Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов по статье 271 ук рф

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 271 УК РФ

1. Объектом преступления выступает безопасность международных полетов.

Международный полет воздушного судна — это полет в воздушном пространстве более чем одного государства.

Правила международных полетов — это правила пользования воздушным пространством государства. Они направлены на обеспечение безопасности движения воздушного транспорта. Однако в отличие от ст. 263, предусматривающей ответственность за нарушение внутренних правил безопасности движения воздушного транспорта, комментируемая статья охраняет безопасность международных полетов. Отступление от установленных в этой сфере требований влечет аварии и катастрофы, многочисленные жертвы.

Правила международных полетов установлены Законом о Государственной границе, ВК, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (в ред. от 19.07.2012) , рядом международно-правовых актов, например, разработанных Организацией международной гражданской авиации — ИКАО (часть 2 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. с изм. и доп.).
———————————
СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1649; 2011. N 37. Ст. 5255; N 40. Ст. 5555; 2012. N 31. Ст. 4366.

Правила международных полетов в воздушном пространстве иностранного государства определяются национальным законодательством конкретной страны.

2. Вид воздушного транспортного средства (предмет преступления) значения не имеет, им может быть самолет, вертолет, дирижабль и др.

3. Объективная сторона заключается в нарушении правил международных полетов.

К нарушениям правил международных полетов относятся: полет с просроченным разрешением, несоблюдение коридоров пролета, посадка в аэропортах, не открытых для международных полетов, либо вылет из таких аэропортов, залет в запретные районы, отключение дальней связи, невключение опознавательных сигналов и др. При этом нарушение указанных правил должно создавать реальную угрозу безопасности международного воздушного движения. В противном случае деяние не может квалифицироваться по комментируемой статье, оно может рассматриваться, например, как дисциплинарное нарушение.

4. Не образует преступление вынужденное нарушение правил, например, вследствие потери ориентировки, технической неполадки, плохой видимости, действия различных помех, в связи с доставкой раненых и больных и т.п.

5. С субъективной стороны преступление может быть совершено как с умышленной, так и с неосторожной формой вины.

6. Субъектом преступления может быть любое вменяемое физическое лицо с 16-летнего возраста: гражданин России, иностранец либо лицо без гражданства. Как правило, это командиры кораблей, либо лица, осуществляющие непосредственное пилотирование, авиационные диспетчеры.

Статья 351 УК РФ. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Полный текст ст. 351 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 351 УК РФ.

Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 351 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения в сфере безопасного управления военной техникой, дополнительный — жизнь и здоровье человека;
2) объективная сторона: заключается в нарушении правил полетов или подготовки к ним. Обязательный элемент состава — последствия: смерть человека либо иные тяжкие последствия (например, существенный материальный ущерб). Нарушения могут заключаться в несоблюдении установленной высоты полета, нахождении в кабине летательного аппарата посторонних лиц, если это находится в причинной связи с тяжкими последствиями, заправке аппарата некачественным топливом с неизвестным источником происхождения, невыполнении всего комплекса требований по проверки технического состояния аппарата, управлении аппаратом в нетрезвом состоянии, при явном ухудшении здоровья и пр.;
3) субъект специальный: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе — во время прохождения ими военных сборов, осуществляющие пилотирование летательных аппаратов или подготовку их к полетам;
4) субъективная сторона: характеризуется неосторожной формой вины, как к совершаемым действиям, так и к последствиям.

3. Судебная практика. Приговором Архангельского гарнизонного военного суда от 22.06.2011 установлено, что проходящий военную службу по контракту гр.С., являясь руководителем полетов воздушных судов в ходе личной проверки летного поля аэродрома обнаружил, что последнее не в полной мере подготовлено к полетам. Несмотря на наличие недостатков в подготовке аэродрома к полетам, гр.С. принял аэродром от исполнявшего обязанности начальника аэродромной службы гр.В., как якобы находящийся в надлежащем состоянии. Позже при заходе на посадку истребитель под управлением гр.Е. выкатился на левую полосу, где столкнулся с вертикальным срезом плотного снега в месте сопряжения полосы с местами выкладки снега, и опрокинулся. В результате аварии самолет был разрушен, вследствие чего государству был причинен крупный ущерб в размере 86696850 руб. Гражданин С. был признан виновным, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года условно.

