Управление системой образования рф

Статья 89. Управление системой образования

Статья 89 . Управление системой образования

См. комментарии к статье 89 настоящего Федерального закона

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

[2]

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Часть 4 изменена с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

Управление образовательной системой в РФ

Система образования в РФ

Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют меж собой. Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от других учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования выступает как мощная совокупность сотрудничающих структур. Далее следует описание таких структур.

I. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные типы и дополнительные. К основным общеобразовательным программам относят:

У основных профессиональных встречаются такие:

  • Средне-профессиональные;
  • Высокопрофессиональные, куда относится выпуск бакалавров, специалистов и высококвалифицированных магистров;
  • Послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько последовательных форм освоения обучения в зависимости от реалий человеческой занятости и потребностей индивидуума:

  • В стенах аудиторий – очная, очно-заочная (вечерняя) заочная;
  • Внутрисемейное;
  • Самообразование;
  • Экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

II. Научные и образовательные институции. Они функционируют ради реализации учебных программ. Само понятие системы образования в РФ невозможно без определения, что же такое образовательное учреждение. Это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Еще учебное учреждение обеспечивает содержание и правильное воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ (России) выглядит так:

  • Первое звено – дошкольное обучение (детские садики, ясли-садики, центры раннего детского развития, прогимназии);
  • Второе звено – общеобразовательные заведения (школы, лицеи, гимназии), предлагающие начальное, основное и среднее образование;
  • Третье звено – среднее профобразование (училища, техникумы, лицеи, колледжи);
  • Четвертое звено – высшее образование (университеты, институты, академии);
  • Пятое звено – послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры).

Учреждения образования бывают:

  • Государственными – регионального и федерального устройства;
  • Муниципальными;
  • Негосударственными, то есть частными.

В любом случае это юридические лица и они определяют структуру системы образования в России, о которой речь пойдет ниже. Заведения образования распределены на:

  • Дошкольные;
  • Общеобразовательные;
  • Начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • Военного высшего профобразования и дополнительного обучения взрослых;
  • Дополнительного образования;
  • Специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, предполагающих управленческие и контрольные функции для работы с образовательной сферой и подведомственными им институциями.

ІV. Объединения юрлиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Структура

Учреждения – это главное звено структуры системы образования РФ. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу. Для нее разрабатываются специальные планы и своды правил.

Кратко систему образования в РФ описать очень сложно, поскольку она многообразна и основывается на разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности по мере каждой образовательной ступеньки. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения складываются в российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • Государственное;
  • Дополнительное;
  • Самообразование.
Читайте так же:  Нужно ли платить алименты после отказа от ребенка

Из каких компонентов складывается

Программы образования в педагогической системе РФ выглядят как самодостаточные и управляемые целостные структуры, состоящие из компонентов:

  • ФГОС, которые охватывают более 70% образовательных программ;
  • Национально-региональный.

Компоненты образования отражают диалектическое происхождение педагогики и ее цельный характер, а потому должны обеспечивать полноценное функционирование обучающих программ.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении ею глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям либо конкретным специальностям. Иными словами, человеку необходимо совершенствоваться. Система профессионального образования в России не была бы возможна без участия Петра I, придумавшего специализированное обучение 300 лет тому назад.

К основным задачам профобразования относятся:

  • Совершенствование материальной основы профобразования;
  • Создание на предприятиях центров практики;
  • Привлечение с производств специалистов для их участия в подготовке кадров;
  • Формирование специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Описать кратко систему образования в России маловероятно, поскольку она сегодня настолько впечатляющая, что не уложилась в основополагающую «бумагу» – закон «Об образовании», вышедший в 2015 году уже в четвертой редакции. В этом документе изложено лишь отношение к процессу обучения, и как оно подкреплено финансовой составляющей – ведь обучение для каждого жаждущего в стране считается бесплатным. Поскольку процесс обучения все время находится на стадии реформирования и совершенствования, возникает необходимость в цельной нормативной базе системы образования РФ. Ежедневно из-под пера чиновников появляются все новые документы, а потому завершить перечень нормативных бумаг вряд ли получиться, его можно только дополнять:

1. Конституция РФ;

2. Целевая программа развития образования;

3. Федеральные законы – «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования»;

4. Приказы Минобрнауки – «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы»;

5. Примерные положения об организации учебного процесса;

6. Концепция модернизации системы образования в России;

7. О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования;

8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В перечень следует включить законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» в образовательной системе.

