящей» работы (ст. 4). Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется местными органами власти и управления с учетом развития сети транспорта в данной местности (в Москве она определяется в 1 час, затрачиваемый на проезд к месту работы, в г. Уфе рабочее место, предложенное в черте (границах), города считается – подходящей (транспортно доступно), т.е. если вы проживаете, например: в Деме, а вам преложили работу в Черниковке – это «подходящая работа» по критерию транспортной доступности).

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере правового регулирования занятости, является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им, как правило, заработок или трудовой доход.

Соотношение понятий «заработок» и «трудовой доход».

Виды занятости:

1) работа по найму в течение полного или неполного рабочего времени, включая временные и сезонные работы. Временное отсутствие на работе не прерывает состояние занятости;

2) предпринимательство, в том числе фермерство;

3) самостоятельное обеспечение себя работой (лица творческих профессий);

4) работа на основе членства в кооперативах и артелях;

5) выборная работа на оплачиваемых должностях, государственная служба;

6) военная и приравненная к ней служба;

7) учеба в любых очных учебных заведениях, в том числе по направлению службы занятости;

8) работа по гражданско-правовым договорам;

9) подсобные промыслы и реализация продукции по договорам.

В настоящее время на государственном уровне вопросами занятости и трудоустройства граждан занимается Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

В службу занятости могут обращаться все граждане (и занятые, и не занятые). Государственная служба занятости оказывает гражданам услуги бесплатно.

2. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистриро­ваны в органах службы занятости в целях поиска подходящей ра­боты, ищут работу и готовы приступить к ней.

Для признания гражданина безработным не имеет значения ни причина его увольнения с последнего места работы, ни срок, который прошел со дня увольнения и до дня обращения в службу занятости.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Гражданин признается безработным, если он:

— трудоспособен по возрасту и состоянию здоровья (т. е. достиг 16 лет и не получает пенсию по старости или за выслугу лет);

— не имеет работы и заработка (дохода);

— зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы (беженцы и вынужденные переселенцы регистрируются по месту их пребывания);

— ищет работу и готов к ней приступить.

Читайте так же:  Какие права у беременной женщины на работе

Отказ возможен только по основаниям, предусмотренным законом.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повтор­ное обращение в службу занятости через две недели.

3. Государство гаран­тирует безработным:

— выплату пособия по безработице, в том числе в период вре­менной нетрудоспособности;

— выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению ор­ганов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности ;

— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости.

Все это не прерывает трудово­го стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имею­щий значение для установления права на трудовые пенсии.

В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на со­держании, органами службы занятости может быть оказана мате­риальная и иная помощь.

4. Пособие по безработице — это ежемесячные денежные выпла­ты, осуществляемые из пенсионного фонда для социальной под­держки безработных.

Размер пособия по безработице зависит от разных факторов: категории безработного, величины трудового стажа, прежнего заработка, наличия иждивенцев и т.д.

Решение о назначении пособия принимается одновременно с признанием гражданина безработным.

Порядок, размер и условия назначения и приостановления выплаты пособия по безработице определяются законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8728 —

| 7132 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Вопрос 2.Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Правовое регулирование в области занятости населения

Проблема занятости появилась в годы перестройки, в связи с изменениями в экономической политике страны. Именно в этот период реально появляется безработица. С учетом складывающейся в сфере труда обстановки в 1991 году был принят Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Закон дает понятие занятости, подходящей работы, кто считается занятым, а кто безработным.

Государство проводит социальную политику содействия реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей граждан в реализации права на добровольный труд, а также свободный выбор занятости и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

[3]

Обеспечение занятости представляет собой целый комплекс социально-экономических и юридических гарантий права на труд, предусмотренных положениями Конституцией РФ (ст. 7,8,15, 34, 37, 45 и др.), в которых закреплены основополагающие принципы деятельности государства в сфере труда и занятости.

Трудовой кодекс РФ в ст. 1, 2 и 3 раздел Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляют общие для всех гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для слабо защищенных граждан.