________________
235 URL: http://rospravosudie.com/court-arxangelskij-garnizonnyj-voennyj-sud-arxangelskaya-oblast-s/act-106701846/

Консультации и комментарии юристов по ст 351 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 351 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 271.1 УК РФ. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

Новая редакция Ст. 271.1 УК РФ

1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

Читайте так же:  Образец договора купли-продажи дома с земельным участком

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 271.1 УК РФ

Комментарий временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 271.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Введение в УК РФ данной нормы продиктовано необходимостью ужесточить ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства. В соответствии с Воздушным кодексом РФ и Федеральными правилами использования воздушного пространства РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138, устанавливается сравнительно упрощенный порядок использования воздушного пространства, что потребовало ужесточить уголовную ответственность за бесконтрольное его использование.

2. Объективная сторона предполагает деяние в виде действия — использования воздушного пространства без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством, и последствие в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека. Примером такого рода действий может служить использование воздушного пространства без разрешения или с нарушением его условий. Диспозиция статьи предполагает установление того, какая именно норма Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, связанная с разрешительным порядком использования, была нарушена. Нарушения уведомительного порядка использования воздушного пространства состава данного преступления не образуют, однако при наличии к тому оснований могут квалифицироваться по ст. 263 УК РФ.

Местом совершения преступления является воздушное пространство, понимаемое как уходящая ввысь от поверхности земли или водной поверхности и до высоты 100 — 110 км (правило, определяемое обычным международным правом; после указанной высоты воздушное пространство сменяется космическим) «пустота», не заполненная какими-либо предметами или зданиями и простирающаяся над территорией России, территориальным морем и внутренними водами. Предельно малые высоты (до 200 м. над уровнем земли или водной поверхностью) также следует включать в воздушное пространство, поскольку даже на этих высотах действуют указанные Федеральные правила.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

4. Субъект специальный: лицо, обязанное получить разрешение на использование воздушного пространства.

Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ)

Объектом преступления является установленный порядок международных полетов, призванный обеспечивать безопасность движения воздушного транспорта.

Объективная сторона преступления заключается в действиях по несоблюдению указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета либо иных нарушениях правил международных полетов.

Правила производства международных полетов установлены Воздушным кодексом и другими нормативными актами, международными соглашениями, заключенными с отдельными государствами.

Международным полетом признается полет, связанный с пересечением государственной границы РФ. Вылет из России и влет в Россию осуществляется согласно разрешения, выдаваемому экипажу воздушного судна, в котором указывается маршрут полета, место посадки и определены иные требования полета. Несоблюдение требований, указанных в разрешении, а также иные нарушения правил международных полетов, например, отсутствие опознавательных знаков или их не включение влечет уголовную ответственность по ст. 271.

Субъективная сторона преступления характеризуется формой вины в виде прямого умысла. Виновный сознает, что нарушает правила международных полетов и желает их нарушить.

Субъектом преступления могут быть члены экипажа воздушного судна, лица, ответственные за соблюдение правил международных полетов.

Статья 271 УК РФ. Нарушение правил международных полетов

Полный текст ст. 271 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 271 УК РФ.

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 271 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения по охране режима воздушного пространства РФ; факультативный — отношения по охране безопасности движения воздушного транспорта;
2) объективная сторона: общественно опасное деяние, выражающееся в нарушении правил международных полетов (в форме действия или бездействия);
3) субъект: специальный — лицо, обязанное соблюдать правила международных полетов (командиры и экипажей воздушных судов, диспетчеры и т.д.). Пассажиры на борту судна-нарушителя не несут ответственности по ст. 271 УК РФ;
4) субъективная сторона: умышленная форма вины.

