Запрет на использование личного транспорта в служебных целях законен

Приказ о запрете использования личного транспорта в служебных целях ржд

Приказ о компенсации за использование личного имущества

В тексте приказа отразите следующие моменты. Во-первых, кому и с какого времени выплачивается компенсация (1). Во-вторых, подробные характеристики имущества (2). В случае с автомобилем это номерной знак, идентификационный номер (VIN), объем двигателя, цвет и другие данные.

В-третьих, саму сумму компенсации (3).

см включительно норматив составляет 1200 руб. в месяц, а для более мощных машин — 1500 руб.

ежемесячно.Компенсацию начисляйте ежемесячно в твердой сумме независимо от количества календарных дней в месяце. За время, когда сотрудник находился в отпуске, командировке или болел, компенсацию не выплачивайте.

№ 54-Т ЗСЖД от 13 июня 2012 г. — Об организации работы автотранспорта

Вызов работников в Западно-Сибирскую дирекцию тяги использовать в исключительных случаях, когда необходимо их личное присутствие; 1.4. для проведения проверочной работы, расследования случаев отказов технических средств, событий связанных с движением поездов, травмирования работников, техногенных происшествий или других событий, связанных с безопасностью объектов железнодорожного транспорта, с угрозой жизни и здоровья человека разрешить использование служебных автотранспортных средств на расстояние более 100 километров, от границ населенного пункта, в котором находится структурное подразделение, эксплуатирующее транспортное средство, при отсутствии возможности проезда железнодорожным транспортом; 1.5.

при выезде в командировки, отдавать предпочтение железнодорожному транспорту, руководствуясь принципом безопасности; 1.6. в телеграфных указаниях о вызове специалистов и руководителей всех

Приказ об использовании служебного автомобиля

Данные обязанности отражаются в необходимости:

  1. оплачивать парковку, если организация на имеет собственного места для стоянки служебного транспорта.
  2. приобретать расходные материалы и запчасти, если из-за неисправности механизмов водитель не может вывезти авто с места стоянки;
  3. обеспечивать финансовыми средствами для покупки горючего топлива;
  4. оформлять очередные технические осмотры, оплачивая услуги станции обслуживания;

Конечно, любой наниматель заинтересован в том, чтобы обеспечивать функционирование компании с наименьшими затратами, и если у человека будет свой личный транспорт, то начальник сможет сэкономить существенные средства из-за отсутствия необходимости приобретать машину для коммерческих целей. Но в таких случаях директор организации обязан составить с водителем, имеющим личный транспорт, соглашение, по которому обязуется выплачивать компенсации в случае поломки и выхода из строя автомобиля при выполнении поручений.

Использование личного транспорта

___Трудового кодекса ________ и с целью упорядочивания сложившихся корпоративных процедур, ПРИКАЗЫВАЮ: 1.

Выплачивать денежную компенсацию курьеру __Ф.И.О____ , работа которого, в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией, носит разъездной характер.

2. За использование личного транспорта – марка «Нексия» , гос номер ___________для исполнения должностных обязанностей установить денежной компенсации в сумме __________ 3. Для получения компенсации и возмещения расходов на горюче-смазочные материалы (ГСМ) __Ф.И.О____ ежемесячно представлять: — путевые листы, оформленные в надлежащем порядке. 5. Денежную компенсацию выплачивать за истекший месяц одновременно с заработной платой.

Руководитель 3. Запрет работодателем использования личного транспорта правомерно это или нет? 3.1. Запрет работодателем использования личного транспорта правомерно это или нет?

Правомерен ли запрет на использование личного автотранспорта?

При этом признаётся правомерным отказ работодателя компенсировать работнику расходы на использование личного транспорта, когда его использование запрещено на локальном уровне (Апелляционное определение Московского городского суда от 08 апреля 2015 г.

При этом, Вы вправе не компенсировать работнику расходы на проезд. Соответствующие судебные решения Вы сможете найти в приложении к ответу ниже.

Запрет на использование личного транспорта в служебных целях законен?

Данный факт был зафиксирован, в том числе камерами видеонаблюдения.

Распоряжение о запрете использования личного транспрорта для поездок в командировку

Что говорит закон? Порядок командировки, в том числе на транспорте работника, регулируется ТК РФ и подзаконными актами.

В гл. 24 ТК РФ приводится определение командировки, обозначаются гарантии сотруднику и порядок возмещения потраченных сумм в различных условиях служебных поездок. Особенности направления сотрудников в командировку устанавливаются Положением, введенным в действие Постановлением Правительства РФ № 749 от 29.07.2008 г.

В качестве разъясняющих документов в 2015 году введен Приказ Минфина РФ № 33н.

Вопросы налогообложения разъясняются в Письме Минфина № 03-03-06/2238 (Разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики).

Обратите внимание: хотя специалист Минфина и настаивает на применении норм, утвержденных Минтрансом, они все-таки рекомендованные.