Много нормативных актов принято Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минтруда РФ по вопросам занятости населения. В системе российского законодательства о занятости находятся и международно-правовые акты по этому вопросу, ратифицированные Россией. В их числе конвенции и рекомендации МОТ.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству России и приносящая, как правило им заработок, трудовой доход. Она означает фактическую реализацию права на свободу труда, добровольное распоряжение своими способностями к производительному и творческому труду. Согласно этому Закону 9 групп граждан признается занятыми (виды занятости): работающие по трудовому договору, занятые в подсобных промыслах, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, проходящие очный курс обучения, включая направленных службой занятости, являющиеся учредителями (кроме общественных, религиозных, благотворительных и иных фондов, не имеющих имущественных прав в отношении этих организаций) организаций и др.

В систему органов, призванных решать задачи обеспечения занятости населения входят органы Федеральной государственной службы занятости и негосударственные организации, оказывающие услуги населению в сфере занятости, а также иные органы, способствующие трудоустройству граждан.

Безработные граждане: понятие, правила регистрации, статус безработного

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к работе. Бомжи в подавляющем числе не готовы трудиться, поэтому они не признаются безработными.

Пенсионер, который хочет трудиться и ищет работу, не признается безработным, поскольку в соответствии с законодательством считается нетрудоспособным и имеет доход в виде пенсии.

Акты Международной организации труда (МОТ) признают безработным лицо, не имеющее работы, ищущее ее и готовое приступить к ней. Исходя из этих критериев в нашей стране безработных во много раз больше, чем зарегистрировано.

Регистрация безработных проводится органами занятости по месту жительства при предъявлении паспорта, трудовой книжки (справки с места жительства для впервые ищущих работу) и других документов (об образовании, квалификации, среднем заработке за последние три месяца).

Гражданин признается безработным со дня предъявления им необходимых документов. Решение об этом орган занятости должен принять не позднее 11 дней с момента предъявления документов, если в течение 10 дней он не смог предоставить гражданину подходящую работу.

Правовой статус безработного – это его правовое положение по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в который входят:

  • официальная регистрация органом службы занятости данного гражданина в качестве безработного, т.е. правосубъектность.
  • основные права и обязанности как безработного (на подыскание органом службы занятости для него работы, направление на общественные оплачиваемые работы, на пособие по безработице, на направление на повышение квалификации и др.);
  • основные гарантии основных трудовых прав безработного.

Подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (кроме оплачиваемых общественных работ), состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Законодательство определяет критерии, которые не позволяют считать предлагаемую работу подходящей: необходимость смены места жительства без согласия работника, не соответствие условий труда правилам и нормам по охране труда, заработок ниже среднего за последние три месяца его работы или ниже величины прожиточного минимума и др..

Читайте так же:  Что значит ненормированный рабочий день

Социально-правовые гарантии временно неработающим и безработным

Признавая права граждан на труд, на достаточный жизненный уровень для гражданина и его семьи (питание, одежда, жилище) и на непрерывное улучшение условий жизни, государство берет на себя обеспечение гарантий при безработице. К их числу относятся:

  • гарантии и компенсации работникам, высвобождаемым из организаций;
  • выплату пособий зарегистрированным безработным;
  • выплату стипендий в период профессиональной подготовке, переподготовке и повышения квалификации по направлениям службы занятости;
  • компенсацию затрат по переезду в другую местность на новую работу по предложению службы занятости;
  • выплату пособия по временной нетрудоспособности в период безработицы;
  • оказание материальной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением срока его выплаты.

Законодательство дает возможность коллективными договорами и социально-партнерскими соглашениями устанавливать дополнительные социальные права и гарантии и помощь при потере работы. Круг гарантий при безработице может быть шире, чем указанные в Законе по усмотрению субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В этом случае дополнительные гарантии финансируются за счет средств соответствующих субъектов их установивших.