Ответственность исключается, если нарушение правил было вынужденным.

Преступление считается оконченным с момента нарушения соответствующих правил (формальный состав).

2. Применимое законодательство:
1) Конвенция о международной гражданской авиации (гл.2; приложение 2 и др.);
2) ВзК РФ (глава 11 и др.);
3) Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» (раздел 3 и др.);
4) постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» и др.

[3]

3. Судебная практика: В судебно-следственной практике могут возникать сложности с квалификацией содеянного. Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с иными преступления, квалифицируемыми по совокупности со ст. 271 УК РФ (например, ст. 211, 226.1, 229.1, 263 УК РФ).

Консультации и комментарии юристов по ст 271 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 271 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Ст. 351 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является безопасность полетов военных летательных аппаратов, подготовка к полетам (аэродрома, экипажа, летательного аппарата, службы безопасности обеспечения полетов) и безопасное соблюдение иных правил эксплуатации летательных военных аппаратов.

Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, относится к преступлениям средней тяжести.

Предмет преступления — военные летательные аппараты, т.е. все находящиеся на вооружении армии и других войск самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, которые сконструированы для полета в атмосфере и космосе под воздействием входящей в устройство силовой установки: это все типы пилотируемых и беспилотных средств (самолеты, вертолеты, дирижабли, космические корабли и т.п.), летательные аппараты, поддающиеся управлению во время полета.

3. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов. Нарушение правил — это совершение действия (бездействия), противоречащего правилам полета, подготовки к полету или иным правилам эксплуатации военных летательных аппаратов.

Нарушения правил полетов связаны с нарушениями пилотирования летательных аппаратов, а нарушения правил подготовки к полетам — с невыполнением или ошибками в выполнении правил подготовки и допуска к полету членов экипажа либо нарушением правил подготовки к вылету самой машины. Подготовка летательного аппарата к полету — совокупность мер, выполняемых техническим и летным составом экипажа и всеми службами аэропорта в целях обеспечения безаварийного полета летательного аппарата на весь период выполнения задания (полета).

Читайте так же:  Как составить расписку в получении денежных средств за гараж по образцу

К иным правилам эксплуатации относят заправку самолета топливом, обеспечение боеприпасами, средствами тушения пожара, укомплектование штатными принадлежностями и другие меры, совершение которых предписано соответствующими нормативными актами о подготовке летательного аппарата к полету.

В качестве нарушений указанных правил полета, подготовки к полету и иных правил эксплуатации могут быть допуск к полету в сложных метеорологических условиях неподготовленного экипажа, неверная информация о метеорологической обстановке в районе предстоящего полета, нарушение командиром корабля высоты полета (коридора), ошибка штурмана в определении места нахождения самолета, заправка летательного аппарата некачественным топливом и др.

Выполнение военнослужащими обязанностей по обеспечению полета, подготовки к полету или иных правил эксплуатации, обеспечивающих безопасность полета летательного аппарата, в большей части фиксируется в соответствующих документах и докладывается руководителю полета.

Последствия преступления — это смерть человека или иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия носят оценочный характер (например, гибель летательного аппарата, причинение крупного материального вреда наземным объектам и сооружениям, срыв выполнения боевого задания). При оценке тяжести последствий следует учитывать степень отрицательного влияния вреда на боеспособность и боеготовность части, продолжительность времени, требуемого на устранение последствий, а также затраты на восстановление боеспособности части или летательного аппарата.

Обязательным признаком преступления является причинная связь между допущенным нарушением правил полета или подготовки к нему или иных правил эксплуатации военного летательного аппарата и фактическим наступлением последствий, указанных в комментируемой статье УК.