Об утверждении Инструкции о порядке использования служебного автомобильного транспорта федерального государственного учреждения «Управление механизации и автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями на 16 ноября 2006 года)

Руководителям структурных подразделений центрального аппарата ФСИН России обеспечить контроль за надлежащим использованием служебного автотранспорта и экономным расходованием средств, выделяемых на его содержание.Директоргосударственный советникюстиции I классаЮ.И.КалининПриложение 1к приказу Федеральной службыисполнения наказанийот 2 июня 2005 года N 3991.1.

«Управление механизации и автотранспорта Федеральной службы исполнения наказаний»

(далее — ФГУ УМиАТ ФСИН России) осуществляет автотранспортное обеспечение подразделений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), а также обеспечивает автотранспортом в соответствии с действующим законодательством Министерство юстиции Российской Федерации и подведомственные ему федеральные службы (ФССП, ФСР России).1.2.

Автомобильный транспорт ФГУ УМиАТ ФСИН России содержится согласно штатам и используется

№ 274р от 20 февраля 2007 г. Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования работниками филиалов ОАО «РЖД» служебных легковых автомобилей без водителей и личных легковых автомобилей

2. Настоящие Методические рекомендации распространяется на отношения, связанные с предоставлением работникам автомобилей, а также с использованием личных легковых автомобилей работников в служебных целях.

3. Настоящие Методические рекомендации не распространяется на отношения, связанные с предоставлением работникам служебных легковых автомобилей со сменным режимом работы, а также автомобилей грузовых, автобусов, автомобилей специальных. 4. Автомобиль предоставляется работникам, занимающим должность, предполагающую предоставление служебного автомобиля согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 06.09.2005 N 1388р «Об упорядочении использования на железных дорогах и в других филиалах ОАО «РЖД» служебных легковых автомобилей» (далее — распоряжение ОАО «РЖД» от 06.09.2005 N 1388р), или выполняющим работу, связанную с частыми служебными поездками.

В командировку на личном транспорте. Возможно?

У одного нашего работника разъездной характер работы. У него, как и у многих сейчас, есть свой личный автомобиль, однако в рабочее время он им не пользуется и предпочитает ездить на общественном транспорте — так он экономит свое время и нервы. Сейчас мы хотим отправит! его в другой город в командировку для рекламы нашего продукта, и ехать туда он собирается не на поезде, а на своей машине. Руководитель не возражает, но я сомневаюсь – можно ли отправить в командировку работника на личном транспорте? Работаю инспектором по кадрам уже не первый год, но с таким случаем еще не сталкивалась. Ответа я так нигде и не нашла. Помогите разрешить ситуацию.

Читайте так же:  Что такое совместительство и совмещение в чём разница

Для работника, конечно, было бы неплохо поехать в командировку на своей «ласточке», и его желание вполне объяснимо.

Работник не будет зависеть от расписания движения общественного транспорта. Кто хоть раз был в командировке, тот знает, какие случаются казусы: то вылет самолета задерживается, то очереди в кассах, то нет билетов — всего не перечесть. И порой это влечет за собой неприятные последствия, вплоть до срыва выполнения служебного задания. А если у работника есть личный автомобиль, то он относительно свободен в перемещении и может с большей пользой для дела распорядиться отведенным ему служебным временем.

На первый взгляд все достаточно убедительно. Но это с позиции работника и только на первый взгляд. А теперь посмотрим на эту ситуацию с точки зрения закона и практики его применения.

По общему правилу, установленному Трудовым кодексом РФ (даже — ТК РФ), обязанность по обеспечению работников оборудованием, инструментами, иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, возлагается на работодателя (ст. 22 ТК РФ). Однако прямого запрета на использование работниками личного имущества, в том числе персонального автомобиля, для выполнения своих трудовых обязанностей ТК РФ не устанавливает. Также в законе прямо говорится о том, что работнику гарантировано возмещение расходов по проезду, связанных со служебной командировкой (ч. 1 ст. 168 ТК РФ).

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы

Обратите внимание на два момента: первое — в законе говорится о расходах «по проезду», но не сказано, на каком виде транспорта, второе — говорится о расходах, произведенных работником «с разрешения или ведома работодателя». Таким образом, работник вполне может отправиться в командировку на своем личном автомобиле, но с согласия или ведома работодателя, при этом последний обязан будет возместить все расходы, связанные с такой поездкой.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ)

При использовании с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работника последнему выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их эксплуатацией (ст. 188 ТК РФ). Поэтому в случае использования личного транспорта в целях служебной командировки работник может быть уверен в соответствующей компенсации. При этом стороны должны договориться о размерах возмещения расходов, заключив соглашение в письменной форме.

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

За все, что работник делает с ведома или по поручению работодателя, ответственность несет работодатель

Итак, чтобы поездка в командировку на личном автомобиле работника была законной, необходимо соблюдение следующих условий.

Условие 1. Работник изъявил желание направиться в командировку на личном транспорте.

Условие 2. Работодатель согласен на такой способ проезда в командировку.

