Выкупная цена аварийного жилья

Выкупная цена аварийного жилья

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Выкупная цена аварийного жилья. Судебная практика

    Дом признан аварийным и подлежащим сносу. Собственник жилого помещения не согласился на предоставление другого жилья взамен квартиры в аварийном доме и пожелал получить выкупную цену. Что включает в себя выкупная цена изымаемого жилого помещения?

    В соответствии с ч. 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ, в выкупную цену включается:

    — рыночная стоимость изымаемого жилого помещения;

    — все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения…;

    — убытки, причиненные переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

    В Обзоре судебной практики, Верховный Суд РФ на примерах из судебной практики дополнительно разъяснил, что в выкупную цену должны включаться следующие расходы собственника изымаемого жилья:

    — расходы на переезд;

    — расходы по оплате услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения;

    — расходы по оформлению договора купли-продажи иного жилого помещения;

    — компенсация за непроизведенный капитальный ремонт (в частности, указано, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения).

    Подробнее об этом см. раздел 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года.

    Программа ветхое жилье

    Выселение без предоставления другого жилого помещения возможно лишь согласно основаниям, указанным в Жилищном кодексе Российской Федерации. Каждому человеку законом гарантировано право на жилище и достойные условия жизни. Расселение жилья, признанного аварийным или ветхим, и предоставление выселенным гражданам пригодных для проживания жилых помещений – одна из первоочередных задач и обязанностей государства.

    Вопрос ветхого жилья регулярно рассматривается законодателем, принимаются новые нормативные акты, вносятся корректировки в существующие законы о ветхом и аварийном жилье. На территории Российской Федерации действуют государственные программы, призванные улучшить жилищные условия людей, относящихся к различным социальным группам.

    Программы реализуются на федеральном и региональном уровнях, каждый субъект России обязан реализовывать жилищные программы для поддержки населения в рамках общегосударственной политики, направленной на улучшение жилищных условий граждан.

    Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

    Бесплатная горячая линия
    8 800 511 38 27
    (Москва и регионы РФ)

    Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации

    В 2010 году был принят закон о расселении ветхого жилья, закрепляющий порядок выселения из зданий жилого фонда, непригодных для проживания, и условия предоставления новых жилых помещений. Разработаны федеральные программы, регулирующие вопросы жилищной сферы. Регионы также участвуют в государственной политике, и разрабатывают местные программы, решающие вопрос расселения из ветхого и аварийного жилья.

    Сельская местность

    Программа предоставления гражданам жилья, взамен квартир в ветхом и аварийном фонде, распространяется на всей территории Российской Федерации. Действует программа и в сельской местности. Задачей программы является выдача жилых помещений населению, проживающему в домах, непригодных для проживания, а также ликвидация всего существующего в регионе ветхого жилого фонда.

    Для выполнения целей программы созываются комиссии, которые правомочны признать дом непригодным для проживания, впоследствии такое здание подлежит ликвидации.

    Также программа направлена на обеспечение людей, проживающих в деревенской местности, новым жильем, в связи с этим проектируется и застраивается новый жилой фонд.

    Ликвидация ветхого жилья и переселение людей в новые здания в рамках государственной программы финансируются из бюджета сельского поселения, а также привлеченных средств.

    Переселение

    Если дом признан ветхим, и властями региона принято и подписано решение о расселении дома, жильцы переселяются в новое помещение в рамках государственной программы в установленный срок. Переселение осуществляется с соблюдением ряда условий:

    1. Жилье должно быть благоустроенным.
    2. Жилье должно находиться в том же населенном пункте, где ранее проживали граждане.
    3. Помещение должно быть не меньше по площади, чем квартира, в которой люди проживали до переселения.

    Указанные правила соблюдаются в отношении граждан, пользовавшихся жилищем на условиях договора соцнайма, для собственников при переселении предлагается выкупная цена помещения либо предоставляется равнозначное жилище. Под равнозначным понимается помещение, содержащее столько же комнат, и имеющее площадь не меньше, чем квартира в старом доме.

    Программа переселения не предполагает улучшения жилищных условий людей, выселяемых из ветхого фонда. Гражданину будет предложено жилье с таким же количеством комнат и той же площади, что и в расселяемом доме. На практике случаются обратные ситуации: новая квартира имеет меньшую площадь. В таких случаях целесообразно обращаться в судебные органы.