Акт комиссии по расследованию авиационных происшествий и заключения о причинах происшествия не освобождает правоприменительные органы от установления наличия причинной связи между допущенным нарушением правил полета, подготовки к нему и иных правил эксплуатации летательного аппарата в порядке, установленном УПК. Заключение экспертов может полностью совпадать с выводами комиссии, не совпадать частично или полностью. В последнем случае суд обязан установить причины допущения ошибок комиссией по расследованию авиационного происшествия.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанных последствий.

3. Субъект преступления — специальный: военнослужащий, осуществляющий полет, подготовку к полетам либо эксплуатацию летательных аппаратов.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

При легкомыслии военнослужащий предвидит возможность наступления последствий своих действий, но без достаточных оснований самонадеянно рассчитывает на объективно не способные меры предотвратить наступление этих последствий. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.

Статья 351 УК РФ. Нарушение правил полетов или подготовки к ним

Новая редакция Ст. 351 УК РФ

Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к Статье 351 УК РФ

1. Объектом преступного посягательства является установленный порядок производства полетов и подготовки к ним.

Правила полетов и подготовки к ним либо иные правила эксплуатации военных летательных аппаратов определены наставлениями, руководствами, инструкциями и другими нормативными актами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

2. К военным летательным аппаратам относятся находящиеся на вооружении боевые (истребители, бомбардировщики, штурмовики) и транспортные самолеты, самолеты-заправщики, вертолеты и другие летательные аппараты.

3. С объективной стороны нарушение правил полетов представляет собой несоблюдение их во время взлета самолета, его полета и посадки; нарушения правил подготовки к полету включают: несоблюдение порядка технического обслуживания летательного аппарата на земле, выпуск в полет неисправных аппаратов и т.д.

4. Уголовно наказуемыми являются лишь такие нарушения, которые повлекли смерть человека или иные тяжкие последствия.

5. К иным тяжким последствиям могут относиться причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью членам экипажа и другим людям, разрушение летательного аппарата, вывод из строя важных аэродромных коммуникаций, срыв выполнения боевой задачи и др.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной виной.

7. Субъектами преступного посягательства могут быть командир корабля, пилот, штурман, бортинженер, техник самолета, руководитель полетов, врач и другие военнослужащие, на которых возложены обязанности по обеспечению полетов и подготовки к ним.

8. Деяния, описанные в статье, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 351 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Данный состав преступления является специальным по отношению к составам, предусмотренным ст. ст. 263 и 271 УК РФ. Правила полетов, подготовки к ним, правила эксплуатации военных летательных аппаратов установлены ведомственными нормативными правовыми актами.

2. Объективная сторона состоит в нарушении правил: а) полетов, т.е. движения воздушного судна с начала взлета до окончания посадки; б) подготовки к ним, т.е. процесса приведения в готовность летного состава к выполнению полетных заданий; в) иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов.

3. Преступление окончено с момента причинения смерти человека либо наступления иных тяжких последствий (например, вред здоровью человека, существенный материальный ущерб, срыв боевого задания и т.д.).

Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов по статье 271 УК РФ

Ст. 271 УК РФ содержит перечень наказаний, которые назначают за нарушения правил перелетов в воздушном пространстве РФ. Это правонарушение признается опасным, так как в результате него могут произойти крупные авиакатастрофы. Здесь мы разберем сам состав деяния, особенности его квалификации и меры пресечения, которые суд определяет за него.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Какое законодательство устанавливает правила международных полетов

Полеты в воздушном пространстве РФ выполняются с учетом действующих законодательных актов:

[1]

  • Воздушный кодекс РФ (это основной источник права, регулирующий отношения в области использования воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации);
  • Закон о Гос. границе РФ (включает в себя правила ее содержания и пересечения гражданами и ТС);
  • Постановление Правительства РФ №138 от 11.03.2010 (устанавливает правила использования воздушного пространства РФ);
  • Сборники аэронавигационной информации РФ (содержат сведения постоянного или временного характера относительно аэродромов, воздушных трасс и т. д.);
  • международные договоры, заключенные РФ с другими странами (устанавливают порядок использования воздушного пространства на границах России с прочими государствами);
  • общепринятые нормы и принципы международного права в этой области (ИКАО и т. д.).