Условие 3. Стороны заключили письменное соглашение о возмещении расходов.

Условие 4. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировкой, предусмотрены в коллективном договоре или в локальном нормативном акте.

Таким локальным нормативным актом может быть, например, Положение о служебных командировках, в котором прописываются все возможные выплаты компенсаций и их размеры.

На этом месте можно было бы поставить точку и закрыть тему. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Образно говоря, мы с вами рассмотрели только видимую часть айсберга…

В дороге, как мы знаем, случается всякое, например работник может попасть в дорожно-транспортное происшествие. В связи с этим возникает вопрос: будет ли нести работодатель риски возмещения ущерба третьему лицу в случае наступления такого события?

Обратите внимание: сам характер трудовых отношений позволяет сделать вывод о том, что за все, что работник делает с ведома или по поручению работодателя, ответственность несет работодатель. Подтверждением тому служит п. 1 ст. 1068 Гражданского кодекса РФ. Согласно ему юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работниками при исполнении ими трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ.

. в вопросе возмещения расходов по проезду могут возникнуть разногласия с налоговыми органами. Несмотря на то, что в ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) прямо указано, что расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту работы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, чиновники Минфина и ФНС считают по-другому, приводя следующие аргументы.

Во-первых, ни в ТК РФ, ни в НК РФ прямо не говорится о компенсации командировочных расходов за проезд именно на личном автомобиле.

Во-вторых, в Инструкции Минфина СССР от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР», действующей в части, не противоречащей трудовому законодательству, упоминается об оплате расходов по проезду видами транспорта общего пользования, а про личный транспорт там ничего не сказано.

В-третьих, постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» (далее — Постановление № 92) устанавливает предельные нормы компенсации за использование личного транспорта для служебных поездок, учитываемые в целях налогообложения. Но это для случая, когда личный автомобиль используется в служебных целях постоянно. Если же автомобиль эксплуатируется не постоянно, то, по мнению чиновников, и компенсационные выплаты должны быть меньше нормы, установленной вышеназванным постановлением (письмо Минфина России от 15.09.2005 № 03-03-04/2/63). При этом предельные нормы компенсации составляют: для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 см3 — 1000 руб. в месяц, а свыше 2000 см3 — 1 500 руб. в месяц.

Другими словами, все, что по мнению налоговых органов выше установленных норм, облагается налогом на прибыль. Более того, если налоговый инспектор усмотрит умышленное занижение налоговой базы по налогу на прибыль, то это грозит еще и штрафными санкциями (ст. 120 НК РФ).

Разногласия возникают и по вопросу о том, что включается в расходы по проезду. По идее в эти расходы можно включить все, что связано с использованием автомобиля: стоимость бензина, запасных частей, оплата ночной стоянки, мойка и т. д. Но у чиновников из Минфина России и ФНС России другое мнение: в предельные нормы компенсации за использование личного транспорта для служебных поездок включено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт), а значит, и дополнительные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов (письма Минфина России от 16.05.2005 № 03-03-01-02/140; УФНС по г. Москве от 22.02.2007 № 20-12/016776). Кроме того, рассматриваемые нормы применяются при использовании личного транспорта для «служебных поездок», а «служебные поездки» и «командировка» — это два разных понятия. Следовательно, предельные нормы компенсации, установленные Постановлением № 92, по их мнению, не могут применяться при возмещении командировочных расходов по проезду и, следовательно, понесенные работодателем расходы на возмещение затрат по использованию личного транспорта работника для целей командировки не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Читайте так же:  Как рассчитать алименты на 2 детей

В результате таких разногласий работодатель может столкнуться с проблемой по уплате налогов.

Трудовое законодательство не запрещает работнику с разрешения работодателя поехать в командировку на личном транспорте. Однако стоит помнить, что во время проезда к месту командировки работник выполняет свои трудовые обязанности. И если работник во время поездки попадет в ДТП по своей вине, в результате чего будет причинен ущерб третьему лицу, работодатель несет риск возмещения ущерба данному лицу на основании ст. 1068 ГК РФ.

Журнал: Всё для кадровика, По состоянию на: 16.05.2012, Год: 2012, Номер: №6
Автор: Мельник А.Б.

[3]

Правомерен ли запрет на использование работником личного транспорта в служебных целях?

Сотрудник обратился в суд с целью признать пункт правил внутреннего трудового распорядка, запрещающий использование личного транспорта в рабочих целях, незаконным. Работник ссылался на то, что в его трудовые обязанности входят выезды в государственные органы. Служебный транспорт работодателем не предоставляется, а использование личного способа передвижения запрещено ПВТР.

Московский городской суд счел действия работодателя законными и оставил без удовлетворения жалобу работника на решение суда первой инстанции (апелляционное определение суда от 04.04.2018 № 33-14444/2018). Суд установил, что данная норма ПВТР обусловлена необходимостью обеспечения безопасности труда и не противоречит действующему законодательству, в том числе, требованиям ст. 8 ТК РФ.