Управление образовательной системой в РФ

Характеристика системы образования в России выглядела бы неполной без упоминания роли управленцев в процессе обучения. Директора школ, чиновники всех уровней входят в одну «семью» под именем «Управление системой образования».

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины в учебной сфере и написанием нормативно-правовых документов. Далее располагаются Федеральные агентства и кабинеты исполнителей на муниципальном уровне. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые могут быть делегированы на совершение определенных действий. Полномочия передаются от высшего уровня низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает передачу права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

[3]

Осуществление контрольной и надзирающей миссии за общими положениями управления передано государственно-общественной системе управления образованием в РФ. Подобные организации заняты в основном функционированием школ и тем, как внутри таких заведений выполняются принципы:

  • Гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • Систематичности и целостности;
  • Правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием, проходящая через все уровни:

  • Центральные;
  • Вневедомственные;
  • Республиканские;
  • Автономно-областные;
  • Автономно-окружные.

Благодаря тому, что система управления образованием РФ сочетает в себе централизованное с децентрализованным внутриучебное управление, удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций на благо коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений профессионально без дублирования, что приводит к повышению координации в действиях каждого из подразделений образовательной системы.

[1]

Управление системой образования в России

Читайте также:

  1. A14 — СДВОЕННЫЙ ПРЕСС С ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПОЛОЧЕК ПИДЖАКА
  2. CRM — Customer Relationship Management, или Управление взаимоотношениями с клиентами.
  3. Cегментация В2В рынка с учетом ценообразования.
  4. D) преобразования происходят постепенно, не изменяя существующий общественно-политический строй.
  5. E по уровню образования (характеризует наличие у работников определенного образования)
  6. F1: Управление человеческими ресурсами
  7. I. Нарушение образования импульса
  8. I. Современное общество и проблемы образования
  9. I. Современное общество и проблемы образования
  10. II. От распространения образования и развития трудолюбия и бережливости.
  11. II. Педагогическая система Я.А. Коменского и ее значение для понимания современных проблем образования и воспитания.
  12. II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

Одна из отличительных особенностей современной системы образова- ния – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Сущность государственно-общественного управления заключается в объединении усилий государства и общества в решении проблем образования, в предоставлении учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации образовательного процесса, различных типов образовательных учреждений. При этом человек является не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно совершающим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, форм отношений.

Гос-ый характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая гос-ая политика в области образования, зафиксированная в Законе «Об образовании».

В соответствии с законом, сфера образования в РФ провозглашается приоритетной, т.е. успехи России в социально-экономической и международной сферах связываются с успехами в системе образования. Приоритетность сферы образования предполагает также первостепенное решение ее материальных, финансовых проблем.

Организационной основой гос-ной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, принимаемая высшим органом законодательной власти – Федеральным собранием РФ на определенный срок. Фед программа – это организационно-управлен-ческий проект, содержание которого определяется как общими принципами гос-ой политики в сфере образования, так и объективными данными проведенного анализа состояния, тенденций и перспектив развития образования. Поэтому программа содержит 3 основных раздела: аналитический (освещение состояний и тенденций развития образования); концептуальный (изложение основных целей, задач, этапов программной деятельности) и организационный (определение основных мероприятий и критерии их эффективности).

Читайте так же:  Как продать кредитный автомобиль законно

Гос-ый характер управления системой образования закреплен следующей совокупностью принципов гос политики в области образования, сформулированных в Законе «Об образовании»:

· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития, воспитание гражданственности;

· единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и традиций в условиях многонационального государства;

· общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся;

· светский характер образования государственных, муниципальных ОУ;

· свобода и плюрализм в образовании;

· демократический, гос-но-общественный характер управ образованием, автономность ОУ.

Государственный характер управления образованием проявляется в соблюдении органами управления государственных гарантий прав граждан на образование независимо от национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии и убеждений.

Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), республиканские, краевые, областные, автономных регионов, муниципальные (местные).

Органы управления на местах проводят гос политику путем соблюдения государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национально-региональный компоненты с установлением обязательного минимума содержания образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки выпускников. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и создании условий для самоопределения и самореализации личности.

Государственные органы управления образованием – министерства образования, управления образованием в краях, областях, автономных округах в границах своей компетенции решают вопросы разработки и реализации целевых федеральных и международных программ; разработки государственных образовательных стандартов (ГОС) и установления эквивалентности документов об образовании; государственной аккредитации ОУ; расширения границ общественной аккредитации; аттестации педагогических кадров; определения перечня профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка, а также осуществляют контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой дисциплине в системе образования.

Для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при котором федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы занимаются решением конкретных финансовых, кадровых, организационных проблем.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 247 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Управление системами образования

Вернуться назад на Система образования

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:

• федеральном;
• региональном;
• муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).

Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.

Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.

Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.

Полномочия — это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия — это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.

Читайте так же:  Как определить кадастровую стоимость земельного участка

В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.

Реформа образований
Инновационные технологии в образовании
Социальная роль образования
Интеграция дополнительного образования
Управление качеством образования

Глава III. Управление системой образования (ст.ст. 28 — 38)

Глава III. Управление системой образования

О системе государственного управления образованием в Российской Федерации см. также постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. N 21

>
Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования
Содержание
Закон «Об образовании»

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 89 Управление системой образования

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования.

Статья 89. Управление системой образования

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

3. Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, а также федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные организации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, осуществляют координацию деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования в установленной сфере ведения.

Управление системой образования РФ

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Компетенция российской федерации, субъектов федерации и органов местного самоуправления в области образования

Под компетенцией понимают круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным правовым актом конкретному органу или должностному лицу.

Законодатель в Законе РФ «Об образовании» (ст. 28, 29) определил компетенцию и ответственность образовательного учреждения, органов местного самоуправления, субъектов РФ и самой РФ в области образования. Она является исчерпывающей и может быть изменена только в установленном законом порядке.

Читайте так же:  Порядок действий при оспаривании оценки кадастровой стоимости земельного участка

Содержание компетенции РФ в области образования устанавливает Правительство РФ. Она представляет собой совокупность прав, властных полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования. В ст. 28 Закона РФ «Об образовании», а также в ст. 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском образовании» определены права и полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов управления образованием по правовому регулированию образовательных правоотношений с помощью правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний др.).

В ведении Российской Федерации находятся не только принятие и изменение федеральных законов в области образования, но и контроль за их соблюдением.

Компетенция РФ предполагает возможность реализации государственной политики в сфере образования; регулирование управления образованием; ликвидации и реорганизации, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; правового регулирования финансового, информационного, научно-методического обеспечения деятельности учебных заведений.

Компетенция субъектов РФ представляет собой совокупность властных полномочий, отнесенных Конституцией РФ и другими правовыми актами к их ведению в сфере образования.

Совместная реализация компетенции РФ и ее субъектов в рамках единого образовательного пространства представляет собой решение общих вопросов образования; координацию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации в области образования.

Согласно ст. 3 Закона «Об образовании» субъекты РФ могут принимать свое законодательство. При этом они не имеют права ограничивать права физического или юридического лица по сравнению с федеральным законодательством в области образования, поскольку федеральные законы в сфере образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ.

Компетенция местных органов управления в сфере образования определена ст. 31 Закона РФ «Об образовании». Органы местного самоуправления непосредственно ответственны за реализацию права граждан в получении образования. Причем в соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) на органах местного самоуправления лежит миссия обеспечения получения гражданами РФ обязательного основного общего образования. Исключительной компетенцией органов местного самоуправления являются планирование, организация, регулирование и контроль деятельности органов управления образованием находящихся на их территории. Право формирования местных бюджетов в части расходов на образование, входящее в компетенцию органов самоуправления, указывает на необходимость проявления протекционистской политики органов местного самоуправления в данной сфере.

Органы управления образованием

Система управления образованием в РФ может быть представлена как внешним, так и внутренним управлением. Внешнее управление сферы образования РФ строится по линии: федеральные органы — региональные органы — муниципальные органы — гражданские образовательные учреждения.