    Снос

    Дома подвергаются сносу по решению уполномоченных органов в случаях:

    1. Когда с просьбой о признании жилья ветхим и последующим сносе обращаются граждане, в этом случае собирается комиссия и принимается решение о необходимости сноса.
    2. Когда государственная программа запланировала ликвидацию строения.

    Регионы Российской Федерации имеют свои программы по расселению и сносу. По общему правилу, первоочередному сносу подлежат здания, которые были официально признаны ветхими до 2012 года.

    Для сноса строения необходимо получить официальное распоряжение, которое выдается после принятия решения о сносе коллегиальным органом – комиссией. Снос происходит поэтапно: основные конструкции здания разрушаются механическим воздействием, в окончании процесса обрушиваются оставшиеся части здания.

    Читайте так же:  Право семей с детьми на региональный материнский капитал

    В исключительных случаях основные конструкции здания сохраняются, так как они могут использоваться для возведения нового помещения.

    Расселение

    Реализация государственной программы на бумаге и на практике может иметь существенные различия. Если дом официальным решением признан ветхим и подлежащим сносу, какие права есть у жильцов?

    1. Если выселяемый человек является собственником, он имеет право получить выкупную стоимость квартиры, иными словами, гражданин вправе забрать стоимость жилища деньгами и приобрести на эту сумму новую квартиру на свое усмотрение. Выкупная стоимость включает сумму на покупку жилья и расходы, связанные с его приобретением, переездом, оформлением документации, учитывается даже упущенная выгода гражданина. Для объективного представления о выкупной стоимости собственник может обратиться за официальной оценкой помещения, оценка поможет сориентироваться в истинной цене квартиры.
    2. Если выселяемый человек является собственником, он имеет право получить равнозначное жилище. Собственник имеет право получить квартиру, равную прежней по метражу и количеству комнат.
    3. Если выселяемый гражданин проживает в квартире на условиях социального найма, он имеет право получить равнозначное жилье. При этом важно знать свои права, чтобы не допустить их нарушения. Если у жильцов было изолированное жилое помещение, государство не вправе переселить их в коммунальную квартиру.

    Закон устанавливает: защита собственности и вещных прав осуществляется с учетом пропорциональности и соразмерности, таким образом обеспечивается баланс законных интересов и прав всех участников жилищных правоотношений. В случае нарушения прав, жильцы дома могут обратиться с исковым заявлением в суд.

    Если здание по своим техническим и архитектурным характеристикам уже не исполняет функции жилья, пригодного для проживания, однако, властями не предпринимается действий для признания его ветхим, люди продолжают жить в здании, рискуя жизнью и здоровьем, граждане вправе обратиться в судебную инстанцию.

    Государственные органы тоже могут обратиться в суд, в случае, если жилец отказывается покидать здание, официально признанное ветхим и подлежащее сносу.

    Государственная программа ветхое жилье, при условии ее добросовестной и своевременной реализации, решит жилищный вопрос для значительной части населения, проживающего в городах и сельской местности Российской Федерации. Любые действия государственных органов федерального и регионального уровня в сфере жилья должны осуществляться с безоговорочным соблюдением принципа: исполнение государственной жилищной программы не может ущемлять законных прав и интересов граждан, это противоречит принципам основного закона государства.

    Выкупная цена аварийного жилья

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Порядок (процедура) выплаты собственнику компенсации за аварийное жилье (выкуп)

    Межведомственной комиссией наш дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако никаких действий после этого орган местного самоуправления не предпринял. Должна ли соблюдаться какая то процедура (порядок действий) по выплате собственнику денежной компенсации (или предоставления взамен иного жилья) за жилое помещение в доме признанном комиссией аварийным?

    Часть 10 статьи 32 ЖК РФ содержит следующие нормы права:

    «признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 — 3, 5 — 9 настоящей статьи».

    В частях 1-3 статьи 32 ЖК РФ указано следующее:

    «жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

    Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

    Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    В частях 5-9 статьи 32 ЖК РФ содержатся следующие нормы права:

    «Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

    Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

    При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

    Читайте так же:  3 шага для получения прописки на даче, или можно ли прописаться на дачном участке в деревне

    По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

    Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи».

    Таким образом, изъятию каждого жилого помещения в аварийном доме путем выкупа либо путем предоставления другого жилого помещения предшествует совершение следующих обязательных действий:

    1. Многоквартирный жилой дом признается межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу;

    2. Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок;

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    3. В случае, если собственники в установленный в требовании о сносе срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по субъекту Федерации).