Работник обязан добросовестно выполнять возложенные на него обязанности, соблюдать требования по охране и безопасности труда. Запрет на использование личного транспорта в рабочее время в служебных целях является одним из требований по безопасности труда, следовательно, сотрудник обязан соблюдать и не нарушать правила внутреннего трудового распорядка

Использование личного транспорта в служебных целях

Использование личного транспорта в служебных целях практикуется довольно часто. Ситуация может носить временный или постоянный характер. Оформить все документально, решить компенсационные вопросы помогает законодательство.

Как оформить использование личного транспорта в служебных целях?

Командировки и разъезды по служебным делам на личном транспорте требуют расходов на топливо, техобслуживание, амортизацию. Работодатель обязан эти расходы возместить, согласно статьи 188 ТК РФ. Чтобы не было спорных вопросов по поводу компенсации расходов, работник и работодатель долные официально оформить использование личного транспорта в служебных целях.

Существует несколько способов:

  • составить в трудовом договоре соответствующую запись;
  • составить дополнительное соглашение к трудовому договору;
  • заключить договор-аренды транспортного средства между владельцем авто и компанией, которая нуждается в транспорте;
  • предоставить автомобиль по механизму ссуды;
  • заключить договор гражданско-правового характера.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Надо примерить к собственной ситуации, определить, насколько тот или иной способ наиболее выгоден.

Фиксированная компенсация

Это удобный способ взаимоотношений с внесением дополнительной записи к трудовому соглашению. Работодатель должен издать соответствующее распоряжение. И еще составить соглашение о размере компенсации за расходы. Однако существуют нормы таких затрат на основании статьи 264 НК РФ и Постановления Правительства от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Учет расходов таков:

[2]

  • 1200 руб. в месяц для автомобиля с объемом двигателя до 2 000 куб. см.;
  • 1500 руб. в месяц для автомобиля с объемом двигателя более 2 000 к. см.;
  • 600 руб. в месяц для мотоциклов;
  • без ограничений — для грузового транспорта.

Плюсом таких взаимоотношений является то, что на фиксированную ежемесячную сумму компенсации НДФЛ не начисляется. Однако не всегда можно уложиться в эти нормативы. Работодатель возмещает расходы по факту. Но если превышен норматив, то на разницу между нормативом и фактической оплатой расходов начисляется НДФЛ.

К недостаткам можно отнести несколько моментов. Фиксированная компенсация не предполагает, что водитель получит деньги в конце месяца в любом случае, даже если не совершал поездок. И есть некоторый риск: руководитель предприятия может не возместить фактические затраты автовладельца, ограничившись оговоренной фиксированной суммой. И даже в суде будет сложно доказать свою правоту.

Договор аренды

К этому методу прибегают чаще всего. Это фактически аренда предприятием личного транспортного средства сотрудника, только без экипажа. Регулируется статьей 643 ГК РФ.

Плюсы такого решения:

  • уже не действуют нормативы – расходы компенсируются в полном объеме, автомобиль фактически находится на балансе предприятия;
  • страховка на транспортное средство также переоформляется на предприятие.

Недостатком можно считать тот факт, что если составлять договор на аренду автомобиля, то на все суммы за наем, получаемые работником, начисляется 13 % (тот самый НДФЛ).

Предоставить автомобиль в виде ссуды

Такой способ использования личного автомобиля для служебных целей регулируется статьей 689 ГК РФ. Он менее выгоден для работника с личным транспортом. Этот способ предполагает передачу своего личного транспорта предприятию на определенное время — в непосредственное пользование. Причем на безвозмездной основе.

Плюсы такого решения:

  • предприятие полностью берет на себя ответственность за содержание, ремонт автомобиля, учет ГСМ;
  • упрощает ведение отчётности в вопросах налогообложения;
  • работник не теряет права использовать собственный автомобиль и в личных целях.

Но в этом случае работнику надо документально закрепить использование собственного автомобиля за собой, чтобы другие сотрудники не могли им пользоваться во время работы. А также право пользоваться автомобилем для личных нужд тоже вне рабочее время.

Гражданско-правовой договор

Можно обойтись без полноценного трудоустройства сотрудника с личным транспортом, а просто составить с ним гражданско-правовой договор. В этих отношениях не применяются нормы трудового права. Такой договор может быть обоюдовыгоден.

Плюсы такого решения:

  • владелец автомобиля сам определяет, в каком виде предоставить транспорт – с экипажем, без него;
  • автовладелец может и сам осуществлять перевозки людей и грузов, если имеет соответствующие права;
    оговаривается время использования транспорта, вплоть до почасового.

Но составить такой договор с предприятием владелец автотранспорта может лишь в том случае, если является индивидуальным предпринимателем, а не частным лицом.