Все вышеуказанные нормативно-правовые акты имеют своей главной целью обеспечение безопасности прохождения воздушного пространства самолетами и прочими летательными аппаратами.

В отличие от норм, указанных в ст. 263 УК РФ, они отвечают именно за международные перелеты. При отступлении от них могут произойти крупные катастрофы, влекущие за собой большое количество жертв.

Читайте так же:  Оформляем приказ о сокращении штата

Внимание! Правила полетов в воздушных пространствах иностранных государств устанавливаются законодательствами этих стран.

Содержание статьи 271 УК РФ и комментариев к ней

Это небольшая статья, состоящая всего из одной части. В ней перечислены меры ответственности, к которым приговаривают преступников, совершивших следующие виды правонарушений:

  • использование иных маршрутов, не указанных в выданном разрешении;
  • прочие нарушения правил международных полетов (отклонение от установленного маршрута);
  • несоблюдение мест, где разрешено осуществлять посадку (например, самолет приземлился в аэродроме, где этого делать нельзя с учетом типа этого авиалайнера);
  • несоблюдение воздушных ворот (самолет перемещается по заданному воздушному коридору с нарушением параметров);
  • отклонение от высоты полета (самолет отклоняется от предписанных параметров);
  • отключение опознавательных знаков (так как может повлечь за собой путаницу и столкновение с прочими летательными объектами в небе);
  • влет самолета в запрещенные районы и т. д.

В статье приведен только примерный список возможных преступлений в этой области. По ней квалифицируются и такие, как влет в воздушное пространство в РФ с уже недействующим разрешением, полет на не соответствующем типе воздушного судна и пр.

Какие существуют нарушения – составы преступлений

Так как закон предоставляет лишь типичные правонарушения, совершаемые в подобной области, для более точной квалификации того или иного преступления рассматривается его состав. Его мы и разберем в этом разделе.

Предмет правонарушения – любые типы транспортных воздушных судов (сюда относятся и вертолеты, и самолеты, и дирижабли). Конкретный вид авиасредства не влияет на наличие состава правонарушения.

Объективная сторона преступления характеризуется тем, что нарушаются правила международных перелетов. Опасность для общества тут заключается в том, что вследствие этих нарушений могут возникнуть серьезные авиакатастрофы, уносящие жизни многих людей.

Объективная сторона преступления выражается как форме действия (при умышленном совершении пилотом или механиком действий, которые приводят к нарушению правил международных полетов), так и бездействия (когда лицо просто проигнорировало или не обратило должного внимания на отдельные нормы законодательства в области перелетов).

При квалификации преступлений в этой области сотрудники правоохранительных органов выясняют следующие вопросы:

  • какие правила международных перелетов действуют над определенной территорией;
  • в чем конкретно выразилось их нарушение;
  • было ли оно вынужденным (например, в случае поломки самолета пилот был вынужден посадить его в аэропорту, где посадка изначально не предполагалась).

Важно! Если было выяснено, что нарушение имело место в связи с техническими неполадками воздушного средства или плохих погодных условий, оно не будет образовывать состава преступления.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Субъективная сторона выражается в форме вины в виде прямого умысла. Это означает, что гражданин не только осознает, что он совершает противоправные действия, но и понимает, какие негативные последствия у них будут.

Допускается и неосторожность в виде преступной халатности или пренебрежения своими служебными обязанностями.

Состав преступления, предусмотренный по ст. 271 УК РФ, по конструкции формальный. Правонарушение считается оконченным в тот момент, когда нарушение уже допущено и не связано с наступлением материальных последствий.