    Обязательность соблюдения процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения

    Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. На это обращалось внимание и в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года, где содержатся следующие разъяснения:

    «Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?

    [3]

    Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

    В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 — 3, 5 — 9 ст. 32 ЖК РФ.

    Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

    Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ».

    Об обеспечении жилищных прав собственников выкупаемых жилых помещений рекомендуем статьи:

    Выселение из аварийного дома: выкупная цена или другое жилье?

    Пример заявления в суд об оспаривании бездействия, обязании принять решение об изъятии земельного участка и жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу путем выкупа

    Ветхое и аварийное жилье

    Аварийное и ветхое жилье препятствует полноценному развитию городской инфраструктуры, портит как внешнюю, так и инвестиционную привлекательность города. Аварийные дома, к тому же, потенциально опасные для жизни обитателей.

    Что это такое

    В российском законодательстве нет такого понятия, как ветхое жилье, в отличие от аварийного. Однако его можно найти в названиях различных федеральных и региональных программ по расселению граждан, а также в текстах судебных актов. То есть, в юридическом обиходе этот термин все-таки широко используется.

    Читайте так же:  Как выглядит договор купли-продажи моторной лодки между физическими лицами

    В простонародье иногда считается, что «ветхий дом» – всего лишь разговорный эквивалент официально закрепленного «аварийного жилья». Но на самом деле ветхое и аварийное жилье – это не тождественные понятия. В чем же заключается разница между ними?

    1. Аварийные дома – это здания, имеющие полуразрушенные несущие конструкции и жилые помещения, что делает проживание в доме опасным для жизни.
    2. Ветхие дома – это устаревшие здания, в которых можно проживать без какой-либо опасности для здоровья и жизни.

    Онлайн чат снизу справа, юрист консультант всегда на связи

    Бесплатная горячая линия
    8 800 511 38 27
    (Москва и регионы РФ)

    Помощь юриста на странице бесплатной юридической консультации

    Говоря о ветхом здании, нужно помнить о двух важных моментах:

    1. Ветхими считаются деревянные дома, изношенные больше, чем на 65%, каменные и кирпичные – больше, чем на 70%. Степень износа определяется специальной технической экспертизой.
    2. Состояние дома выражается в процентах лишь приблизительно, поскольку точной формулы для этого не существует. Соответственно, решение о признании жилья ветхим принимают уполномоченные органы – специально созданная межведомственная комиссия.

    Заметим, что вышеуказанные характеристики аварийного и ветхого жилья взяты из Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД за 2004 год, которое официально нигде не публиковалось.

    Если эксперты признают многоквартирный дом (МКД) аварийным, то власти должны снести его, а жильцов переселить в безопасные квартиры (хотя это не всегда происходит сразу после экспертизы, иногда требуются существенные временные рамки для принятия властями соответствующего решения). О

    битатели же ветхих домов оказываются в более невыгодном положении. Как показывает практика, они дожидаются переселения только в том случае, если их дом подпадает под снос с целью освобождения территории для новой постройки. Однако все зависит от региональной власти. В некоторых районах РФ переселение собственников из ветхого жилья является приоритетной задачей жилищной политике.

    Итак, мы выяснили, что ветхое жилье значительно отличается от аварийного. Действительно, дом может десятилетиями считаться ветхим, но так и не перейти в разряд аварийного, а совершенно новая и абсолютно далекая от ветхости постройка в любой момент рискует оказаться аварийной. Ведь никто не отменял природные катаклизмы и механические повреждения.

    Но, несмотря на разные характеристики и статус в российском законодательстве, термины «ветхое» и «аварийное» жилье «идут под руку», если дело касается программ переселения, регионального реестра домов и так далее. То есть, в юридическом обиходе эти понятия, как правило, подпадают под одинаковые правила.

    Следует подчеркнуть, что в различных юридических источниках употребляется такое понятие, как непригодные для проживания помещения и дома. Именно к этой категории и относятся ветхие здания. Сюда же входят и аварийные дома. Обратим внимание на следующие законы:

    1. «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (2006 г.). В документе установлено, что непригодное для обитания жилье – это жилые дома или помещения, пребывающие в аварийном или ветхом состоянии, а также те, что подвержены вредному воздействию внешних факторов.
    2. Статья 32 и статья 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, где говорится о правах и обязанностях жильцов и органов власти. В статье 32 указывается, что владельцы аварийного жилья могут рассчитывать на материальное возмещение, которое равняется оценочной стоимости недвижимости.
    3. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (№185). Этот федеральный закон не вносит изменений в порядок переселения. Он делает акцент на необходимости выполнения правил жилищного законодательства. Выполнение закона осуществляется за счет конкретных муниципальных актов, определяющих объекты, подлежащие расселению.