Когда сам руководитель – водитель

Очень часто руководители предприятий используют собственный автомобиль для работы. Сами же на нем и ездят. Если речь идет о такой форме организации, как ООО, в этом случае директор может оформить все документально – в виде аренды, безвозмездной ссуды или фиксированной компенсации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На деле часто руководители нарушают законодательство. И если случаются происшествия с участием автомобиля, им приходится объяснять правоохранительным органам, что автомобиль в данное время используется для личного пользования. Чтобы не создавать лишние трудности, стоит оформить документы на использование автомобиля, согласно законодательству.

Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, он не может отдать транспортное средство в аренду самому себе, так же, как и ссудить. Даже трудоустроить себя, директора, в качестве еще и водителя не получится. Закон разрешает совершать такие сделки только между двумя, как минимум, разными людьми. Чтобы учитывать расходы на собственный автомобиль в целях регулирования налогообложения, индивидуальному предпринимателю придётся поставить автомобиль на баланс предприятия.

Читайте так же:  Какими особенностями обладает инвентаризационная стоимость квартиры, можно ли узнать ее на сайте рос

Чтобы использование личного транспорта в служебных целях не вызывало лишних вопросов у проверяющих служб, бухгалтер предприятия должен оформлять служебные поездки путевыми листами со штампами о прохождении водителем медицинского осмотра. Это является обязательным как для ИП, так и для других водителей, использующих личный транспорт в служебных целях. Даже руководитель ООО, пользующийся для работы собственным авто, должен сам себе выписывать путевые листы и оформлять рабочие поездки.[/stextbox]

Запрет на использование личного транспорта в служебных целях законен?

Работодатель установил запрет на использование личного транспорта в служебных целях. Насколько его действия являются обоснованными и законными? На эти вопросы найдем ответы в Апелляционном определении Московского городского суда от 4 апреля 2018 года № 33-14444/2018.

Суть дела
Работник обратился в суд с иском к работодателю, требуя, в том числе, признать незаконным приказ о дисциплинарном взыскании, признать один из пунктов правил внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР), нарушающим требования ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации. Оспариваемый пункт ПВТР устанавливал запрет на использование личного транспорта в служебных целях.

Справка
Часть 1 ст. 8 ТК РФ устанавливает, что работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Истец работает ведущим инженером и в круг его должностных обязанностей входит выезжать в органы Государственной регистрации и учета недвижимого имущества по вопросам получения сведений государственного, кадастрового учета.

[1]

Правила внутреннего трудового распорядка работодателя, с которыми истец был ознакомлен под роспись, устанавливают, что работник обязан не использовать личный транспорт в служебных целях.

Получив в один из рабочих дней задание на получение выписки из ЕГРН, истец для выполнения поручения воспользовался личным транспортным средством — мотоциклом. Данный факт был зафиксирован, в том числе камерами видеонаблюдения. По итогам проведенной проверки истец был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Позиция истца (работника)
Считает, что положение ПВТР, устанавливающее запрет на использование личного транспорта в служебных целях нарушает ст. 8 ТК РФ, поскольку федеральными законами подобного запрета не установлено.

Позиция ответчика (работодателя)
Считает, что ПВТР не противоречат действующему законодательству.

Позиция суда
После анализа оспариваемой нормы ПВТР суд пришел к выводу, что норма обусловлена необходимостью обеспечения безопасности труда и не противоречит действующему законодательству, в том числе, требованиям ст. 8 ТК РФ.

Личный транспорт в служебных целях: запрет

Может ли работодатель запретить личный транспорт в служебных целях? Сотрудники предприятия используют собственные автомашины и мотоциклы для рабочих поездок. Однако администрацию это может не устраивать. В связи этим велика вероятность возникновения трудовых споров. Расскажем в материале, имеет ли право работодатель установить запрет на использование личного транспорта в служебных целях.

Трудовой распорядок

Любой работодатель может регламентировать трудовой режим и распорядок работы в компании. Вся необходимая информация собирается в Правилах внутреннего трудового распорядка. Данный локальный акт, в частности, регламентирует:

  • порядок приема работников;
  • правила увольнения;
  • время труда и отдыха;
  • меры поощрения персонала;
  • меры взыскания;
  • сроки выплаты зарплаты.

Обычно Правила внутреннего распорядка оформляют как приложение к коллективному договору. Если колдоговора нет, то Правила оформляют отдельным документом. Таков порядок, установленный трудовым законодательством (ч. 4 ст. 189, ч. 2 ст. 190 ТК РФ).

Персонал нужно ознакомить

С существующими в компании правилами работников знакомят при поступлении на работу. Знакомство с локальными нормативными актами компании – это обязательная процедура при трудоустройстве (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Знакомят сотрудников с нормативными актами предприятия под роспись. Личная подпись сотрудника подтвердит факт соблюдения трудового законодательства.

Соблюдаем дисциплину

Если работодатель запретил использовать личный транспорт для служебных поездок, то к данному запрету пренебрежительно относиться нельзя. Сотрудник, ознакомленный с данным требованием, обязан его исполнять. В противном случае, нарушение чревато дисциплинарным взысканием.