Согласно постановлению Правительства РФ «О системе государственного управления образованием в РФ» сформированы следующие органы управления образованием: Министерство образования РФ; Министерства образования республик в составе РФ; Управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований; Комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга; органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) (по решению органов местного управления).

Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов.

Министерство образования Российской Федерации, как и другие органы управления, образованием, является юридическим лицом, имеет печать и бланк с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, бюджетные и иные счета (в том числе в иностранной валюте), открываемые в установленном порядке.

Помимо гражданских образовательных учреждений в РФ существует сеть военных и ведомственных общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений (например, образовательные учреждения Министерства внутренних дел, железнодорожных войск и т. п.), управление которыми осуществляется соответствующими ведомствами совместно с государственными органами управления образованием.

Так, например, управление военного образования Министерства обороны Российской Федерации, осуществляя контроль за состоянием образовательного процесса в вузах, занятых подготовкой военнослужащих, согласовывает квалификационные требования к военнослужащим — выпускникам вузов, учебные планы подготовки военнослужащих, расчеты объемов учебной работы профессорско-преподавательского состава, содержание образовательных программ подготовки военнослужащих с государственными образовательными стандартами профессионального образования, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.

Региональные органы управления образованием участвуют в разработке и реализации законов и правовых актов, не противоречащих федеральному законодательству. Органы управления образованием в отдельных территориях РФ создают условия для обновления содержания образования; организации управления образовательных учреждений; аттестации педагогических кадров; вопросы комплектования школ и др.

В каждом регионе складывается своя система органов управления образованием. Так, в Москве сложилась трехуровневая система управления: Московский комитет образования, окружные управления образованием и руководитель образовательного учреждения.

Комитет образования направляет свою деятельность на развитие системы образования, создание различных педагогических систем, нормативно-законодательных проектов, кадровое, материально-техническое, учебно-дидактическое и финансовое обеспечение столичного образования. Деятельность окружных управлений образования направлена на создание условий разработки и реализации комплексных педагогических систем, координацию межведомственных связей с органами здравоохранения, культуры, правоохранительными органами, районными управами и другими службами, причастными к сфере образования.

Внутреннее управление образованием, т. е. непосредственное управление образовательным процессом, осуществляется руководством образовательного учреждения.

Правовая культура
Правовая ответственность
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Правовая реализация
Правовая система

Государственная система управления образованием

Объектами управления в рассматриваемых нами случаях явля­ются образовательные системы (управляемые системы), а субъек­тами управления — различные службы управления, представляю­щие государственно-общественную систему управления.

Представим систему управления образованием в Российской Федерации, опираясь на положения ст. 37 Закона РФ «Об образо­вании» (рис. 12). Системообразующим компонентом этой системы выступает цель образования в стране, детерминирующая управ­ленческую деятельность на всех уровнях.

В структуру системы управления включены следующие компонен­ты, представляющие собой различные службы управления:

-федеральные (центральные) органы управления образованием;

— государственные органы управления образованием субъекта РФ — Администрации (Правительства) республик, краев, облас­тей, входящих в состав Российской Федерации;

Читайте так же:  Все об оценке недвижимости

Рис. 12. Органы управления образованием в Российской Федерации 104

— местные (муниципальные) органы управления образовани­ем, создаваемые по решению соответствующих органов местного самоуправления;

— администрация образовательного учреждения и обществен­ные структуры управления, созданные в нем.

К федеральным прежде всего относится Министерство образования и науки РФ, являющееся федеральным органом исполнительной власти. Этот орган осуществляет функции по выработке государственной по­литики и нормативно-правовому регулированию в сфере обра­зования, научной, научно-технической и инновационной деятель­ности, интеллектуальной собственности, а также в сфере моло­дежной политики, воспитания, опеки, попечительства и соци­альной защиты обучающихся (воспитанников). В состав Министер­ства образования и науки РФ входят департаменты, управления, отделы. Кроме того, существуют федеральные ведомственные орга­ны управления образованием (например, Управление образова­тельными учреждениями Министерства путей сообщения, Управ­ление общеобразовательными учреждениями Министерства ино­странных дел и т.д.).