    Очередность таких объектов выстраивается соответственно к:

    1. Дате признания дома ветхим или аварийным, что указано в техническом акте по поводу состояния жилища.
    2. Мтепени износа жилья.
    3. Под расселение могут подпадать даже частные приватизированные дома, если они располагаются на муниципальной территории.

    Таким образом, мы видим, что закон о ветхом жилье состоит из тех же правовых актов, что и закон об аварийных жилищных домах.

    При желании приватизировать ветхое жилье, необходимо задуматься о некоторых минусах этого серьезного шага.

    1. Взамен мало места. В случае сноса здания каждый субъект, зарегистрированный в квартире, может получить не более 18 квадратных метров в новом жилище. Если речь идет о двух или более семей, проживающих вместе в одном жилище, то каждая из них сможет претендовать впоследствии только на свою жилплощадь (но не квартиру!).
    2. Невыгодность слишком маленькой квартиры. Квадратные метры утерянного жилья обернутся собственникам в лучшем случае равноценной жилплощадью. Если же квартира слишком маленькая, то это вообще грозит выплатой только одной стоимости снесенной жилплощади.
    3. Налог на ветхое жилье. Это очень существенный недостаток приватизации квартиры, поскольку за собственное жилье придется выделять финансы на проведение капитального ремонта, а также платить за содержание общего имущества МКД. При этом нужно учитывать, что налог на недвижимость имеет свойство постоянно увеличиваться в размере. Это важно! Наниматели муниципальных квартир освобождаются от любых дополнительных выплат.

    Программа составляется отдельно в каждом регионе. В конкретном документе указывается количество МКД, а также численность обитателей аварийного или ветхого дома. Помимо процесса переселения местная власть заведует также капитальным ремонтом. Органы власти должны утверждать планы, а также обозначать список работ и устанавливать график их проведения.

    Если проводят капитальный ремонт аварийного дома, то обитателей расселяют в новую временную жилплощадь, выданную маневренным фондом.

    1. Финансовые средства государства.
    2. Местный бюджет.
    3. Денежные средства Товарищества собственников жилья (ТСЖ) и др.

    Для переселения обитателям ветхого и аварийного жилья понадобятся следующие документы:

    1. Письменное заявление жильца о неподобающем состоянии дома.
    2. Постановление органа местной власти.
    3. Документы на владение квартирой, из которой нужно выселиться.
    4. Свидетельство о регистрации права собственности (в территориальном управлении Росреестра).
    5. Акт, подтверждающий техническую экспертизу об износе.
    6. Проект реконструкции помещения (в случае необходимости признания нежилого помещения жилым).
    7. План этажей аварийного или ветхого МКД.
    8. Другие документы (на усмотрение заявителя).
    Читайте так же:  Как снять нерадивого председателя тсж с должности, и можно ли ему уволиться по собственному желанию

    Выкупная цена

    В процессе переселения жильцов из ветхих и аварийных домов региональная власть должна выполнить один из нижеприведенных вариантов обязанностей:

    1. Выплатить жильцу (бывшему собственнику) выкупную стоимость его жилья.
    2. Предоставить новую квартиру, засчитывая стоимость ветхого жилья в выкупную цену.

    Размер выкупной цены зависит от текущей стоимости недвижимости на рынке. Устанавливают его, опять-таки, органы муниципалитета.

    Существует достаточно много случаев, когда городская власть заведомо хочет снизить выкупную цену на жилье, аргументируя это ветхим состоянием, неразвитостью находящейся рядом инфраструктуры или другими туманными выражениями.

    Если обитатель ветхой или аварийной квартиры не соглашается с выкупной стоимостью квартиры, он имеет право обратиться за помощью в суд. Но судебное разбирательство по закону должно начаться не позднее, чем через два года после принятия городской властью соответствующего решения о переселении гражданина (и его семьи) из аварийного или ветхого жилища.