Иногда нарушение правил международных перелетов происходит вместе с совершением прочих правонарушений: угоном самолета или контрабандой. Тогда преступление квалифицируется по совокупности с соответствующими статьями (ст. 211 или ст. 188 УК РФ).

Совокупность образуется и со следующими статьями:

  • ст. 205 УК РФ (совершение террористического акта);
  • ст. 206 этого же кодекса (содействие подобной деятельности);
  • ст. 263 (нарушение эксплуатации или движения ТС) и пр.

Поскольку состав нарушений правил международных полетов по законодательной конструкции формальный, сами преступления относятся к категории небольшой тяжести.

[2]

Объекты и субъекты преступлений

Объектом преступления, предусмотренного по ст. 271 УК РФ, выступает порядок выполнения полетов в воздушном пространстве более, чем одного государства, но местом совершения самого злодеяния остается территория РФ.

Субъекты злодеяния – члены экипажа воздушного судна (пилоты, механики, бортпроводники), которые отвечают за соблюдение правил международных полетов. Ими могут быть как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства.

Также это лица, уже достигшие 16 лет и без наличия каких-либо расстройств в психике.

К ним нельзя относить пассажиров, даже если они сами нарушают вышеуказанные правила. В отдельных случаях их действия квалифицируются по ст. 322 УК РФ (противоправное пересечение границы РФ).

Меры ответственности за нарушения

Суд избирает следующие виды наказаний:

  • штраф суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
  • арест на полгода с наложением запрета на занятие некоторых видов должностей или осуществление определенных видов деятельности на 3 года (последняя санкция признается необязательной и применяется по усмотрению судьи).

Наказание выбирается судом после рассмотрения всех обстоятельств происшествия и с учетом отягчающих и смягчающих факторов.

Заключение

Если члены экипажа воздушного судна нарушают правила международных перелетов, то их действия квалифицируются по ст. 271 УК РФ. Сюда не относятся случаи, когда они вынуждены это делать вследствие технических неполадок самолета или плохих метеоусловий. Наказаниями определяются штрафы, арест и запрет на занятие определенных должностей в области авиации. Конкретную меру ответственности избирает суд после рассмотрения дела в суде.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

(Москва)
(Санкт-Петербург)
(Федеральный номер)

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ в статью 271 внесены изменения

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Об уголовной ответственности за аналогичное преступление до 1 января 1997 г. см. статью 84 Уголовного кодекса РСФСР

Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Читайте так же:  Платная приватизация квартиры

Комментарий к Ст. 271.1 УК РФ

1. Объектом преступления является безопасность использования воздушного пространства РФ.

Порядок использования воздушного пространства РФ устанавливается в нормативных правовых актах (например, ВК, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (в ред. от 19.07.2012) ).
———————————
СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1649; 2011. N 37. Ст. 5255; N 40. Ст. 5555; 2012. N 31. Ст. 4366.

2. Объективная сторона заключается в использовании воздушного пространства РФ без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 1 комментируемой статьи), смерть двух или более лиц (ч. 2).

Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.

Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства — органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством РФ.

В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством РФ. Например, согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации требуется разрешение на использование воздушного пространства в запретных зонах, а также в зонах ограничения полетов, деятельность в которых осуществляется на постоянной основе; приграничной полосе; в случае авиационных работ, парашютных прыжков, подъема привязных аэростатов над населенными пунктами; при выполнении полетов с палубы военного корабля или невоенного судна в воздушном пространстве классов A и C над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию; беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G; аэростатами и дирижаблями в воздушном пространстве классов A и C.

3. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между деянием (использованием воздушного пространства РФ без разрешения) и вредными последствиями.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

5. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся пользователем воздушного пространства.