Правомерность такого вывода подтверждают судьи. Так, Мосгорсуд встал на сторону работодателя, закрепившего запрет на использование работниками личных автомобилей и мотоциклов (см. апелляционное определение Московского городского суда от 04.04.2018 № 33-14444/2018).

Сотрудник предприятия, ездивший по служебным делам на мотоцикле, получил выговор, за нарушение Правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР), содержащих прямой запрет на использование личного авто- мототранспорта. Несогласный с дисциплинарным взысканием работник обратился в суд. Однако судьи поддержали работодателя.

Как выяснилось, администрация запретила сотрудникам использовать собственный транспорт в целях создания безопасных условий труда. Так как работники должны соблюдать требования по охране труда, то существующий на предприятии запрет не нарушает их положения.

Использовать свои машины и мотоциклы для поездок на работу и обратно можно сколько угодно. А осуществлять служебные поездки на них нельзя. Таким образом, дисциплинарное взыскание в виде выговора наложено на сотрудника, нарушившего Правила трудового распорядка, правомерно. В связи с этим работник не может настаивать на аннулировании выговора и возмещении морального вреда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Минфин: нельзя учесть расходы на ГСМ, если работник получает компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях

В выплачиваемой работнику компенсации за использование личного автомобиля для служебных поездок уже учтено возмещение затрат на содержание транспорта, в том числе на топливо. Поэтому стоимость горюче-смазочных материалов, возмещаемая работникам, не может быть включена в состав расходов при налогообложении прибыли. Такой неблагоприятный для компаний вывод следует из письма Минфина России от 23.09.13 № 03-03-06/1/39239.

Как известно, выплата компенсации за использование личного транспорта в служебных целях предусмотрена статьей 188 Трудового кодекса. Размер компенсации определяется по письменному соглашению работника с работодателем. При этом в налоговую базу по налогу на прибыль компенсация включается в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.02 № 92 (подп.11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Напомним, что данные нормы составляют для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см. включительно — 1200 руб. в месяц, а свыше 2000 куб. см. — 1500 руб. в месяц.

Помимо выплаты компенсации, работодатели должны возмещать работникам расходы, связанные с использованием личного автомобиля в служебных целях, в частности, затраты на топливо. Об этом также сказано в статье 188 ТК РФ. На наш взгляд, компенсация и возмещение стоимости топлива — это две независимые выплаты, причем одна не исключает другую. Следовательно, организация вправе учесть при налогообложении расходы на бензин в обычном порядке, то есть на основании путевых листов и чеков автозаправочной станции. Данные суммы учитываются в расходах в полном размере, поскольку для них в Налоговом кодексе не установлено каких-либо лимитов (п. 49 ст. 264 НК РФ). См. также «Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)», «Личный автомобиль используется в производственных целях: как учесть топливо».

Но, как следует из комментируемого письма, расходы на ГСМ учесть при налогообложении прибыли не получится. Специалисты финансового ведомства считают, что в сумме компенсации работнику уже учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного автомобиля (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Поэтому оснований для списания в расходы стоимости горюче-смазочных материалов, помимо сумм компенсаций, нет. Отметим, что тем самым чиновники Минфина повторили свою давнюю позицию, высказанную еще в письме от 16.05.05 № 03-03-01-02/140.

Читайте так же:  Защита прав потребителей при дистанционных покупках

Использование личного транспорта в служебных целях (Ремизова О.Н.)

Дата размещения статьи: 18.11.2014

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Вопросы гаражного строительства, оформления прав на гаражи и формы объединений граждан в целях реализации цели по возведению данных объектов являются традиционно актуальными для физических и юридических лиц. Принятие законопроекта способно снять правовую неопределенность статуса гаражей и машино-мест, а также статуса объединений их собственников. Это, в свою очередь, положительно скажется на развитии гражданского оборота в целом и послужит стимулом для развития гаражного строительства.

В настоящее время количество антиконкурентных нарушений продолжает оставаться высоким. С целью оперативного устранения выявленных нарушений законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не приостанавливается (если иное не предусмотрено судебным актом).

Законопроектом предлагается внести в Налоговый кодекс РФ изменения, предусматривающие, что в случае безвозмездной передачи органам государственной власти имущества, приобретенного (созданного) за счет средств субсидии, налогоплательщик вправе наравне с признанием внереализационного дохода в виде сумм субсидии в порядке пункта 4.1 статьи 271 НК РФ также признавать расход в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества.

Законопроект, в частности, предусматривает внесение изменений в части исключения положений о проведении аукциона на право создания искусственного земельного участка на водном объекте, регламентации вопросов, связанных с созданием искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, в том числе при создании морского порта и расширении его территории.

Целью данного Закона является стимулирование добровольного страхования жилья граждан. Законом устанавливается, что органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

Компенсация за использование личного автомобиля: страховые взносы, налогообложение, учет

Из статьи Вы узнаете:

1. Нужно ли удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы с компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях.