    Сложные юридические неоднозначности, связанные с ветхим и аварийным жильем, определяются тем, что жилищное законодательство дополняется множеством местных актов. Часто это приводит к неправильному или неполному пониманию процесса переселения со стороны некоторых граждан. Поэтому для разъяснения всех трудных моментов желательно обращаться за консультацией к опытным юристам.

    Мы надеемся, что немного прояснили ваш взгляд на аварийное (ветхое) жилье: что это такое, каковы его особенности, в чем его разница и сходство с аварийным жильем.

    Выкупная цена аварийного жилья

    Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Выкупная цена за квартиру в аварийном доме. Что делать если не согласен с размером?

    Многоквартирный дом, где находится квартира, принадлежащая мне на праве собственности, признан аварийным и подлежащим сносу. Мне предлагают выкупную цену за мою квартиру, однако я не согласен с ее размером. Каковы последствия отказа от предложенной суммы и отказа от какого-либо диалога с администрацией вообще?

    Отказываться от диалога не имеет смысла. Наоборот, такой отказ будет восприниматься как молчаливое согласие с предложенным вариантом выкупной цены за ваше жилое помещение. Если не согласны с ценой — оспаривайте, представьте свою оценку.

    Напомним, что согласно ч. 7 статьи 32 ЖК РФ, при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

    В случае спора в суде, последний оценит представленные сторонами доказательства, если же одна из сторон отсутствует в судебном заседании и не озаботилась представлением доказательств, то решение будет вынесено по имеющимся в деле доказательствам.

    Пример из судебной практики:

    «. Администрация города Перми обратилась в суд с иском к Б.В. После неоднократного изменения исковых требований просила:

    — Обязать Б.В. принять выкупную цену в размере 1443 900 руб. за 310 доли домовладения N . по ул. . выкупаемых в связи с изъятием жилого помещения путем выкупа.

    — Прекратить право собственности Б.В. на 310 доли в праве долевой собственности в 1-этажном бревенчатом жилом доме с кирпичным подвалом общей площадью 64,7 кв. м, в том числе жилой площадью 47,1 кв. м (лит. А), с 2-холодными пристроями (лит. а, а1), площадкой (лит. а2), одноэтажный бревенчатый жилой дом общей площадью 49,7 кв. м, в том числе жилой 38 кв. м (лит. Б) с холодным пристроем (лит. б), площадка (лит. 61, 62), двумя уборными (лит. Г, ГЗ), сараем (лит. Г2), забором (лит. 1) по адресу .

    — Выселить Б.В. из домовладения по ул. . без предоставления другого жилого помещения.

    — Признать право собственности за муниципальным образованием «Город Пермь» на 3/10 доли в праве долевой собственности в 1-этажном бревенчатом жилом доме с кирпичным подвалом общей площадью 64, 7 кв. м, в том числе жилой площадью 47, 1 кв. м (лит. А), с 2-холодными пристроями (лит. а, а1), площадкой (лит. а2), одноэтажный бревенчатый жилой дом общей площадью 49,7 кв. м, в том числе жилой 38 кв. м (лит. Б) с холодным пристроем (лит. б), площадка (лит. 61, 62), двумя уборными (лит. Г, ГЗ), сараем (лит. Г2), забором (лит. 1) по адресу . л.д. 72-73).

    Судом первой инстанции установлено, что 7.09.2007 года заключением межведомственной комиссии жилой дом по адресу г. . признан аварийным (л.д. 5).

    26.09.2007 года постановлением администрации г. Перми на собственников жилого дома N . по ул. . возложена обязанность по освобождению занимаемых жилых помещений в недельный срок после подписания постановления и сносу аварийного жилого дома до 10.10.2007 года л.д. 9).

    Постановлением администрации г. Перми N 514 от 06.12.2007 года на основании п. 10 ст. 32 ЖК РФ и в связи с признанием многоквартирного жилого дома N . (2 строения) по ул. . аварийным и подлежащим сносу, были изъяты для муниципальных нужд путем выкупа 310 и 3/20 доли в жилом доме N . по ул. . (л.д. 8).

    [2]

    Б.В. является собственником 310 доли домовладения по адресу . на основании договора дарения от 22.12.1996 года (л.д. 10).

    29.01.2008 года Б.В. Управлением жилищных отношений Администрации г. Перми было направлено уведомление о необходимости решения вопроса выкупа доли в праве собственности, а также проект договора об изъятии жилого помещения путем выкупа, и предоставлен срок для добровольного заключения данного договора до 10.02.2008 года л.д. 11-12).