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ в статью 271 внесены изменения

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

См. комментарии к статье 271 УК РФ

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

>
Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации
Содержание
Уголовный кодекс (УК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ в статью 271 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

Статья 271. Нарушение правил международных полетов

Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок от трех до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Об уголовной ответственности за аналогичное преступление до 1 января 1997 г. см. статью 84 Уголовного кодекса РСФСР

См. комментарии к статье 271 Уголовного кодекса РФ

Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов по статье 271 УК РФ

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 271 УК РФ. Нарушение правил международных полетов

    Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

    Статья 271 УК РФ. Нарушение правил международных полетов

    Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов —

    наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Вернуться к оглавлению : Уголовный кодекс РФ в последней редакции

    Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов по статье 271 УК РФ

    Ст. 271 УК РФ содержит перечень наказаний, которые назначают за нарушения правил перелетов в воздушном пространстве РФ. Это правонарушение признается опасным, так как в результате него могут произойти крупные авиакатастрофы. Здесь мы разберем сам состав деяния, особенности его квалификации и меры пресечения, которые суд определяет за него.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

    +7 (499) 450-39-61
    Это быстро и бесплатно !

    Какое законодательство устанавливает правила международных полетов

    Полеты в воздушном пространстве РФ выполняются с учетом действующих законодательных актов:

    • Воздушный кодекс РФ (это основной источник права, регулирующий отношения в области использования воздушного пространства РФ и деятельности в сфере авиации);
    • Закон о Гос. границе РФ (включает в себя правила ее содержания и пересечения гражданами и ТС);
    • Постановление Правительства РФ №138 от 11.03.2010 (устанавливает правила использования воздушного пространства РФ);
    • Сборники аэронавигационной информации РФ (содержат сведения постоянного или временного характера относительно аэродромов, воздушных трасс и т. д.);
    • международные договоры, заключенные РФ с другими странами (устанавливают порядок использования воздушного пространства на границах России с прочими государствами);
    • общепринятые нормы и принципы международного права в этой области (ИКАО и т. д.).
    Читайте так же:  Какие документы нужны для установления отцовства

    Все вышеуказанные нормативно-правовые акты имеют своей главной целью обеспечение безопасности прохождения воздушного пространства самолетами и прочими летательными аппаратами.

    В отличие от норм, указанных в ст. 263 УК РФ, они отвечают именно за международные перелеты. При отступлении от них могут произойти крупные катастрофы, влекущие за собой большое количество жертв.

    Внимание! Правила полетов в воздушных пространствах иностранных государств устанавливаются законодательствами этих стран.

    Содержание статьи 271 УК РФ и комментариев к ней

    Это небольшая статья, состоящая всего из одной части. В ней перечислены меры ответственности, к которым приговаривают преступников, совершивших следующие виды правонарушений:

    • использование иных маршрутов, не указанных в выданном разрешении;
    • прочие нарушения правил международных полетов (отклонение от установленного маршрута);
    • несоблюдение мест, где разрешено осуществлять посадку (например, самолет приземлился в аэродроме, где этого делать нельзя с учетом типа этого авиалайнера);
    • несоблюдение воздушных ворот (самолет перемещается по заданному воздушному коридору с нарушением параметров);
    • отклонение от высоты полета (самолет отклоняется от предписанных параметров);
    • отключение опознавательных знаков (так как может повлечь за собой путаницу и столкновение с прочими летательными объектами в небе);
    • влет самолета в запрещенные районы и т. д.

    В статье приведен только примерный список возможных преступлений в этой области. По ней квалифицируются и такие, как влет в воздушное пространство в РФ с уже недействующим разрешением, полет на не соответствующем типе воздушного судна и пр.

    Какие существуют нарушения – составы преступлений

    Так как закон предоставляет лишь типичные правонарушения, совершаемые в подобной области, для более точной квалификации того или иного преступления рассматривается его состав. Его мы и разберем в этом разделе.

    Предмет правонарушения – любые типы транспортных воздушных судов (сюда относятся и вертолеты, и самолеты, и дирижабли). Конкретный вид авиасредства не влияет на наличие состава правонарушения.