2. Можно ли учесть компенсацию за использование личного автомобиля в расходах по налогу на прибыль и УСН.

3. Как рассчитать сумму компенсации и отразить в бухгалтерском учете.

Порядок документального оформления компенсации работнику за использование личного автомобиля в служебных целях мы рассмотрели ранее. Теперь остается выяснить: какими налогами и взносами облагается компенсация и как ее учесть в налоговом и бухгалтерском учете? Забегая немного вперед, скажу, что ответ на эти вопросы во многом зависит от того, является работник собственником автомобиля, или использует его по доверенности. Заинтригованы? Тогда читайте статью.

НДФЛ и страховые взносы с компенсации за использование личного автомобиля

Работник является собственником автомобиля

Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ компенсация за использование личного автомобиля и суммы возмещения расходов, понесенных в результате такого использования, не облагаются НДФЛ и не отражаются в справке 2-НДФЛ. Причем указанные выплаты не облагаются НДФЛ целиком, без каких-либо ограничений. Нормы компенсации за использование личного транспорта установлены законодательством только для учета этих сумм при расчете налога на прибыль, для расчета НДФР нормы не применяются. Такую позицию поддерживает Минфин РФ: Письма от 27.08.2013 № 03-04-06/35076 и от 31.12.2010 № 03-04-06/6-327.

В соответствии с пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и суммы возмещения расходов не облагаются страховыми взносами. При этом не облагаются взносами компенсации и возмещения в полной сумме, установленной соглашением между работодателем и работником (Письма Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1343-19, от 12.03.2010 № 550-19, ПФР от 29.09.2010 № 30-21/10260 (п. 2), ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

Работник не является собственником автомобиля

Если работник управляет автомобилем по доверенности, то вопрос: облагать НДФЛ и страховыми взносами сумму компенсации или нет – является спорным. Согласно официальным разъяснениям Минфина, ФНС и Минтруда, компенсация работнику за использование автомобиля, управляемого по доверенности, подлежит обложению НДФЛ и взносами: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2014 г. № 17-3/В-92 (в отношении страховых взносов), Письмо Минфина России от 08.08.2012 № 03-04-06/9-228, от 21.02.2012 № 03-04-06/3-42 и ФНС России от 25.10.2012 N ЕД-4-3/[email protected] (в отношении НДФЛ). Контролирующие органы мотивируют свою позицию тем, что Трудовым кодексом предусмотрена компенсация за использование личного имущества, а по их мнению, личным считается имущество, принадлежащее работнику на праве собственности. В связи с этим не облагается взносами и НДФЛ только компенсация за использование автомобиля, собственником которого является сам работник.

Однако российское законодательство не содержит четкого определения термина «личное имущества», то есть им может считаться имущество, принадлежащее на любом законном праве, в том числе на праве владения и пользования по доверенности. Такое мнение высказал Высший арбитражный суд в Определении от 24.01.2014 № ВАС-4/14 по делу № А76-24083/2012. Так что, уважаемые коллеги, наш суд оказался если не самым гуманным, то, по крайней мере, вполне справедливым. Начало судебной практике на высшем уровне положено, и, несмотря на то, что пока такое решение вынесено в отношении страховых взносов с компенсации за использование работниками транспорта, управляемого по доверенности, есть основания надеяться на аналогичную точку зрения и в отношении НДФЛ.

Как Вы понимаете, в случае, если работник не является собственником автомобиля, Вам самостоятельно необходимо принять решение: включать сумму компенсации в базу для расчета НДФЛ и страховых взносов, чтобы избежать претензий контролирующих органов, или не включать. Во втором случае нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде, при необходимости.

Налоговый учет компенсации за использование личного автомобиля

Работник является собственником автомобиля

В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ компенсация за использование личных автомобилей в служебных целях учитывается в расходах при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Однако принять к расходам можно не всю сумму компенсации, а лишь в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».

Читайте так же:  Какие выплаты ждут работника при досрочном увольнении по сокращению штата примеры расчетов

Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» также могут уменьшить налогооблагаемую базу на суммы компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта на основании пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом суммы компенсации учитываются в налоговых расходах в пределах норм, как и для расчета налога на прибыль.

Нормы расходов на выплату компенсации за использование личного автомобиля (Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92):

Рабочий объем двигателя легкового автомобиля

Нормы расходов на выплату компенсации (руб. в месяц)

до 2000 куб. см включительно 1 200,00 свыше 2000 куб. см 1 500,00

! Обратите внимание:

  • Нормы расходов на компенсацию за использование личного транспорта уже включают в себя все затраты, связанные с его использованием в служебной деятельности (ГСМ, ремонт, техобслуживание, мойку и т.д.). Таким образом, никакие сверхнормативные суммы компенсации за использование личного транспорта и возмещения расходов не уменьшают налогооблагаемую базу ни по налогу на прибыль, ни по «упрощенному» налогу (Письмо Минфина России от 26.02.2013 № 03-11-11/82; Письма УФНС России по г. Москве от 04.03.2011 № 16-15/[email protected], от 20.09.2005 № 20-12/66690).