Правовое регулирование трудоустройства

Трудоустройство в широком смысле это любой процесс устройства на работу либо самостоятельно, либо: а) с помощью работодателя, обязанного в ряде случаев при увольнении, например, по сокращению штатов, предложить увольняемому другую работу: б) органов службы занятости; в) негосударственных организаций на возмездной основе. В узком смысле трудоустройство — это деятельность государственных органов и иных организаций по оказанию гражданам помощи в устройстве на работу.

В первом случае работодатель осуществляет трудоустройства работника самостоятельно путём заключения с ним трудового договора. В других случаях как государственные органы, так и негосударственные организации. выступают в качестве посредников при трудоустройстве.

Таким государственным органом является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) в структуре Министерства труда и социальной защиты и ее территориальные органы.- департаменты, управления, центры занятости. Это государственные учреждения службы занятости, основной задачей которых является организация и оказание гражданам бесплатных государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы. Их

обязанность – обеспечить реализацию прав граждан, в том числе и безра

ботных, предусмотренных законодательством. ..

Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

— -информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

— разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

— содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

-содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, , единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;

-содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

— осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

-осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

. Органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, и, в свою очередь, по запросу этих органов представляют им необходимые сведения о лицах, ищущих работу и о безработных.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании:

-проведения оплачиваемых общественных работ;

-временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

-ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан.

Негосударственное оказание услуг в сфере занятости может осуществляться различными организациями (кадровые агентства, бюро: биржи труда) без лицензии, за исключением трудоустройства за границей.

Органы службы занятости по месту жительства безработного обязаны предложить ему подходящую работу, при её отсутствии зарегистрировать гражданина в качестве безработного, предложить ему варианты профессионального обучения, переобучения или повышения квалификации, а также назначить пособие по безработице. При наличии подходящей работы безработному выдаётся направление на работу в конкретную организацию, с которой им может быть заключён трудовой договор. Но безработный вправе, получив направление не вступать в переговоры с работодателем либо отказаться от предложенной работы. В тоже время согласно ст. 29 Закона о занятости работодатель имеет право принимать на работу лиц, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости. Таким образом, служба занятости выступает в качестве посредника, а направления, выданные ею, носят характер рекомендации.

. Среди предназначенных для них мер по трудоустройству особое место занимает квотирование рабочих мест. Квота представляет собой минимальное число рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить. Это количество может определяться в процентном отношении к среднесписочному составу работников организации или в абсолютных единицах. Обязательное квотирование рабочих мест в настоящее время на федеральном уровне предусмотрено только для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Такой порядок квотирования утвержден федеральным законом № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Читайте так же:  Причины и законные основания для заключения срочного трудового договора

Для других категорий граждан, испытывающих трудности в поисках работы, квоты устанавливаются по представлению территориальных органов службы занятости органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Работодатель обязан принять на работу безработного имеющего направление органа службы занятости в пределах квоты по этой категории граждан. Его решение об отказе в приёме на работу может быть обжаловано в суд.

Содействие работодателей в обеспечении занятости населения. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца, а работодатель — индивидуальный предприниматель не позднее, чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

-сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

-информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину. (ст.25 Закона о занятости)

Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.

. Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда. Указанная информация также может быть получена в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг(ст.26 Закона о занятости).

Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

Участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения

. Профсоюзы и иные представительные органы работников вправе участвовать в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. Они имеют право:

содействовать обеспечению социальных гарантий работников в вопросах организации занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством РФ.. Массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.

Органы исполнительной власти, работодатели проводят по предложению профессиональных союзов, иных представительных органов работников взаимные консультации по проблемам занятости населения.

По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения.

[2]

Профессиональные союзы, иные представительные органы работников вправе требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Предложения выборных профсоюзных органов, иных представительных органов работников в связи с массовым увольнением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст.21 Закона о занятости)..

Источники


  1. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.

  2. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.

  3. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
  4. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
  5. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
Трудоустройство правовое регулирование и другие полезные ресурсы по трудоустройству
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here