    Объективная сторона преступления характеризуется тем, что нарушаются правила международных перелетов. Опасность для общества тут заключается в том, что вследствие этих нарушений могут возникнуть серьезные авиакатастрофы, уносящие жизни многих людей.

    Объективная сторона преступления выражается как форме действия (при умышленном совершении пилотом или механиком действий, которые приводят к нарушению правил международных полетов), так и бездействия (когда лицо просто проигнорировало или не обратило должного внимания на отдельные нормы законодательства в области перелетов).

    При квалификации преступлений в этой области сотрудники правоохранительных органов выясняют следующие вопросы:

    • какие правила международных перелетов действуют над определенной территорией;
    • в чем конкретно выразилось их нарушение;
    • было ли оно вынужденным (например, в случае поломки самолета пилот был вынужден посадить его в аэропорту, где посадка изначально не предполагалась).

    Важно! Если было выяснено, что нарушение имело место в связи с техническими неполадками воздушного средства или плохих погодных условий, оно не будет образовывать состава преступления.

    Субъективная сторона выражается в форме вины в виде прямого умысла. Это означает, что гражданин не только осознает, что он совершает противоправные действия, но и понимает, какие негативные последствия у них будут.

    Допускается и неосторожность в виде преступной халатности или пренебрежения своими служебными обязанностями.

    Состав преступления, предусмотренный по ст. 271 УК РФ, по конструкции формальный. Правонарушение считается оконченным в тот момент, когда нарушение уже допущено и не связано с наступлением материальных последствий.

    Иногда нарушение правил международных перелетов происходит вместе с совершением прочих правонарушений: угоном самолета или контрабандой. Тогда преступление квалифицируется по совокупности с соответствующими статьями (ст. 211 или ст. 188 УК РФ).

    Совокупность образуется и со следующими статьями:

    • ст. 205 УК РФ (совершение террористического акта);
    • ст. 206 этого же кодекса (содействие подобной деятельности);
    • ст. 263 (нарушение эксплуатации или движения ТС) и пр.

    Поскольку состав нарушений правил международных полетов по законодательной конструкции формальный, сами преступления относятся к категории небольшой тяжести.

    Объекты и субъекты преступлений

    Объектом преступления, предусмотренного по ст. 271 УК РФ, выступает порядок выполнения полетов в воздушном пространстве более, чем одного государства, но местом совершения самого злодеяния остается территория РФ.

    Субъекты злодеяния – члены экипажа воздушного судна (пилоты, механики, бортпроводники), которые отвечают за соблюдение правил международных полетов. Ими могут быть как граждане РФ, так и иностранцы или лица без гражданства.

    Также это лица, уже достигшие 16 лет и без наличия каких-либо расстройств в психике.

    К ним нельзя относить пассажиров, даже если они сами нарушают вышеуказанные правила. В отдельных случаях их действия квалифицируются по ст. 322 УК РФ (противоправное пересечение границы РФ).

    Меры ответственности за нарушения

    Суд избирает следующие виды наказаний:

    • штраф суммой до 200 000 руб. или з/п за полтора года;
    • арест на полгода с наложением запрета на занятие некоторых видов должностей или осуществление определенных видов деятельности на 3 года (последняя санкция признается необязательной и применяется по усмотрению судьи).

    Наказание выбирается судом после рассмотрения всех обстоятельств происшествия и с учетом отягчающих и смягчающих факторов.

    Заключение

    Если члены экипажа воздушного судна нарушают правила международных перелетов, то их действия квалифицируются по ст. 271 УК РФ. Сюда не относятся случаи, когда они вынуждены это делать вследствие технических неполадок самолета или плохих метеоусловий. Наказаниями определяются штрафы, арест и запрет на занятие определенных должностей в области авиации. Конкретную меру ответственности избирает суд после рассмотрения дела в суде.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Не нашли ответа на свой вопрос?
    Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Источники


    1. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.

    2. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.

    3. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.
    4. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.
    5. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
    Уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов по статье 271 ук рф
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here