Работник не является собственником автомобиля

Так же, как и в случае с НДФЛ, Минфин считает, что при управлении автомобилем по доверенности, суммы компенсации не учитываются в налоговых расходах (Письмо Минфина России от 03.05.2012 № 03-03-06/2/49). Однако я уже упоминала Решение ВАС, согласно которому к «личному» имуществу сотрудника относится и автомобиль, принадлежащий на праве владения или пользования по доверенности, поэтому есть шанс отстоять в суде право включать в расходы такую компенсацию. Решать, какой вариант выбрать, конечно, только Вам.

! Обратите внимание:

  • В налоговых расходах можно учесть сумму компенсации за использование личного автомобиля, начисленную сотруднику только за те дни, когда автомобиль фактически использовался в служебных целях (Письмо Минфина РФ от 03.12.2009 № 03-04-06-02/87). То есть, если компенсация установлена в твердой сумме за месяц, а работник в течение месяца находился на больничном, в отпуске и т.д., то к налоговому учету можно принять лишь часть компенсации, рассчитанную за фактически отработанные дни (см. пример расчета в конце статьи).
  • Компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях уменьшает налогооблагаемую базу только при наличии всех подтверждающих документов, оформленных надлежащим образом.

Начисление компенсации за использование личного автомобиля и отражение в бухгалтерском учете

Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях учитывается на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» в корреспонденции со счетами затрат (20, 23, 25, 26, 44). В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, в расходах учитывается вся сумма компенсации и возмещения затрат, согласованная между работником и работодателем и подтвержденная документально.

Пример расчета компенсации за использование личного автомобиля

По соглашению менеджеру по продажам за использование личного автомобиля MITSUBISHI LANCER 1,6 выплачивается:

  • Ежемесячная компенсация 5 000,00 руб. в месяц;
  • Возмещение расходов на бензин по нормам расхода, установленным Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (7,7 л / 100 км).

3 сентября работник сдал в бухгалтерию утвержденный руководителем отчет об использовании личного транспорта за август с приложенными чеками АЗС. Согласно отчету пробег автомобиля в служебных целях в августе составил 1 500 км. Кроме того, сотрудник находился в ежегодном оплачиваемом отпуске 14 дней (18.08.14-31.08.14). Рассчитаем сумму компенсации за использование личного автомобиля и сумму возмещения расходов за август:

  • Сумма компенсации за август составит 5 000 / 31 * 17 = 2 741,94 руб.
  • Сумма возмещения расходов на бензин 1 500 * 7,7 / 100 * 32,50 (средняя цена за 1 л бензина АИ-92 согласно чекам АЗС) = 3 753,75 руб.
  • Итоговая выплата сотруднику за использование личного автомобиля в августе составит 6 495,69 руб.

Отражение в бухгалтерском учете:

Кредит Сумма, руб. 44 73 6495,69 Начислена компенсация за использование личного автомобиля сотруднику 73 51 6495,69 Перечислена компенсация на карту сотруднику

В налоговом же учете принимаемая сумма компенсации за использование личного автомобиля составит всего лишь 1 200 руб. То есть сверхнормативная компенсация в размере 5 295,69 не уменьшит ни налог на прибыль, ни налог при УСН.

Итак, целых две статьи я посвятила вопросу компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях: от документального оформления до начисления и отражения в учете. Выводы можно сделать следующие:

1. Начислять компенсацию за использование личного транспорта сотруднику выгоднее, чем добавлять эту сумму, например, в премию, как часто делают работодатели. Это связано с тем, что на сумму компенсации не начисляются страховые взносы и не удерживается НДФЛ (в общем случае), а вот премии облагаются и взносами и НДФЛ.

2. Компенсировать использование личного транспорта сотрудникам целесообразно в том случае, когда суммы компенсации ненамного превышают нормы расходов, учитываемые при расчете налога на прибыль и при УСН, то есть 1 200 – 1 500 рублей в месяц. Если же выплаты более значительные, то работодателю стоит задуматься над альтернативными вариантами решения «транспортного вопроса», например, аренда автомобиля у сотрудника или у стороннего лица, либо использование собственного автомобиля. Их мы обязательно рассмотрим в следующих статьях.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты:

1. НК РФ (часть 2)

2. Федеральный Закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

3. Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией»

Кодексы, Федеральные законы, Постановления Правительства РФ опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Определение ВАС РФ от 24.01.2014 № ВАС-4/14 по делу N А76-24083/2012

Источники


  1. Васильева, Вера Как судили Алексея Пичугина. Судебный репортаж / Вера Васильева. — М.: Human Rights Publishers, 2013. — 621 c.

  2. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  3. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
  4. Прессман, Л.П. Кабинет литературы / Л.П. Прессман. — М.: Просвещение; Издание 2-е, доп., 2014. — 144 c.
  5. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
Запрет на использование личного транспорта в служебных целях законен
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here