В ведении Министерства образования и науки РФ находятся Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патен­там и товарным знакам. Федеральная служба по надзору в сфере образования, осуществляющая контрольные функции, Федераль­ное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.

Государственные органы управления образованием субъекта Рос­сийской Федерации могут быть представлены такими службами, как Министерства и Комитеты по образованию и науке, департа­менты (республиканские, краевые, областные), управления (на­пример, Управление по профессиональному образованию, Уп­равление по средним общеобразовательным школам, Управление по дошкольным образовательным учреждениям и т.д.), отделы.

Согласно Закону РФ «Об образовании» в компетенцию го­сударственных органов управления образование м входят:

— разработка и реализация целевых федеральных и междуна­родных программ в области образования;

— разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификации) документов об образовании;

— государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;

-установление порядка аттестации педагогических и руководя­щих работников образовательных учреждений различных типов и видов и требований к образовательным цензам данных работников; — формирование структуры системы образования;

— прямое финансирование деятельности учрежденных этими органами образовательных учреждений;

— создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;

— разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;

— прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из федерального бюджета субвенций на нужды развития образования в регионах;

— контроль за соблюдением законодательства Российской Фе­дерации в области образования, государственных образователь­ных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Администрации местных (муниципальных) образований (городов, поселков и т.д.) в Российской Федерации в целях управления образованием на муниципальном уровне создают такие службы, как управления, комитеты и т.д. В их состав могут входить различ­ные отделы (отдел по работе со школами, дошкольный отдел, районные территориальные отделы, централизованные бухгалте­рии, хозяйственно-эксплуатационная контора) и секторы.

К компетенции местных (муниципальных) органов управле­ния образованием, входящих в состав органов местного самоуп­равления, согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» относятся:

— планирование, организация, регулирование и контроль дея­тельности всех структур управления образованием, образователь­ных учреждений в целях осуществления государственной полити­ки в области образования;

— участие в формировании местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования си­стемы образования;

-обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреж­дения;

-регулирование в пределах своей компетенции отношений соб­ственности в системе образования;

— участие в создании, реорганизации и ликвидации муници­пальных образовательных учреждений;

-участие в назначении руководителей муниципальных образо­вательных учреждений;

— инициативное участие в строительстве зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений;

— использование муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования.

По ст. 35 Закона РФ «Об образовании» управление образова­тельным учреждением осуществляется в соответствии с законода­тельством РФ, уставом образовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Администрация является штатной структурой школы. В нее вхо­дят директор общеобразовательной школы и его заместители, назначаемые в соответствии со штатным расписанием, которое утверждается Учредителем образовательного учреждения. В управ­ленческой практике директор муниципального общеобразователь­ного учреждения чаще всего назначается Учредителем, в качестве которого выступает муниципальный орган управления образова­нием. Директор подбирает и назначает своих заместителей — за­местителя по учебно-воспитательной работе, заместителя по вос­питательной работе и заместителя по административно-хозяйствен­ной работе. Иногда (по возможности) в состав администрации включаются заместитель директора по научной работе, замести­тель директора по методической работе и т.д.

Важную роль в управлении общеобразовательной школой игра­ют общественные структуры управления (самоуправления), создан­ные самим образовательным учреждением. К формам самоуправ­ления относятся: собрание трудового коллектива, совет образова­тельного учреждения, попечительский совет, педагогический со­вет, родительский комитет, профсоюзный комитет, методичес­кие объединения (предметные кафедры) учителей, органы уче­нического самоуправления и др. Органы самоуправления избира­ются и функционируют в соответствии с уставом общеобразова­тельного учреждения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9970 —

| 7475 — или читать все.

Источники


  1. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  2. Дмитриев, О. В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев. — М.: ЮРИСТЪ, 2005. — 400 c.

  3. Ильин, В.А. История и методология физики. Учебник для магистратуры / В.А. Ильин. — М.: Юрайт, 2016. — 800 c.
  4. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
  5. Неуймин, Я. Г. Вопросы истории и методологии автоматизации промышленного производства / Я.Г. Неуймин. — М.: Главная астрономическая обсерватория АН СССР, 2014. — 160 c.
Управление системой образования рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here