    Читайте так же:  Проведение дополнительной экспертизы

    В указанный срок Б.В. в администрацию города Перми для заключения договора об изъятии жилого помещения путем выкупа не обратилась.

    Установив выше изложенные обстоятельства и проанализировав представленные доказательства, суд пришел к законному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Администрации г. Перми о возложении на Б.В. обязанности по принятию выкупной цены. При этом суд правильно исходил из того, что Администрацией г. Перми выполнен предусмотренный законом порядок изъятия для муниципальных нужд жилых помещений путем выкупа, ответчица Б.В. в течение предоставленного ей уведомлением срока в Администрацию г. Перми для заключения договора об изъятии жилого помещения путем выкупа не явилась, возражений, доводов и доказательств в опровержение заявленных требований суду не представила, заключение об оценке выкупной стоимости не оспорила.

    Возложение на ответчицу обязанности по принятию выкупной цены является основанием для прекращения ее права собственности на проданную долю, и выселения ее без предоставления другого жилого помещения, так как распоряжение правом собственности на 310 доли домовладения по адресу . влечет прекращение всех прав и обязанностей в отношении данного имущества, в том числе, право пользования, распоряжения, проживания и т.д. Кроме того, Б.В., получив выкупную цену, имеет возможность приобрести иное жилое помещение.

    Материалы дела исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

    Доводы кассационной жалобы ответчицы о нарушении судом норм процессуального права, поскольку решение было вынесено судом в отсутствие ответчицы, что существенным образом нарушило ее конституционные и процессуальные права, являются несостоятельными и не влекут необходимость отмены судебного решения.

    ..Доводы жалобы ответчицы о нарушении судом норм материального права являются необоснованными, поскольку материальный закон применен судом первой инстанции правильно. Определенная в решении выкупная цена соответствует ст. 32 ЖК РФ. Согласно произведенной Администрацией г. Перми оценкой рыночной стоимости жилых помещений в доме по ул. . ООО . — рыночная стоимость всего объекта, с учетом его состояния оценена в размере 4 813 000 рублей. Следовательно, выкупная стоимость 3/10 доли в праве собственности на указанный дом, принадлежащей Б.В., составляет 1 443 900 рублей (4813 000 руб. x 3/10 доли = 1 443 900 руб.) и включает в себя рыночную стоимость доли в праве собственности на домовладение л.д. 52-53). Каких-либо возражений против данного заключения ответчицей не представлено, выкупная цена в установленном законом порядке не оспорена.

    [1]

    ..Доводы жалобы о том, что при определении выкупной цены были нарушены правила, установленные п. 7 ст. 32 ЖК РФ, согласно которому: «При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения. . переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду», не являются основанием к отмене судебного решения, поскольку доказательств причинения указанных в п. 7 ст. 32 ЖК РФ убытков, связанных с изъятием жилого помещения, ответчиком не представлено.

    Доводы жалобы о том, что выкупная цена установлена на основании оценочного отчета N . от 23.07.2007 г.; решение вынесено 15.05.2009 г., то есть по истечение почти двух лет со дня проведения оценки рыночной стоимости; в настоящее время указанная цена не отражает реальную рыночную стоимость имущества, в отношении которого проводилась оценка, при этом судом не была установлена никакая индексация указанной суммы за истекший период времени, также не влекут отмену решения суда. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд при принятии решения оценивает доказательства, которые представляются сторонами и другими лицами участвующими в деле. В материалы дела истцом представлен оценочный отчет N . от 23.07.2007 г., согласно которому суд определил выкупную цену в размере 1 443 900 рублей. Каких-либо возражений против данного заключения ответчицей не представлено, доказательств об ином размере выкупной цены в материалах дела не имеется. В связи с чем суд обоснованно руководствовался имеющимися в материалах дела доказательствами.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    С учетом изложенного судебная коллегия считает выше приведенные доводы жалобы Б.В. необоснованными. Указанные доводы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения» (извлечение из кассационного определения Пермского краевого суда от 8 июля 2010 г. по делу N 33-5824).

    Источники


    1. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

    2. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

    3. Толчеев Н. К. Справочник судьи и адвоката по гражданским делам; ТК Велби, Проспект — М., 2014. — 262 c.
    4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. Учебник. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
    5. Малеев, Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики; М.: Международные отношения, 2012. — 240 c.
    Выкупная цена аварийного жилья
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here